У каждого детского сада – своя специфика, у каждого настоящего руководителя – свой профессионализм. Но во всех случаях детский сад не может быть похож на школу и другие учебные заведения. Он – детский сад, он – для детей. И тот, кто там работает, должен, в первую очередь, понимать перспективу развития пока ещё маленького человека и нести за него ответственность. Какой же должна быть заведующая детским садом, чтобы вырастить грамотный, понимающий детей коллектив? Она должна быть на две головы выше в своих знаниях: где нет педагогической культуры, грамотности у заведующей, её трудно рассмотреть в коллективе. Но мало ей самой понимать детей, она должна научить этому воспитателей и зорко следить за их педагогической культурой. Ей нужно уметь находить способы обсуждения наиболее значимых для детского сада вопросов с педагогическим коллективом – а при необходимости не бояться совместно с воспитателями менять сложившуюся в детском саду практику.
Хочется повторить: главная черта профессионализма дошкольного руководителя – это умение создать педагогически грамотный коллектив.
Культура детского сада – из чего она складывается?
Входишь в детский сад вместе с детьми; а они прямо у тебя под ногами привычно и ловко усаживаются – кто на пол, кто на явно малочисленные сидения и быстро снимают с себя обувь…
– Зачем? – задаю вопрос заведующей.
– Чтобы грязь не носили в группу.
– Но сегодня на улице нет дождя, особенной грязи.
– Но их же много, все пройдут, знаете, сколько грязи?
– Но они пройдут только по лестнице, а потом в раздевальную комнату, могут разуться там. А так идти по каменной лестнице в носках, гольфах, колготках, может даже с влажными ногами не риск для детского здоровья?
– Но вы знаете, сколько надо платить няне, когда ей за всеми убирать!
Вот и поговорили о культуре в красивом учреждении под названием «детский сад».
Почему мы путаем разные вещи и складываем в одну кучу здоровье детей, культуру, которую в них формируем, и здравый смысл?
Вы видели, чтобы взрослые люди, войдя в дом, снимали сначала сапоги, а потом шубы? Все мы предпочитаем делать наоборот, следуя здравому смыслу.
Однажды небольшая группа педагогов была на экскурсии в Большом Кремлёвском дворце. На улице был слякотный мокрый снег, и все у входа останавливались в нерешительности. Видя наше замешательство, экскурсовод поинтересовалась: «Почему вы остановились?» – «У нас грязная обувь». – «Ну это естественно. Проходите, всё это можно убрать». И столько было доброжелательности в её словах, обращённых к чужим, посторонним людям.
Отчего же в детском саду, в своём доме, дети не чувствуют такой доброжелательности? Как можно придумывать эту унизительную традицию – снимать обувь при входе?
Когда-то в штатном расписании детского сада не было такой единицы – коридорная няня. Сейчас такая должность обычно есть, но ведь не только для поддержания красоты нашего здания, а, прежде всего, для удобства наших детей.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: