Лариса Курганникова
Ты (не)хороший руководитель. Как через личную эффективность повысить эффективность команды
Приветствие
Приветствую вас, мой читатель!
Благодарю, что обратили внимание на эту книгу.
Если вы держите её в руках и даже уже читаете первые страницы, значит вы понимаете, что труд руководителя не из легких, и требует постоянного совершенствования.
Руководитель – это тоже профессия. И как любой профессии ей тоже нужно учиться, особенно начинающим. Я буду рада, если эта книга послужит для вас отправной точкой к профессиональному росту.
Что полезное вы можете почерпнуть из этой книги, и почему важно ее прочесть.
За моими плечами опыт 20-летней работы руководителем, преподавателем менеджмента, коммерческим директором, бизнес-консультантом и бизнес-коучем, специалистом по описанию, систематизации и оптимизации управленческих бизнес-процессов.
Будучи членом Национальной федерации профессиональных менторов и коучей, я помогаю руководителям и собственникам малого бизнеса выстроить правильное и грамотное управление командой и бизнесом.
Не понаслышке знаю, что вести бизнес в современном мире ох как непросто. Но также я знаю, что малый бизнес часто работает, что называется, просто на коленке, а часть – по наитию. Грамотных управленцев в малом и среднем бизнесе встретишь редко. Как правило, во главе компаний стоят не профессиональные руководители, а собственники бизнеса, предприниматели, люди, не имеющие управленческих навыков. В результате встает острая проблема неэффективного руководства. Чаще всего управление малым бизнесом оказывается неглубоким. Руководитель часто подает себя как менеджера, а не как лидера, что неизменно вызывает сложности. К сожалению, мало кто признается, что не является эффективным руководителем – это удар по самолюбию. А учиться управлению многие не считают необходимостью. Все это, в конце концов, либо приводит к закрытию предприятия, либо к его стагнации и умиранию. В любом случае, финал печальный…
Но вы ведь этого не хотите?
Знаю, что кто-то из вас сейчас подумал: «Это не про меня». К сожалению, в России у малого бизнеса культура управления слаба. И, давайте честно, многим кажется, что для того, чтобы управлять, достаточно разбираться в том, что ты делаешь, в своем продукте или услуге. Но ведь это совсем не так. Нужно видение, стратегия, тактика, организаторские способности, навыки общения с людьми, создание системы работы, гибкость и твердость в принятии решений, эмоциональный интеллект и многое другое, о чем мало кто из руководителей задумывается.
И если вдруг что-то не получается, команда работает не так, как вам хочется, бизнес-процессы хромают, прибыли нет, а люди долго не задерживаются, то, как правило, никто из руководителей не ищет причины в себе. Многие даже не догадываются, что виной не происки конкурентов, будь они неладны, и не тупой персонал, который ничего не делает, а денег хочет все больше и больше, а всего лишь их самонадеянность и отсутствие управленческих знаний.
В своей практике я нередко сталкиваюсь с тем, что приходишь в компанию и слышишь: «У нас упали продажи – сделайте что-нибудь с нашими продавцами.» – «А почему с продавцами?» – «Они плохо продают!» Или руководитель честно признается, что создал свое дело, а через некоторое время пришло понимание, что не хватает управленческих навыков, чтобы развиваться дальше. Нужна помощь специалистов.
Чтобы избежать подобных ситуаций, вам важно понять, что:
– С сотрудниками ничего не изменится, если руководитель неправильно ставит задачу.
– Ничего не изменится, если не работать с мотивацией персонала в организации, не смотреть и не контролировать результаты.
– И самое главное: всегда понятно, что многое зависит от того, развиваются ли руководители или нет.
Почему это важно сегодня?
Когда я почти закончила писать эту книгу, к нам нагрянул вирус, который коренным образом изменил и окружающий мир, и мир бизнеса. Этот вирус обнажил многие проблемы, с которыми бизнес жил и мирился долгое время и даже не обращал внимание. И именно те, кто смирился с проблемами в управлении или упорно их не замечали, закрывали глаза и думали, что и так сойдёт, пошли ко дну первыми.
Есть компании, которые не сильно почувствовали негативное влияние вируса. Но их очень мало. А есть те, кто буквально умер на глазах. Очень жаль.
А между ними прослойка тех, кто еще держится на плаву, но живет в ситуации неопределенности: а что дальше? Как поступить в этой ситуации.
Многие эксперты говорят о том, что сейчас выиграет тот, кто способен меняться. Кто сумеет найти правильный выход из ситуации новыми способами. Идет процесс переосмысления и адаптации к новым условиям.
И я вижу, как многие предприниматели, собственники бизнеса кинулись искать информацию о том, как выжить в сложившейся ситуации. Есть много советов по этому поводу от разных специалистов в разных направлениях и вопросах ведения бизнеса.
Я же хочу остановиться на других аспектах.
Кризис выявил очень большой перекос в управлении компаниями в сторону продаж. Все учились как ПРОДАВАТЬ, но мало кто учился как УПРАВЛЯТЬ. Управление долгое время рассматривалось как вторичный элемент. В результате, в условиях нынешней неопределенности многие руководители растерялись, не хватило управленческих навыков.
Ну перевели сотрудников на "удаленку", а что дальше? Как контролировать, ставить задачи, планировать рабочее время, сделать так, чтобы сотрудник работали эффективно? Да и сами сотрудники растерялись.
Все осваивают новые дистанционные навыки, но не меняют мышление. А устаревшее мышление, и, как следствие, управление – это корень многих проблем, это то, что тормозит все бизнес-процессы. Недаром говорят, что все проблемы начинаются с головы.
Любые испытания дают нам новые возможности. Главное – их увидеть и правильно воспользоваться.
Вот почему вам важно причитать эту книгу.
Она написана на стыке перемен. Когда пандемия разделила нашу жизнь на «до и после». А значит, есть над чем подумать.
Сразу оговорюсь, что книга адресована в первую очередь НАЧИНАЮЩИМ руководителям, тем, кто не имеет управленческих навыков или они совсем не профессиональные. А ведь руководитель – это профессия.
Монстры управления могут найти ее слишком упрощенной.
Но тут я хочу заметить, что часто гениальность заложена именно в простоте (не претендую на гениальность). Что самые простые решения оказываются самыми эффективными. Но нам всегда хочется что-то усложнить. Ищем непростых решений в простых вещах. А простые решения обесцениваем.
Некоторые могут сказать, что и так все было понятно, ничего нового.
В мире вообще нет ничего нового, все написано и описано до нас.
Только вот в чем проблема: если мы все знаем, как правильно, то почему не делаем? Знать и делать – это не одно и то же.
Иногда на консультациях клиент приходит к выводу, что решение лежало на поверхности, стоило только посмотреть на ситуацию с другой стороны и сделать определенный шаг. И тогда он очень удивляется простоте и тому, какие сложные выходы он искал. Было с вами такое? Думаю, что да.
Поэтому своей целью я не ставлю кого-то удивить или открыть Америку в сфере управления. И тем более мне не хотелось копаться в глубинах бизнес-психологии, бизнес-процессов, теорий управления. Для этого есть другие авторы и книги.
Я намеренно не затрагиваю тему бизнес-процессов в управлении по одной простой причине: ни один, даже самый совершенный бизнес-процесс, не будет работать без грамотного управления.
Первична во всех процессах ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ.
Скорее мне хочется сэкономить ваше время и силы, а у начинающих руководителей они наиболее ценны, и осветить актуальные вопросы руководства просто и доступно, на практических примерах и ситуациях.
В книге обобщаются рекомендации от успешных бизнесменов и мировых бизнес-консультантов. А также мой практический опыт и реальные истории, которые, надеюсь, будут отличным дополнением к ним.
Здесь собраны тематически самостоятельные статьи, в которых есть вопросы для самокоучинга. Каждая такая статья – это ваш шаг к мастерству управления. Ответив на вопросы к ним, вы посмотрите со стороны на себя как на руководителя, увидите свои сильные и слабые стороны, узнаете, что нужно улучшить, над чем поработать.
Работа над собой, несомненно, поможет вам не только самому подняться на ступень выше, но и сделать эффективнее управление бизнесом. Как вам такая перспектива? Готовы к переменам? Тогда, поехали!
Глава 1. Что значит быть руководителем
Готовимся к трансформации
Прежде чем вы начнете свой путь по основам управления, предлагаю провести аудит трех составляющих вашего бизнеса.
Во-первых, если вы нацелены на эффективную работу после, то начинать нужно СЕЙЧАС С АУДИТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.
Как говорит Ицхак Адизес: "Недостаточно построить компанию и просто управлять ею. Важно периодически проводить обследование организации, проводить аудит процессов, с помощью которых мы управляем компанией, чтобы вовремя знать о том, что работает, а что не работает. Не нужно ждать, когда система разрушиться, нужно действовать еще вчера.
Сейчас идеальное время для того, чтобы заняться обслуживанием своей компании, чинить то, что поломано в вашей организации, чтобы выйти из кризиса, будучи более сильным, чем до него".
Во-вторых, проведите АУДИТ СВОИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ. Как давно вы проходили курсы по управлению? И занимались ли вообще этим вопросом?
Как ни странно, но есть руководители, которые считают, что им это совершенно не нужно. Они обладают нужными им профессиональными компетенциями, а управленческие навыки, по их мнению, придут сами собой. И есть собственники бизнеса, которые, открыв свое дело, решили, что этого достаточно, чтобы стать руководителем. Как уже было сказано выше, компании именно таких управленцев в кризис первыми идут ко дну.
Тут вспоминается история о Генри Форде.
Однажды Форд отправил руководителей подразделений своей компании в двухнедельный круиз по Карибскому морю. А когда они вернулись на свои рабочие места, то их ждал сюрприз: некоторые были повышены в должности, а другие – уволены. Почему?
Отправив руководителей в отпуск, Форд хотел посмотреть, как их команды справятся без руководства. Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил: это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании.
Вопрос к вам: как бы сработала ваша команда? Ответ – это оценка ваших управленческих навыков.
А ведь часто руководители жалуются, что подчиненные без них не работают. Есть над чем подумать.
В-третьих – проведите АУДИТ КАДРОВ. Нет, я ни в коей мере не говорю о том, чтобы увольнять или сокращать. Здесь вы действуете максимально аккуратно, согласно обстановке. Аудит кадров предполагает, что вы должны провести анализ профессиональной деятельности ваших сотрудников и запланировать для них определенные мероприятия. Это могут быть:
повышение квалификации
дополнительные образовательные курсы
ротация кадров
нематериальная мотивация
пересмотр системы оценки эффективности (KPI)
изменение условий труда и т.п.
От того, насколько эффективно вы проведете аудит, зависит то, насколько уверенно вы и ваш бизнес будете чувствовать себя в дальнейшем.
Но это еще не все.
Есть цепочка взаимосвязанных факторов в развитии бизнеса, соединение которых приводит к успеху. Но если один из факторов отсутствует – то цепочка рвется, появляется провал, и мы не получаем нужного результата.
Что же это за факторы? Их семь.
Мышление собственника – это главный фактор развития бизнеса
.
Говоря спортивным языком: мыслить выше – дальше – гибче.
Хотите взрывного роста своего бизнеса – взорвите мышление.
Как говорил Альберт Энштейн: "Вы никогда не решите проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме."
Если вы не видите новых горизонтов, если чувствуете, что что-то идет не так, а что – не понятно, значит пора проанализировать: а в том ли направлении движутся ваши мысли или они ходят по замкнутому кругу?
Причина в том, что со временем мы привыкаем к своему образу мышления, делая его стереотипным. И в этом кроется множество ловушек, не позволяющих выйти за рамки. Поэтому всегда рядом должен быть тот, кто поможет преодолеть стандарты и стереотипы – наставник, коуч, ментор.
Люди – это основной ресурс, который приносит прибыль.
Не машины, не продукт, не финансовые вложения – это вторично. А вот люди – это ресурс, который это вторичное может использовать так, что вы достигаете успеха или терпите крах.
То, каких людей вы подбираете в команду, многое говорит о вас. Боитесь ли вы людей умнее себя? Нравится ли вам, чтобы люди были глупее, но преданнее? Вам нужны думающие и действующие или плывущие по течению?
А главное – это отношение к людям. Они вам платят в работе той же монетой, так же, как вы к ним относитесь.
Недавно одна знакомая поделилась историей:
"В какой-то момент я решила поменять место работы. Рассылала резюме, ходила на собеседования… Одна вакансия особенно заинтересовала. Известная в городе компания приглашала на работу главбуха.
И я пошла на собеседование. Оно было из 3-х этапов. Многостраничные тесты по профессиональным вопросам, опросник по психологическим и управленческим моментам. Ощущение было, что собеседуюсь в аудиторскую фирму, которая в тройке лидеров в стране.
Прошла, победила, выбрали меня. Но реальность оказалась жесткой. Вести учет в двух фирмах на упрощенке. Плюс допотопные программы. Бардак в программах, бардак в документах. Короче, разгребать авгиевы конюшни без всяких перспектив.
Промучилась я там около года.
Добил меня праздник 8 марта. Пригласили в конференц-зал на празднование. На столе цветочки, коробочки. Но дошла я только до середины зала. Меня развернули! Попросили на словах… зайти попозже. Сейчас якобы поздравляют тех, кто работает в фирме уже несколько лет!
Не знаю, как виделись эти особенности корпоративной культуры другой стороне, а я чувствовала себя оплеванной и униженной, и как женщина, и как главбух.
Уходила с легким сердцем. И легкой досадой на себя, что так долго тянула, все порядок выстроить пыталась, в компании, которой было на меня наплевать."
Говорящая история, не так ли?
Коммуникации.
Успех в любом деле зависит от того, как вы умеете выстраивать коммуникации: с сотрудниками, с партнерами, с клиентами, с близкими и друзьями. Нет профессиональных коммуникаций – нет бизнеса. Под словом "профессиональных" в первую очередь я имею ввиду психологию общения.
У Дейла Карнеги есть замечательное выражение: "Вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы за два года, пытаясь заинтересовать других людей собой."
Научитесь слушать и разговаривать с людьми. Это козырь, который открывает многие двери.
Развитие.
Постоянно нужно идти вперед, узнавать и внедрять новое, как в профессиональную деятельность, так и в личное развитие. Не может расти бизнес, если не развивается собственник, руководитель. Саморазвитие должно стать вашим постоянным спутником. Вам всегда должно хотеться знать больше, уметь больше, не бояться признавать, что вы не совершенны, чего-то не знаете и просить помощи. Это нормальный процесс. Без этого нет развития.
Четкость цели и способов ее достижения.
Научитесь правильно ставить цель. Разбивайте ее на шаги и действуйте. Главное, чтобы цель вас зажигала и соответствовала правилу КИПРа (альтернатива SMART, но есть еще и принцип ВОДКИ).
Хотите на Кипр? Тогда ставьте цель, которая:
К – конкретная
И – измеримая
П- приятная
Р – реалистичная
Ключевое здесь – приятная. Я бы еще добавила: вдохновляющая, окрыляющая, волшебная и другие признаки, заставляющие вас действовать.
Действие.
Запишите перечень всех ресурсов, которые необходимы для достижения цели. Разделите их не те, которые имеются и те, которые вам нужно найти. Составьте план действий и вперед! Действуйте по шагам, проверяйте гипотезы, корректируйте путь, ошибайтесь и учитесь, но не останавливайтесь.
Мечта.
Именно она определяет ваши цели. Иногда мечта перерастает в миссию. Но она обязательно должна быть. Не важен ее масштаб, важно то, что она вас окрыляет. Окрыляющие мечты появляются тогда, когда вы позволяете своей мысли создавать новую реальность. И этот фактор нас отправляет к первому пункту – мышление.
Кстати, не важен размер вашего бизнеса: малый-средний-большой. Если соединить все эти факторы, то мы с вами получим колесо успеха в бизнесе. Принципы этого колеса одинаковы для всех. Если хоть один сегмент хромает – хромает и бизнес.
Минуточку внимания!
Чтобы эта книга не стала для вас просто книгой, а принесла ощутимую практическую пользу, я предлагаю ответить на вопросы для самокоучинга. Именно они помогут посмотреть на себя со стороны. Только отвечайте честно. Ведь проверять и ставить оценок вам никто не будет. Так что все, что вы сделаете, будет полезно прежде всего вам самому. И если вы будете лукавить, то тоже только перед самим собой. А вам это надо?
Да, кстати, советую вам завести дневник для самокоучинга и ответы на вопросы записывать туда. Так вам проще будет отследить свой рост, и вы лучше узнаете себя.
Вопросы для самокоучинга:
Как вы думаете, каких управленческих навыков вам не хватает?
По вашему мнению, что особенного должно быть в мышлении руководителя?
Готовы ли вы менять мышление или считаете, что это «новомодные штуки»?
Проведите аудит своего бизнеса по трем составляющим. Где у вас слабые места?
Постройте свое колесо успеха бизнеса/управления. Какой сегмент колеса «хромает»?
Стань суперменеджером: что должен уметь грамотный управленец
⠀"Проблема с начинающими предпринимателями состоит в том, что они не знают того, что конкретно они не знают." (Дон Валентайн)
Есть цикл проблем, с которыми сталкивается каждый второй управленец, но при этом не считает их критичными, например:
– у вас нет четкого видения перспектив развития фирмы. Нет, в вашей голове, конечно, существует свой образ идеального бизнеса, но как к нему прийти – вопрос.
– отсутствуют грамотная организация, планирование и контроль. Многие считают, что это излишние пережитки прошлого и потому дорого за это платят годами застоя в развитии.
– происходит частая смена коллектива, хромает подбор персонала. Вы же понимаете, что это очень плохой сигнал для руководителя, говорящий о пробелах в управлении.
– руководитель не является лидером и идейным вдохновителем для своих сотрудников. Очень важно понимать, что лидер и руководитель – это не одно и то же. Если вы руководитель, это еще не значит, что вы автоматически становитесь лидером. А если вы не лидер для своей команды, то, увы, вам будут подчиняться неохотно.
– руководителя и сотрудников поглощает рутина. Страшная ситуация, снижающая производительность компании в целом.
В итоге получается, что:
– Вас не устраивает положение дел в продажах и бизнесе;
– Есть цикл постоянно встречающихся вопросов, которые вы не можете решить в течение долгого времени и это тормозит бизнес;
– Вы хотите изменений в бизнесе, увеличения продаж, но не знаете, с чего начать, и как грамотно это сделать;
– Есть потребность поставить реальные цели для своего бизнеса и определить пути их достижения, но у вас пока нет четкого видения ситуации.
И другие проблемы, которые можно перечислять до бесконечности.
Тут я вам задам один очень важный вопрос: как вы считаете, должен ли руководитель учиться?
Вопрос отнюдь не праздный. В последнее время очень многие менеджеры задумываются над тем, что должен знать и уметь грамотный руководитель, нужно ли учиться управлению?
Некоторые ссылаются на то, что современные руководители успешных компаний не имеют высшего образования. Приводят в пример Илона Маска, Билла Гейтса, Стива Джобса и всех тех, кто достиг успехов и без него.
Но давайте посмотрим на это с другой стороны.
Во-первых, таких талантливых людей – единицы.
Во-вторых, вы уверены, что являетесь таким уникальным человеком?
В-третьих, если у них нет высшего образования, это еще не повод говорить о том, что эти люди не учились управлению.
В-четвертых, кто вам сказал, что у них нет наставников, коучей, людей, у которых они чему-либо так или иначе научились.
В-пятых, кто же вам просто так раскроет свою "кухню" успеха?
Что ни говори, но деловым образованием эти люди обладают.
Да и к тому же знаменитыми бизнесменами становятся единицы. А короля, как известно, делает свита, то есть его команда. Достигли ли вы ранга знаменитости или короля?
А что происходит у обычных людей, занимающихся бизнесом?
Большинство из них начинает дело с развития идеи, доводя ее до предела возможностей. На этом этапе они приобретают два навыка: умение зарабатывать деньги и управлять организацией.
Увидеть точки роста, наладить взаимовыгодные отношения, задействовать необходимые ресурсы – это тот набор навыков, которые почему-то считаются стандартом управленца.
Но на сегодня этого уже мало, а наработанный на своих ошибках опыт рано или поздно устаревает, дальнейшее развитие требует владения совершенно другими навыками. Конечно, можно чему-то научиться и на собственном опыте. Но попробуйте виртуозно научиться играть на рояле самостоятельно. Не получится. Не только потому, что это очень сложно сделать самому, но и потому, что это очень ограниченный подход.
Илон Маск, говорит о том, что создание и развитие бизнеса – это инновации, устремленность и решимость стоящих за ним людей, а также продукт, который они продают.
Но возможны ли "инновации, устремленность и решимость" без соответствующих знаний?
Для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции, которую мы сейчас наблюдаем, не только выжить, но и развиваться и процветать, грамотному руководителю необходимо:
– быть в курсе рыночных изменений ситуации;
– уметь выстраивать стратегию развития, чтобы быть на шаг впереди своих конкурентов;
– организовать управление компанией, соответствующее запросам и времени;
– вырастить компетентных сотрудников;
– уметь делегировать полномочия;
– быть примером для своих подчиненных.
А чтобы обладать этими навыками, соответствовать современным стандартам управления – нужно постоянно учиться.
Если ошибается рядовой сотрудник, в силу своей некомпетентности, то его ошибку можно исправить. Ошибка и некомпетентность руководителя может очень дорого обойтись компании.
Учиться нужно еще и для того, чтобы своим примером показывать важность обучения сотрудникам. Когда подчиненный видит, что его руководитель постоянно повышает свои компетенции, то у него возникает желание соответствовать вам.
Ваше стремление к образованию – это своеобразная лакмусовая бумажка, показывающая уровень осознанности сотрудников. Если менеджер не спешит повысить свой профессиональный уровень вслед за вами – это не ваш сотрудник, с ним не жалко и попрощаться.
Обучение – это очень важный инструмент, повышающий конкурентоспособность и позволяющий быстро адаптироваться к переменам. Наибольшими шансами добиться успеха обладают руководители, быстро овладевающие новыми идеями и методами работы, которых не пугают изменения, и которые способны быстро перестраиваться в новых условиях.
Не важно, какой способ образования вы выберете. Будь то курсы повышения квалификации, тренинги, коучинг или работа с наставником, бизнес-консультантом, самообразование – суть одна – вы постоянно должны развиваться и идти вперед.
Кроме того, не следует забывать о быстро меняющемся рынке труда. Молодое поколение вообще выдвигает свои требования к руководителю. И мы от этих требований никуда не денемся, потому что в перспективе у нас нет других, привычных нам сотрудников. А значит, надо менять свой подход к управлению.
Для нового поколения сотрудников важно, чтобы руководитель был не забронзовелым администратором с большим эго, а членом команды, наставником, имел харизму и мог повести за собой. К такому руководителю они будут прислушиваться. Молодые не хотят работать в жесткой иерархичной системе. Они не видят смысла в погоне за вертикальной карьерой, их больше интересует горизонтальная. Им важна возможность попробовать себя в разных проектах. Для них очень важны эмпатия, взаимопонимание и взаимоуважение.