banner banner banner
Образная сила разума и веры. Могут ли мышление и вера обходиться без образов
Образная сила разума и веры. Могут ли мышление и вера обходиться без образов
Оценить:
 Рейтинг: 0

Образная сила разума и веры. Могут ли мышление и вера обходиться без образов


Но к чувствам скоро вернёмся для разговора поподробнее, а пока нужно ещё некоторые важные вещи сказать о сознании.

Когито или не когито

Известна фраза французского философа и математика Декарта «Мыслю – следовательно существую» («Когито эрго сум» на латыни). Эта фраза имеет много переводов, осмыслений и переложений; до сих пор она тонизирует общечеловеческое мышление. Меня она тоже будоражит.

И мне представляется, что речь в ней совсем не о разуме (как подчёркивает слово «мыслю: когито»), а о сознании. Именно оно служит верным признаком человеческого существования. Уж насколько сознание того или иного человека полно мыслей – это бывает по-разному.

Так что сознание для каждого из нас служит огромным пространством внутреннего существования – с его разнообразным наполнением.

Чтобы показать отличие сознания от разума, то есть от способности мыслить, можно воспользоваться двумя сравнениями.

Сознание похоже на поле, где прорастает всё, свойственное человеку, под воздействием приходящего извне. Способность сознавать – это само присутствие человека в жизни.

Разум можно сравнить с агрономом, чьё дело заботиться обо всём растущем или живущем на этом поле. Разбираться в полезном и помогать его развитию. Определять вредное и препятствовать его разрастанию, чтобы сорняки не угнетали стоящее.

На этом поле (или, пользуясь более объёмным сравнением, в пространстве сознания) обитают и различные существа, упомянутые выше, – чувства. Участие в их жизни тоже естественно для разума.

Разные чувства

Многообразие человеческих чувств огромно. Но можно выделить среди них несколько основных, которые свойственны в том или ином виде большинству людей.

Особое внимание в этой книге уделено чувству веры, но нужно упомянуть и некоторых его соседей по сознанию: чувства родства, любви, дружбы, долга, совести (его называют ещё этическим чувством), красоты (эстетическое чувство), призвания, чувство логики, социальное чувство.

Это примерно описывает спектр человеческих чувств, хотя их перечень можно всячески расширять, углублять или дробить. Названия можно формулировать по-разному, а что-то можно и не признавать чувством. Всё это зависит от собственных представлений каждого человека, задумывающегося об этом.

Но что это такое – чувство? Может быть, правильно назвать его одной из движущих пружин личности? Но вместе с тем стоит заметить, что эти пружины нередко цепляются, к сожалению, друг за друга…

Точнее сказать, что это что-то невидимое внутри тебя, знающее, как ты относишься к чему-то или кому-то. Часть души, живущая внутри неё собственной жизнью. То есть как бы существо в нашем существе, воспринимающее свой круг явлений и порождающее свой круг эмоций.

Образ чувств как наших внутренних существ мне кажется наиболее удачным для примерного представления о них, а свойства и характер каждого такого существа зависят от конкретного человека.

Такой подход я старался описать более подробно в своих книгах (например, «Государство чувств», «Человек среди чувств. Начало», в книгах цикла «Дружба с жизнью»).

Вот среди этого внутреннего сообщества мы и обнаруживаем чувство веры. О нём попозже поговорим отдельно.

Но есть ещё и чувства, о которых я говорить в этой книге не стану. Это известные пять чувств, которые носят то же самое общее название, но относятся не к душевной, а к телесной жизни: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это, конечно, тоже интересно, но всё-таки здесь они останутся в стороне.

А вообще – если бы ты знал, читатель, как я тебе сочувствую! Вместо эффектных рассказов о бесконечном разнообразии жизни – какие-то рассуждения о том, что такое сознание, разум, чувства, ощущения, переживания… Но мне некуда деваться: не обойти этих казалось бы схематичных персонажей, если хочется говорить всерьёз о самом важном для человека. Да и схематичными они остаются только на этих страницах. Как только встречаешься с ними в своём внутреннем мире, они оказываются полными своеобразия, жизни и энергии. А главное – с ними приходится находить общий язык: не такое простое дело. Вот тут скучно точно не бывает!..

Разум и его подобия

Теперь на просторах человеческого сознания пора появиться ещё одному из главных действующих лиц этой книги. Это разум, который в каком-то виде присущ каждому из людей.

Однако нередко мы пользуемся именем разума для обозначения той или иной части его, имеющей своё важное значение, но не являющейся разумом в целом. Чтобы не путать сам разум с этими частичными подобиями, присмотримся к ним.

Часто разумом называют рациональное мышление. Можно ещё называть его чувством логики или выстраивающим мышлением. Это такая часть разума, которой не свойственны образные или интуитивные возможности, а о них-то нам надо будет поговорить здесь обстоятельнее.

Разумом могут называть всего лишь ум, то есть приложение разума к какой-то конкретной области. Можно говорить, например, о шахматном уме, или о конструкторском, архитектурном, поэтическом, военном, журналистском уме, и так далее. Но странно было бы сказать «шахматный разум» – разве что совсем метафорически.

Нередко разумом называют рассудок. Хотя, как подсказывает само слово, это всего лишь умение быть рассудительным (обычно с уклоном в житейские проблемы).

Любят назначать на роль разума также интеллект – способность видеть или придумывать соединённость фактов. Но точнее говорить об интеллекте как об изобретательной эрудиции, использующей известные суждения для конструирования новых. Иногда эта разновидность ума может и переходить в заумь. Что, впрочем, по-своему любопытно.

Существует ещё один кандидат в заместители разума – это здравый смысл: распорядитель практической деятельности. Но как землемерное дело не может представлять собой всю геометрию, а тем более всю математику, так и здравый смысл остаётся просто удобной подменой разума – сообразительностью.

Надо заметить, что под разумом вполне могут подразумевать некое рационалистическое противопоставление чувствам. Но никакого противопоставления здесь на самом деле нет. Постепенно постараемся это прояснить.

Все эти кажущиеся синонимы разума связаны ещё и с представлением о его происхождении. Ведь есть существенная разница между тем, считать ли разум результатом естественно-природной эволюции – или даром некоего высшего Начала жизни, Бога, Создателя. Об этом тоже нужно будет поговорить.

Что же для нас разум

Изо всех образных и вместе с тем вполне рациональных формулировок того, что же такое разум, мне больше всего нравится выражение «зрячий свет». Оно улавливает главную суть разума: способность высвечивать смысл явлений и, благодаря этой способности, – видеть этот обнаруженный смысл.

То есть разум является нашим особым, осмысливающим зрением, что позволяет ему быть смотрителем двух твоих миров, внутреннего и внешнего.

Вместе с тем он способен служить передатчиком и приёмником мысли, соединяющим человека с человечеством и с тайнами мироздания. Разум лежит в основе умения понимать и способности догадываться. Такое умение и такую способность каждый развивает (или не развивает) по-своему.

Разуму свойственна могущественная соединённость рационального с интуитивным. Именно это позволяет видеть единство мира в конкретных его проявлениях.

Разум – это высшее свойство человека по восприятию жизни, позволяющее увязывать между собой все отдельные восприятия. Опора на разум означает готовность осмысливать жизнь, осваивать постигнутое и соответствовать ему.

Разум заслуживает гораздо более подробного разговора, чем я могу позволить себе в этой книге, иначе можно её никогда не закончить.

Хотелось бы описать различные мыслепотоки разума, спокойные или бурные, уходящие вдаль или приходящие из неизвестных пространств. Рассказать про поразительные свойства мыслеулова, который и остаётся с тобой, и следует, как ни в чём не бывало, дальше, к новому ловцу…

Впрочем, у каждого из нас происходят свои мыслительные чудеса, которые мы можем замечать или не замечать. Даже если заметил, далеко не всегда удаётся их изъяснить. Даже если получилось найти слова, всё выраженное относится поначалу лишь к собственному разуму, а он неминуемо отличается от любого другого.

Два крыла разума:

выстраивание и улавливание

Этот ёмкий образ двух крыльев подсказан самим устройством нашего мозга с его двумя видами мышления: правополушарным (интуитивно-образным) и левополушарным (выстраивающим рациональные конструкции). Всего лишь подсказан, потому что и мозг гораздо сложнее по устройству, и разум не является исключительно функцией мозга (мы ещё обсудим этот непростой вопрос).

А пока вернёмся к образу. Действительно, разум, потенциально обладающий поистине летучими возможностями, осуществляет свой полёт с помощью двух своих крыльев: рационального мышления (которое, по-моему, выразительнее называть выстраивающим), а также интуитивно-образного мышления (его обобщённо можно называть улавливающим.

Конечно, это не научный подход к разуму. И нисколько не доказательство его двойственной структуры. Это, так сказать, показательство, побуждающее вникнуть в смысл человеческого мышления. Но такое показательство может оказаться для нас не менее важным, чем логически строгие доказательные аргументы.

Выстраивание и улавливание… Два крыла разума.

Почему улавливание?

Выстраивание понятнее. Это работа разума с рационально-логическими конструкциями: аксиомами, гипотезами, утверждениями, доказательствами и опровержениями – вплоть до мировоззренческих систем и научных картин мироустройства.

Чтобы объяснить суть улавливания, нужно представление о знании. А ещё – о Тайне. Лучше всего воспользоваться образом океана, омывающего со всех сторон остров знания.

Остров знания можно представлять себе сколь угодно большим, вмещающим знания всех живших и живущих людей, но окружает его океан того, что не является нашим знанием. Можно называть это океаном Тайны (большая буква лишь отличает область, не принадлежащую знанию, от всяких мелких человеческих секретов). И сколь угодно большой остров знания неизмеримо мал по сравнению с этим окружающим его океаном.

Остров знания может расширяться за счёт успехов ловцов – прибрежных и плавающих на судёнышках и судах по океану в поисках улова, пополняющего этот остров.