banner banner banner
Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ
Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ
Оценить:
 Рейтинг: 0

Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ


• персональный робот-ассистент, способный на любые сложные физические действия, выполняемые ныне человеком, будет не менее распространен, чем современные бытовые приборы.

На уровне общества в целом:

• компьютерные системы будут мгновенно принимать безошибочные решения для человека, группы людей, а также для развития и защиты общества в целом

• ввиду развития общественных средств коммуникаций преступления, подобные совершаемым ныне, не смогут оставаться незамеченными, кроме того, самообучающиеся нейронные сети будут учитывать все потенциально опасные поступки человека, предоставляя возможности, либо ограничивая человека, в зависимости от его действий.

• доступ к энергоносителям будет практически неограниченным для организации процессов любой степени сложности, за счет резкого роста эффективности солнечной и других экологически-чистых видов энергии.

Разработчики обещают нам в ближайшие десятилетия действительно революционные технологии:

• полное избавление от всех болезней, голода, любого физического труда, преступности

• абсолютно свободное перемещение в пространстве

• неограниченную энергию для проектов любой сложности, в том числе, космических масштабов

• бесперебойную связь, внедренную непосредственно в наши тела и дающую неограниченную расстоянием свободу общения

• любые виды виртуальных удовольствий, неотличимых от реальных, и многое другое.

Все они приведут к антагонизму образа жизни человека цифровой эпохи с самим естеством человека.

Согласно широко известной теории человеческой мотивации А. Маслоу[5 - Маслоу А. Мотивация и личность / Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; – СПб.: Евразия, 1999 – К.: PSYLIB, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/index.htm], человек в первую очередь движим реализацией своих примитивных естественных потребностей и страхов. Однако человек цифрового общества, согласно прогнозам большинства футурологов, не будет находиться в зоне риска страдания, например, от голода. Развитие энергетики и генной модификации продуктов питания обеспечат доступной пищей все население планеты.

Также, с развитием энергетики и технологий, каким бы то ни было жилищем будет обеспечен буквально каждый житель планеты. Виртуальные технологии обеспечат самые разнообразные формы удовольствий, включая сексуальные, для любого желающего.

Развитие медицинских технологий обеспечит здоровье, долголетие и комфортное самочувствие. Средства технического контроля сведут преступность практически к нулю.

Соответственно любые примитивные потребности будут удовлетворены для любого члена общества, независимо от его социального статуса. Человеку будет нечего бояться и нечего желать. Однако эволюция – процесс долгий, и она явно не уложится в те десятилетия, когда все это произойдет.

В этом контексте показательной иллюстрацией является история потребления человеком сахара. В те времена, когда сахар крайне редко появлялся в рационе людей, инстинкт заставлял их исключительно в прагматических целях употреблять настолько много сладкого, сколько может вместить организм. В двадцатом веке сладкое присутствует в рационе каждого жителя планеты без ограничений, однако инстинкт по-прежнему заставляет нас поглощать сахар в избыточных количествах, что провоцирует массу смертельных болезней.

Так что же случится с обществом, когда все его основные потребности будут удовлетворены, но его инстинкты еще не будут «знать» об этом?

Станет ли человек, как считают отдельные авторитетные исследователи, подобием той самой подопытной крысы, которая, получив возможность прямой стимуляции мозговых центров удовольствия, перестала делать вещи действительно важные для нее в частности и для популяции в целом?

Или правы другие, более оптимистично настроенные эксперты, например, Рубен Варданян, утверждающий, что после удовлетворения низменных человеческих желаний так называемый «талантизм»[6 - Клаус Шваб, основатель Давосского форума, считает, что «талантизм» будет преемником капитализма; воображение и способность к инновациям, а не вооружение, природные ресурсы или капитал будут движущей силой.] сменит капитализм и станет основой благоденствия для всех?

Забегая вперед, мы вынуждены признать, что не сможем дать однозначных ответов на все поставленные вопросы. Однако, как считает авторитетный футуролог Д. Нейсбит, все ответы на вопросы о будущем содержатся в настоящем, если его внимательно изучать. Поэтому, опираясь на исследования информационного общества,[7 - Мурзагулов Р. Р. Особенности взаимодействия власти и коммуникационной элиты на этапе становления информационного общества: автореф. дис. … канд. философ. н.: 09.00.11. – Уфа, 2017. 32 с.] мы предполагаем создать несколько прогностических вариантов моделей развития человеческого общества через пятьдесят лет.

При этом мы не исключаем, что некоторые из описанных нами процессов произойдут раньше, учитывая все возрастающую скорость социальной динамики. Необходимость осмысления тенденций развития современного общества и определяет актуальность данной монографии. Мы, безусловно, рассмотрим лишь часть тенденций, ведущих к изменениям экономических и политических процессов в обществе будущего, оставив более детальное изучение социальных процессов для следующих публикаций.

В начале XXI века ряд исследователей отмечали успехи в области развития средств коммуникации, искусственного интеллекта и генной инженерии. Казалось, это приведет к подлинному преобразованию общества и быстрому построению идеального будущего мира. Однако романтические надежды, связанные со свободным распространением информации, не сбылись в полной мере. Именно в этой связи рядом исследователей был введен термин «постинформационное общество»[8 - См. напр. Мацевич И. Я. Феномен «постинформационного общества» как объект концептуализации// Медиа как фактор социо-культурных трансформаций. 2014. С. 106—113], как некий промежуточный конструкт между современным информационным обществом и обществом будущего.

А. И. Ракитов, отмечая успехи цивилизации, выделяет и риски, предотвратить которые может власть, которая признает «контроль и регламентацию проблемой глобального законодательства и государственной научно-технологической политики» в наступающей эпохе постинформационного общества.[9 - Ракитов, А. И. Постинформационное общество//Философские науки, 2016.№12. С. 7—19] Аналогичные идеи выражает целый ряд исследователей: В. В. Савчук[10 - Савчук В. В. Человек постинформационного общества // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 6. – 1998. – Вып. 3. – С. 18 – 23;], В. Г. Горохов[11 - Горохов В. Г. Научно-техническая политика в обществе не-знания. // Вопросы философии. – 2007. – №12. С. 68.] и др.

В рамках этой монографии мы не планируем анализировать понятие «постинформационное общество», сравнивая его с введенным нами понятием «этапа становления информационного общества», понимая под этим, что современное информационное общество развивается, трансформируется и в ближайшем будущем может сформироваться в совершенно различной форме. Поэтому мы оперируем лишь понятием «цифровое общество» как теоретическим конструктом для обозначения общества 2060—2080 гг.

Как и в любом футурологическом изыскании, мы сделаем попытку выявить те элементы современного общества, которые возможно станут устойчивыми тенденциями повседневной жизни общества через полвека. Мы продолжаем развитие общей концепции мегатрендов Д. Нейсбита.[12 - Нейсбит, Д. Метатренды/ Д. Нейсбит: Пер. с англ. М. Б. Левина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 380 с.] Прогнозируемое этим автором общее описание тенденций развития общества прослеживаются в современном нам обществе – уже сейчас очевидно подтверждение основной идеи Д. Нейсбита о стремлении человека к оптимальному соотношению «технический прогресс/душевный комфорт».

Люди с радостью используют технологические новинки, которые не нарушают это соотношение. Однако технологии стремительно развиваются, неминуемо меняя не только образ жизни «среднего человека», но и общества в целом.

Глава II.

Цифровое общество: Homo deus VS Homo digitalis

Одним из самых влиятельных на планете ученых, исследующих вопросы эволюции человека, является сейчас израильтянин Юваль Ной Харари. Его книга «Sapiens. Краткая история человечества», созданная на стыке сразу нескольких наук, стала всемирным бестселлером. Книга препарирует человека как лабораторную крысу, раскладывая по полочкам инстинкты, эмоции, научные открытия, словом, все то, что влияет на индивидуума и на общество. В заключении книги содержатся выводы о возможных дальнейших направлениях цивилизационного развития человечества.

В своей новой книге «Homo Deus. Краткая история завтрашнего дня»[13 - Harari Yuval N. Homo Deus. A Brief History of Tomorrow/ Yuval Noah Harari – Toronto, Canada: McClelland & Stewart, 2016. 327 p.] Харари раскрывает именно тему будущего homo sapiens. Работа содержит величественную и достаточно мрачную картину будущего правления миром подобных богу людей (homo deus), которым под силу стать сверхлюдьми среди людей, благодаря тому, что они, обладая большими деньгами, смогут купить для себя и своих потомков все достижения науки и техники, дарующие глобальное знание и вечную жизнь.

Эта малая часть сверхлюдей будет процветать, используя людей обычных в качестве «домашних животных», то есть милых, безобидных обитателей планетарного пространства, чьи как физическая, так и во многом интеллектуальная деятельность будут успешно заменены деятельностью роботов с искусственным интеллектом.

Данная концепция с технической точки зрения является вполне традиционной. О таковой вероятности уже полвека назад писал Э. Тоффлер в упомянутом выше труде «Шок будущего». В середине 1960-х Тоффлер отмечал достижения генетической инженерии, которые могут изменить человека, роботизацию промышленности и развитие технологии искусственного интеллекта.

Ю. Н. Харари, подчеркивающий, что человек является одной из разновидностей животных, приводит в связи с научно-техническими изменениями будущего известный пример лабораторного эксперимента с крысами. Ученые установили в лаборатории рычаг, нажатие на который приводило в действие электрод, соединенный с телом животного и воздействующий непосредственно на центр получения удовольствия в мозге. В какой-то момент крысы начали улавливать взаимосвязь сигнала о получении удовольствия с нажатием на рычаг и в итоге стали забывать о необходимости даже принимать пищу, вообще, о чем бы то ни было, кроме перманентного нажатия на рычаг.

По мнению Харари, данный эксперимент иллюстрирует наиболее вероятный ход событий и с человечеством. Большинство людей будут исступленно удовлетворять свои потребности в получении удовольствия и, подобно крысам, приходить к полной деградации. Если верить Харари, подобным вещизмом будут поражены как представители элит (homo deus), так и все остальные. Правда, первые будут стремиться обладать вещами, дающими им вечную жизнь и неограниченное интеллектуальное развитие, а вторые будут довольствоваться лишь примитивными наслаждениями.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 40 форматов)