Книга Не бояться мечтать. Эссе - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Татур
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Не бояться мечтать. Эссе
Не бояться мечтать. Эссе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Не бояться мечтать. Эссе

Не бояться мечтать

Эссе


Андрей Татур

© Андрей Татур, 2024


ISBN 978-5-0060-9264-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Что такое хорошо?

Помните, крошка сын из детского стихотворения Владимира Маяковского задался непростым вопросом? Несмотря на бесхитростные ответы его отца, всё не так уж и прозрачно.

На самом деле нет никаких общепринятых критериев, которые безоговорочно определяют, что хорошо, а что плохо. Люди привыкли жить по шаблонам, с учётом мнений друзей, знакомых, родни и так далее. Но проблема в том, что люди редко принимают во внимание, что понятия «хорошо» и «плохо» у каждого общества, культуры или религии бывают индивидуальны.

Рассмотрим пример – воровство. Абсолютное большинство людей считает, что воровать – плохо. В Библии об этом гласит восьмая заповедь. Однако представьте ситуацию, когда тайный агент, проникнув в логово боевиков, крадёт у них документы и карты с целями намеченных терактов. Кто скажет, что он поступил плохо?



Таких примеров может быть очень много. И это говорит о том, что нельзя давать оценку чему-либо, не разобравшись подробно, и слепо доверяя чужому мнению или навязанным с детства шаблонам, которые сегодня, возможно, попросту устарели. Нам ещё со школьной скамьи твердили, что высшее образование обязательно, что ребёнок должен родиться в браке, что нужно построить свой дом, а работа должна быть высокооплачиваемой. Нам практически не давали возможности подумать и выбрать самим: учёба или бизнес, женитьба или гражданский брак, работа на предприятии или свободное творчество. За нас выбирали, что из этого есть хорошо, а что – плохо. И мы ступали на путь, который был отмечен как хороший, не задумавшись ни на секунду до того, как делали первый шаг.

А всё потому, что боялись. Боялись, что родные осудят. Боялись, что на хорошую работу без диплома не возьмут, а внебрачного ребёнка засыплют насмешками. Поэтому приобретали не интересную для нас специальность, женились по залёту, строились в кредиты, которые не по карману. Медленно превращались в роботов, которым необязательно думать. Нужно просто делать так, как делают все, покорно смирившись с однотипностью дней-близнецов.

В такой жизни нет ничего хорошего, несмотря на то, что подавляющее большинство живёт именно так. Потратили на свадьбу весь годовой доход? Зато все гости остались под впечатлением, да и фотки получились классные! Влезли в долги, чтобы купить дорогой автомобиль, и теперь часами торчите в пробках? Зато не приходится трястись и толкаться в общественном транспорте…

Вот такими оправданиями люди тешат себя за ошибки, сделанные ими, идя по пути наименьшего сопротивления. Ошибки, которые они не готовы признать, как и то, что, следуя по этому пути, никогда не достичь благополучия ни физического, ни душевного. Всегда должна быть своя точка зрения, в том числе и на то, что хорошо, а что плохо. Самостоятельно анализируя каждую ситуацию, вы начнёте жить своей жизнью и добиваться своих заветных целей.

Тень матери

Вы когда-нибудь задумывались, почему практически любой человек зачастую так восхищённо ностальгирует о былом? Мне кажется, потому что люди просто-напросто не успевают за ритмом жизни. Чем дальше вы заглянете вглубь веков, сможете заметить, насколько неторопливо протекала жизнь в те времена. С каждой сменой поколений она ускоряла свой бег. И сегодня ещё так и не достигла предельной скорости.

Мой знакомый, находясь в довольно почтенном возрасте, говорит, что раньше жилось спокойней и лучше, а сегодня невозможно за всем угнаться, проанализировать, понять, что вокруг происходит, несмотря на глобальную доступность информации. И действительно, ведь если человек не успевает воспринимать среду, в которой он находится, и множество факторов, хотя бы косвенно влияющих на его жизнь, то обязательно слабеет морально.

Раньше люди запрягали лошадей или скот в повозку и передвигались размеренно, созерцая по пути красоты матушки-природы. У них хватало времени на то, чтобы поразмышлять и пофилософствовать во время своего неторопливого, непринуждённого путешествия. Сегодня же человек, едва появившись на свет, вскакивает на лошадь, причем на ту, что ему подсовывает какое-нибудь рекламное агентство, и, пришпорив её, изо всех сил мчится лихим галопом, сметая всех и вся на своём пути. Ведь если он этого не сделает, то прослывёт неудачником. Как бы это парадоксально ни звучало, но в сегодняшнем мире человеку нужно разрушать, чтобы жить. Нужно мчаться навстречу будущему, обгоняя тех, кто медлит, а тех, кто мешается на пути, топтать, выталкивая на обочину. По дороге же нужно хватать на лету всё, что попадается под руку. Пусть на какое-то время, пусть не принесёт то никакой пользы, но, как говорится, своя ноша не тянет.



В погоне за современными тенденциями люди обескультурились. А всё почему? Нехватка времени. Нет его на то, чтобы сердечно поприветствовать знакомого, остановиться, пожать ему руку, справиться о делах, семье, здоровье, обсудить новости и погоду, терпеливо и с интересом выслушать его и так же, неспеша, поведать о себе. На это нет времени, потому что уже через 10 минут нужно быть где-нибудь в другом конце города. Нет времени для того, чтобы присесть на скамейку в парке и почитать хорошую книгу, поэтому приходится читать, стоя в общественном транспорте, уткнувшись в экран смартфона, постоянно отвлекаясь на шум, толкотню. Естественно, прочитанное нигде не откладывается, просто утекает, словно вода сквозь решето. Нет времени на культурное общение, потому что, отвлекшись на него, можно сбиться с намеченного маршрута. Нет времени на хорошие манеры и добрые поступки.

И вроде бы, мобильность в виде доступного интернета, смартфонов и скоростных поездов должна была подарить людям больше времени на отдых и взаимоотношения, но что-то пошло не так. Человек стал тенью своего времени. Тенью, которая не поспевает за тем, от чего она формируется, и которая всё чаще с горечью и трепетом вспоминает былую неторопливость течения.

Вот и вся песня

Я благодарен судьбе за то, что родился и рос в такое время, когда вокруг звучали по-настоящему хорошие песни. Их пели родные за семейным столом, одноклассники и друзья в школе и пионерском лагере, сокурсники в турпоходах. Эти песни звучали с телевизионных экранов, грампластинок и радиоточек, они быстро приобретали популярность, становясь хитами.

Сегодня люди не поют, а только слушают гортанные и фальшивые вопли исполнителей, всё чаще использующих вместо настоящих имен некие клички и псевдонимы: Шура́, Акула, Тимати, Глюкоза, Мияги, Трутень… Одурманенные воплями, светомузыкой и спецэффектами люди хлопают в ладоши и наивно верят, что перед ними звёзды премиального класса. Слушатель перестал обращать внимание на примитивную беспощадность музыки, от которой лишь нервно подёргиваются конечности, и на ограниченный набор слов, не имеющий ни смысла, ни рифмы, но называемый песней. А ведь песня является внушительным инструментом создания и развития общественного сознания, нравственности, жизненных приоритетов. Не только книги способны изменить и перенаправить человека, незаметно даже для него самого, но и песни. Не зря когда-то вся страна напевала: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт».

Песни прошлых лет, созданные на высочайшем художественном уровне, обладали уникальным всенародным воздействием, порой даже несмотря на некую идеологическую переполненность. Сегодня же на эстраде хрипят, пищат, воют и блеют, но не поют. Происходит вырождение песни, поскольку действительно талантливых исполнителей выдавливают с большой сцены безголосые, но зато эпатажные и кредитоспособные субъекты. На смену эстрадной песне пришла попса, на смену авторской песне – шансон. Для меня по сей день остается загадкой, каким образом эти приблатнённые и некачественные куплеты получили такое прекрасное лирическое название «шансон», в переводе с французского означающее «песня». Они не имели на это права, но, видимо, всё случилось, как исполнил позже Ефрем Амирамов: «…группа диссидентов шоу-бизнеса вдруг сошлась под кличкою «шансон». Авторская песня, набиравшая популярность в 60-70-х годах прошлого века прежде всего была богата сильными текстами.

Нынешние эстрадные исполнители вообще облегчили себе труд – открывай рот под фонограмму да скачи, как ряженый, весели народ. Ни эстрадная, ни авторская песня сегодня, к сожалению, не имеют никакого отношения к поэзии и музыке. За редким исключением то, что мы слышим и видим, скорее можно назвать самодеятельностью, причем очень низкого исполнительского уровня. Как сказал Владимир Шаинский: «Все песни, что я услышал в этом году, запомнились мне своей незапоминаемостью…».



В любой области нужны профессионалы, и только на эстраде ничего не нужно, кроме связей, денег и наглого позерства, выдаваемого за самобытность. Нелегко согласиться с таким положением, но факт есть факт. Радует, что песни прошлых лет будут жить с нами ещё долго, а одноразовые бездушные поделки, подобно мыльным пузырям, продолжат лопаться и исчезать бесследно, едва появляясь на свет.

Авторский взнос

На днях попался на глаза один российский юмористический журнал, особой известностью не пользующийся. С юмором у меня всё в порядке, в писательском багаже накопилось немало весёлых историй, поэтому, отыскав контакты, решил связаться. Воспользовался тем, что наш технологичный век предоставляет возможность бесплатного звонка практически в любую страну мира посредством различных онлайн-мессенджеров.

Позвонил, представился, предложил материал. Попросили выборочно прислать несколько текстов на электронный ящик. Отправил. В течение дня перезванивают, начинают петь дифирамбы:

– У вас замечательные рассказы, шикарный слог, чувствуется мастерство. Мы с удовольствием с вами посотрудничаем. Выслали анкету на почтовый ящик, заполните, нужно будет перечислить авторский взнос.

С трудом сдерживая радость и смущение, говорю:

– Да я и так почту за честь видеть свои произведения в вашем журнале, поэтому за первую публикацию гонорара не нужно. Если впоследствии перейдём на долгосрочное сотрудничество, тогда эту тему и обсудим.

– Нет-нет, вы немного не так нас поняли, авторский взнос должны будете оплатить вы на расчётный счет, указанный в анкете.

От услышанного тут же спускаюсь с небес на землю, причём не плавно приземлившись, а брякнувшись со всей дури.

– То есть я должен заплатить за то, чтобы вы меня опубликовали?

– Да, именно так. Сейчас много хороших авторов желают у нас печататься, а количество страниц в издании ограничено.

– Да-да, понимаю… Ну, позвольте откланяться.

– Что, не будете у нас публиковаться?

– Нет, спасибо, моё тщеславие не настолько велико, чтобы его оплачивать…



Положил трубку и крепко задумался: а ведь действительно, сколько сегодня таких писателей и поэтов, готовых нести кровно заработанные в издательства, чтобы потом лицезреть свои произведения на страницах малоизвестных газет и журналов? С приходом компьютеров и текстовых редакторов не пробовал себя в писательстве разве что ленивый. Щёлкай по клавиатуре, а редактор ошибки в словах красным подчеркнёт, пропущенные знаки препинания – синим, сплошное удовольствие. Английский писатель Чарльз Гамильтон за свою литературную карьеру написал сто миллионов слов, за что и был отмечен в «Книге рекордов Гиннесса». А если бы у него в те времена был компьютер? Человечество до сих пор не прочло бы и половины его творений!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги