Как мы делали «Безумное чаепитие»
Фотоальбом мероприятий от Букиниста Орск для детей и взрослых
Дмитрий Харьковой
© Дмитрий Харьковой, 2023
ISBN 978-5-0060-9287-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
КАК МЫ ДЕЛАЛИ «БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ»
ЗНАКОМСТВО С ЧИТАТЕЛЕМ
«Вам не кажется, что Странный мир ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА, где можно вырасти, съев простой пирожок, утонуть в луже из собственных слёз, а потом высохнуть, бегая по кругу, бесконечно пить Чай, чтобы убить драгоценное Время, спрятанное в кармане жилетки Кролика, а потом проснуться…»
ДМИТРИЙ ХАРЬКОВОЙ. БУКИНИСТ ОРСК
ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ!
Я – Дмитрий Харьковой, владелец букинистического магазина, решил написать книгу о некоторых событиях из жизни вне своей деятельности, причём непосредственно о том, что было связано с детскими книгами, ведь они всегда присутствуют в моей жизни с самого детства, а потом и после рождения дочки Ани. Моя мама научила собирать книги, дома все полки и шкафы были заполнены литературой, и даже на кухне.
Я очень люблю книги, и, имея магазин букинистики, не только чтение меня занимает, но и коллекционирование марок, календариков, картин посуды, особенно чайников. Если бы не книги, то я точно бы открыл ЧАЙНЫЙ ДОМ, всегда люблю поговорить с человеком за чашечкой хорошего чая, а вот кофе меня так не привлекает, хоть моя бабушка любила его варить в турке, но эта традиция для меня сложна.
В данной книге я хочу показать мою заинтересованность в том, чтобы люди читали книги и, если и делали «бизнес» (не люблю это название, мне больше нравится – дело), в детской индустрии, то основывались на ДЕТСТВЕ, как таковом, на сказках, на умении рассказать молодому поколению, как важно чтение, самообразование и умение быть разносторонним.
Цель моей работы-сохранение материального культурного наследия (книги, картины, антиквариат и т.п.).
Это будет не книга-повествование или рассказ, а больше фотоальбом, история которой практически нет на видео, но материалов осталось очень много. Пересматривая фотографии в компьютере, понимаешь, что этого нет на бумаге, поэтому для вас мы выбрали интересные фото, события, которые происходили с нами с самого начала «Безумных чаепитий».
Я – БУКИНИСТ ОРСК, ДМИТРИЙ, КНИГОТОРГОВЕЦ И КНИГОЛЮБ!!!
«Человек живёт, приобретая опыт каждую минуту и каждую секунду. Прекратить этот процесс – значит умереть…»
Х. Мураками «Страна чудес без тормозов и КОНЕЦ СВЕТА»
КНИГИ И ЧАЙ НЕРАЗЛУЧНЫ
Итак, начну с того, что в недавнее время, а это 2017 год, мы ещё не думали снимать всё, что происходит в магазине на видео, не выкладывали в youtube, да и не умели. Создать канал помог сосед-программист Вячеслав, который уже имел большую аудиторию на интернет площадках, зарабатывал на канале, и он убедил меня, что деятельность букиниста должна увидеть мир, и всё, что я рассказываю покупателям в магазине – очень интересные и «умные вещи».
Мой канал – «БУКИНИСТ ОРСК» – НА ПЛАТФОРМЕ YOUTUBE, (кому интересно ищите по этому названию), создан 10 декабря 2017 года. Снимать видео сейчас уже привычка, а раньше это было сложно и многое не получалось. До этого мы делали только фотографии на фотоаппарат. Мир технологий меняется очень быстро, и решение не бояться нового, не остаться в старой парадигме было правильно – канал имеет успех и много единомышленников.
Мне хочется создать архив-книгу, так как не всегда есть возможность заходить в соцсети и просматривать события прошлых лет, появилось желание сохранить для потомков мою историю на бумаге – это моя цель, не доверяю электронным носителям, да мы и не знаем, сколько времени будет существовать интернет. Ведь интернет- это воздух! Всё циклично, и возможно вернётся на круги своя.
ПИСАТЕЛЬ ЖИВЁТ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ
«БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ»
«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ. НАЧАЛО подготовки
Длинноносый старик из Литвы говорил:
«Если скажете вы,
ЧТО МОЙ НОС ДЛИННОВАТ,
В ЧЁМ ЖЕ Я ВИНОВАТ —
ведь не я так считаю, а ВЫ!»
ЭДВАРД ЛИР. «Лимерики»
Работая в моём «буке» с клиентами, я понял – мы с Ириной не должны сидеть в магазине на новогодние праздники, потому что люди постепенно стали забывать «дорогу к книгам». Участие в городских ярмарках тоже дало понять – «кушать любят все», а вот чтение… это перестало быть традицией, да и разговаривать люди в эпоху смартфонов стали односложно, просто «мычание», как у Эллочки Людоедки… Я не говорю обо всех, никого обидеть тоже не хочу, но вижу в городе такую тенденцию, каждый день захожу в магазины, и лица у людей, мягко говоря, не обезображены интеллектом, очень печальная картина. Разговорный язык стал беден.
Что случилось с людьми за 15 лет, где те люди, ради которых я сам был в спешке, беготне и закупках новинок книг? Конечно, ответ я знаю, слишком много дали людям некой свободы, которую многие используют не во благо общества, а чисто для себя. И вот остались дети, умы которых ещё чисты, им нужен «воздух», чудеса и сказка…
НАШИ ОБРАЗЫ ШЛЯПНИКА И КОРОЛЕВЫ
Придумать «необычное» мероприятие… в голове только книга замечательного английского писателя Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Тогда часто в соцсетях попадались фотосессии «Безумных Чаепитий». И вспоминая, что в 2010 году прогремела экранизация «Алисы в зазеркалье» режиссёра Тима Бёртона, многие, то и дело, безбожно копировали его костюмы, музыку из фильма, грим – это самое настоящее воровство. Мне же пришла в голову идея – новогодние каникулы не должны пройти впустую, что-то пока не складывалось в голове…
МЫ СДЕЛАЕМ СВОИ КОСТЮМЫ И СУВЕНИРЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ. КНИГИ УЖЕ ЗАЛЕЖАЛИСЬ В МАГАЗИНЕ, ВОПРОС ОДИН: НАЙТИ МЕСТО.
Не устану повторять, друзья, если вы что-то придумаете, то первое с чего нужно начинать – пространство, на котором всё и будет проходить – это самое важное, от него начинается вся «пляска».
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА С БУКИНИСТОМ
И я вспомнил, как мы в детской библиотеке провели пробную работу с детьми по сказке Кэрролла. Сценки были очень интересными, импровизационными, дети были в восторге, ведь они были на сцене, учили роли, как настоящие актёры.
Но потом прошла реконструкция библиотеки и мир «детства» закрылся – поставили компьютеры, выкинули советские книги, завезли книги современных авторов, и мероприятия перестали проводить, а возможно, что запретили всё – чаепития в том числе. Дальше я расскажу и о художнике, который тоже становится ненужным этому обществу, а мы его привлекаем всегда в любые проекты.
ШЛЯПЫ И ЧАЙНИК ГОТОВИМ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Мы решили делать «Безумные чаепития» сами: всё как в сказке – в разных местах, в разных форматах и в разное время года. Своим опытом хочу поделиться в книге.
В общем – нужно что-то связанное с книгами, с книжными распродажами, с чаем и чаепитиями. Чай – напиток, объединяющий людей разного возраста, наций и социальных слоев населения. Мы выбрали «Безумное чаепитие» – сказка интересная и для детей, и для взрослых. И Я МНОГО ПЬЮ ЧАЯ – ВСЁ СОШЛОСЬ!
Более того, у нас был наш ЧАЙ СИЛЫ, да-да, мы готовили в Аркаим на продажу чай с мятой, зверобоем, липой, чабрецом, душицей и васильком (об этом я писал в своей книге «ДОРОГИЕ МОИ КНИЖЕЧКИ»). Этикетки писала моя мама, у неё был красивый почерк, не то что у меня – в институте от написания лекций буквы «скакали» в разные стороны. Нам хотелось создать напиток, чтобы создавалось ощущение уютного деревенского домика, ароматного чая с оренбургскими травами… Но посмотрев на остатки баночек с чаем, решили что этот товар нужно показать и в новом мероприятии. Квадратные стеклянные баночки – чудно, чай на полках был и в «Алисе в стране чудес».
ДЕТСТВО НАЧИНАЕТСЯ С КЭРРОЛЛА
В первую очередь, «Алиса…» – это всемирно известное произведение. Экранизировалось оно и в анимационных фильмах, и в художественных, и неоднократно демонстрировалось по телевидению, и в кинотеатрах, сегодня же без труда можно найти в интернете.
За сто с лишним лет издавались книги Кэрролла практически во всех странах мира, и сейчас продолжают их печатать. В СССР и в Российской Федерации они выпускались многократными тиражами, с разными переводами и иллюстрациями (смотри фото разных изданий книг Кэрролла).
В этой книге очень много персонажей, все построено на играх в карты и шахматы, правила игр известны всем: от мала до велика. Нам же придумывать всё и оформлять «Безумные чаепития» было сложно, наглядно показать мы хотели персонажей так, чтобы не затрагивать авторских прав экранизаций и иллюстраторов книг. Мы пытались изобразить всё, как в книге, по тексту писателя.
ДЖОН ПАДНИ. КНИГА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ О МИРЕ КЭРРОЛЛА
Очень помогла нам книга английского исследователя жизни и творчества Льюиса Кэрролла Джона Падни «Льюис Кэрролл и его мир» (смотри фото), изданная в 1982 году издательством «Радуга» в Москве. В ней прекрасно показан мир Чарльза Доджсона, декана оксфордского колледжа Крайст-Черч, и мир писателя Льюиса Кэрролла, создавшего бессмертные сказки про Алису и ее Миры. Прекрасные фотоматериалы и рисунки, представленные для этого московского издания английским издательством «Темз энд Хадсон», помогли нам погрузиться в викторианскую эпоху, когда жил сам писатель, стали понятнее персонажи и дух книг.
В нашем изложении мы хотим рассказать и показать некоторые детали работы по проведению мероприятий – «Безумных чаепитий».
В моём букинистическом магазине иногда с клиентами я мог спокойно пить чай и часами разговаривать на любые темы, ничего не запрещено, даже если ты ничего не покупаешь.
Я надеюсь, что это будет интересно для зрителей YOUTUBE-канала «Букинист Орск», и для читателей этой книги. НО!!! есть ещё надежда, что кому-то захочется провести подобные чаепития у себя в городах и посёлках. Возможно, приглашённые дети захотят прочесть потом эту сказку и, тем самым, приобщиться к чтению бумажных книг, я всегда делаю акцент на том, чтобы дети любых возрастов читали не в телефоне, не через компьютер, а держали в руках БУМАЖНОЕ ИЗДАНИЕ.
КНИГА С ДВУХ СТОРОН
А вот ещё интересный экземпляр: издание-перевёртыш (книги напечатаны с разных сторон зеркально, что тоже сделано в духе Кэрролла). Вышло это издание в издательстве «Пермская книга» в 1992 году, пересказ с английского Владимира Орла, иллюстрации Калиновского. Необычное издание уменьшенного формата в твёрдом переплёте, кстати, в пермском издательстве выходило большое количество разных «малоформаток», они специализировались на этом, единственный минус таких книг – качество бумаги не очень высокое.
После того, как мы начали вести нашу, так назовём, блогерскую деятельность на YOUTUBE, то подписавшиеся зрители, захотевшие принимать участие в некоторых проектах, придуманных мной, присылали книги по почте (проект» Светлая горница»).
В одной посылке нас удивила книга «Алиса в стране чудес», ведь это было сюрпризом. Люди заинтересовались собирательством «одной» книги разных изданий. Вот так делает Наталья Касицына, собирает коллекцию книг, таких как Петра Ершова «Конёк-горбунок», Александра Пушкина «Евгений Онегин», Александра Грибоедова «Горе от ума» – все они с разными иллюстраторами, красиво оформлены, год издания тоже имеет значение – это целая эпоха трансформации книжного искусства.
СПАСИБО НАТАЛЬЕ ЗА ЭТОТ ПОДАРОК
Это достаточно новое издание книг Кэрролла, подаренное для нашего проекта «Музей букиниста Орск» Натальей Касициной из Нижневартовска.
Книга вышла в издательстве «Эксмо» в 2009 году с иллюстрациями Мервина Пика в пересказе Леонида Яхнина. Текст в книге крупный, поэтому и удобный, для прочтения детям. Я очень рад тому, что книги живут в наших домах, и коллекционирование это магия: ты ищешь среди множества вещей одну, нужную именно тебе книгу.
МОЖНО СОБРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ КНИГ
Чем интересно это издание – перед нами сборник сказок английских авторов. Кроме Кэрролла, сюда входят книги Рэдьярда Киплинга и Кеннета Грэма. Пересказ «Алисы» Владимира Орла, а иллюстрации художника Николая Ящука. Вышла эта книга в издательстве «Правда» в Москве в 1991 году. Прослеживание создания новых книг уже говорит нам и о том, как развивалась книжная индустрия, качество бумаги, редактура и конечно же, «картинки» – мы с детства запоминаем ту, которую любили, и если встречается таковая в магазине: покупаем, если была потеряна, или передарена.
Наверное, есть ещё много книг, которые мне не попадались, но они имеются у вас. Эти экземпляры я собирал, чтобы была моя коллекция разнообразна. И всегда разные художники изображают героев по-своему, кого-то они делают добрыми, кого-то старыми, это самый интересный процесс – видеть необычных, привычных нам персонажей совершенно по-другому.
ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ И НА АНГЛИЙСКОМ
Удалось найти и чисто английское издание на языке автора, издательства «Wordsworth classics». Читать его могут только те, кто знает английский, но посмотреть текст без перевода очень даже интересно. Я бы порекомендовал искать любые детские книги иностранных авторов в оригинале, дети должны быть всесторонне развиты и если, изучая язык, они смогут переводить и читать на любом языке, это полезно для зрительной памяти. Удачи в поисках книг, а мы продолжим наше путешествие в страну «Алиса…» Кэрролла.
«БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ» В ПАРКЕ СТРОИТЕЛЕЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ ПАРК. ПЕРВые шаги ПО «АЛИСЕ…» 26.11.2017
«Если в мире всё бессмысленно, – сказала Алиса, – что мешает выдумать какой-нибудь смысл?»
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
На фото я в костюме Шляпника предлагаю всем желающим наш волшебный Чай Силы в бумажном стаканчике, (чтобы не обжечь руки и бумага экологичнее, чем пластик), с надписью «Drink me» – «Выпей меня», и к чаю предлагаю пирожок в белом пакетике с надписью «Eat me» («Съешь меня»). Напиток и пирожок, как мы знаем по книге, могут быть любого вкуса и цвета, тем и удобно это использовать при проведении «Безумного чаепития».
Что скажете? Всё продумывали до мелочей, экологично упакован чай, стаканчики бумажные, даже сумки для книг из чистого хлопчатобумажного материала без синтетики.
Изготовление наклеек на стаканчики и пакетики для печенья тоже было непростым. Для создания эффекта состаривания их погружали в чайную заварку, вымачивали. Сушили, и только потом вручную клеили.
Как всё начиналось. Довольно банально. Я взял телефон, зашёл в интернет и нашёл номер телефона парка… Директор парка сразу же согласился на моё предложение. Хм, я думал придётся уговаривать, или собирать разные бумаги, чёрт их знает… Но нет, улыбнулась удача, нам разрешили бесплатно занять зал и даже выдали ключи.
Я понял, после того, как мы с Ирой обошли всю территорию, в парк нужно завлекать народ, а директор этого не умел, перед новым годом мало кто ходил по парку, скоро сезон лыж и коньков, а тут он «дохленький», и если дополнительно за тебя будут делать работу по привлечению, разве не «круто»?
ПЕРЕХОД В ПАРК ПО МОСТУ
Парк Строителей- это отдельный остров, с двумя мостами, то есть на него не дойти по земле, вокруг озеро Песчаное. Каждый год, когда вода в озере поднимается, всегда главный мост не выдерживает, лопается конструкция, в нашей области перепады температур такие, что лёд разрывает металлические конструкции. Парк можно было тогда назвать – сказочным: естественные лесные дорожки, люди бродили по берегу, осенью собирали грибы, летом шли на пляж, птицы щебечут, но сам лес дремучий, так как зарос порослью. Я был доволен.
Но, забегая вперёд, сейчас 2023 год, и, в прошлом году прошла реконструкция, вкладывание огромных денег – государство у нас любит всё «зачистить» так, что среда парка вырубается в чисто поле, всё в бетон, асфальт и ёлки… Грустное зрелище, зимой продувают ветра, а летом несносная жара от асфальта…
Всё живое умирает, вспомните историю про библиотеку, в которой мы детям давали выразиться на сцене, история повторяется…
Подготовка проходила месяца полтора, нам нужно было сделать костюмы, найти героев отыграть сценку, привезти всё, что мы думали для декораций и немного почистить помещение, (немного это мягко сказано, чистили склады кухни, мышки там были главные экспонаты), когда нет хозяина в администрации, всё сразу уныло.
Мы всё успели, хлорка и мыло душистое, как в «Мойдодыре», и пока никаких препятствий. Можно начинать.
ЛЮДИ ПОДХОДЯТ, Я НАЛИВАЮ ЧАЙ СИЛЫ
Как я уже рассказывал в своей первой книге «Как я стал букинистом», мы готовились поехать в Аркаим, полгода колдовали над своим Чаем Силы – в 6-ти кастрюлях снадобье настаивалось, собирало ароматы натуральных трав. Впервые в жизни мне нравилась сама идея такого дела, не собирание чаёв – целостность нашего дела.
В прозрачных графинах мы заварили шесть сортов нашего Чая Силы. На уличной веранде была розетка и электрический чайник. Желающие могли приобрести НАШ ТОВАР сразу после того, как попробовали на вкус чай бесплатно, и какой понравился, тот и купить.
Главная задача не продать, а привлечь людей, найти тех, кто заинтересуется книгами, сувенирами и показать себя.
Многие люди и не знали о нашем представлении, мало кто смотрел новости на сайте города, а мы видели, что проходящие мимо родители, приехавшие в парк с детьми, подходили и интересовались необычным «действом», тем более я и мои помощники были одеты в необычные костюмы, моя шляпа была высокая, у Ирины ярко-красная корона, Вероника, а потом и Аня, после выступления, сняв белый воротник «Алисы», одели специально сшитые фартуки с надписью «БУКИНИСТ ОРСК».
Для создания соответствующей духу книги Кэрролла интерьера мы использовали старые картонные чемоданы. Из плотной бумаги своими руками вырезали объявления, раскрашивали их и от руки и писали текст. Внутри чемодана удобно положить и книги, и сувениры.
В нашей работе очень важен принцип – всё возможное делаем ТОЛЬКО САМИ, придаём всему событию каждому предмету своё личное отношение и участите. Это очень важно!
После сценки, которую мы отыграли, я, в роли Шляпника, разливал чай, общался с гостями, и угощал всех, мне понравилось.
Но, главное – получив эмоцию от людей, я знал, что всё делаю правильно. А теперь, рассматривая многочисленные фотографии, сделанные тогда, я просто глазам не верю – столько работы, подготовки, и жизнь кипела, людям всё-таки нужны были такие представления, нас часто благодарили за «подаренный мир» необычного.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги