Андрей Фомичев, Ольга Аничкина
Корпоративное управление
© Аничкина О. А., Фомичев А. Н., 2020
© ООО ИТК «Дашков и К°», 2020
Предисловие
Данная работа представляет собой учебник для высших учебных заведений по дисциплине «Корпоративное управление». Необходимость его написания обусловлена тем, что большая часть современной научной литературы, посвященной проблематике корпоративного управления, носит монографический характер. Книги по данной тематике часто имеют большой объем, высокий уровень научной сложности затрагиваемых вопросов, иногда сугубо технический стиль изложения, явно подчиненный достижению зачастую только научных целей в ущерб учебным, что затрудняет их использование в качестве учебной литературы.
Дефицит учебной литературы по этому вопросу ощутим еще потому, что теория корпоративного управления, помимо исключительно научного, представляет особый методический интерес. Дело в том, что системы корпоративного управления в теоретическом плане более сложны, чем классические стационарные системы, благодаря чему именно на их примере удается вскрыть истинную глубину и значение характеристик и методов корпоративного управления. Данный вопрос представляется весьма важным с точки зрения формирования теоретического фундамента будущих специалистов в области менеджмента.
Основная цель написания настоящего учебника состоит в комплексном изложении содержания основных положений теории корпоративного управления и разработке алгоритмов детерминированного и статистического анализов, синтеза регуляторов, идентификации и расчета оптимальных программных решений.
В учебнике раскрыты понятие, сущность, принципы и функции корпоративного управления, его практическая значимость для современного научно обоснованного менеджмента. Рассказывается о концепции «кайдзен», ее роли в повышении эффективности функционирования систем корпоративного управления. Даны основные выводы, сделанные по результатам проведенного в рамках указанной работы исследования.
Учебная дисциплина «Корпоративное управление» является базовой для подготовки будущих менеджеров и профессионалов в области государственного и муниципального управления; может быть рекомендован в качестве курса по выбору для студентов, проходящих обучение по направлению подготовки «Экономика».
Цель изучения данной дисциплины – развитие навыков исследовательской работы будущих бакалавров в области менеджмента. Кроме того, необходимость его изучения обусловлена значительным ростом и разнообразием корпоративных систем управления, а также квалификационными требованиями подготовки в области менеджмента, в которых предусмотрены готовность к прикладной деятельности и владение навыками практического корпоративного управления.
Как показывает практика подготовки бакалавров в области управления, комплексный подход определяется методикой преподавания всех дисциплин экономического и управленческого профилей. Тем не менее изучение этого вопроса в вузах предполагает наличие общего курса, раскрывающего методологию и организацию проведения исследовательской работы в процессе управления и исследования такого специфического предмета, как корпоративная система управления в целом, в совокупности всех ее свойств, характеристик и особенностей. Аналогичный курс в этом или ином виде существует в большинстве университетов, школ бизнеса и центров менеджмента ведущих экономических вузов не только России, но и ряда развитых западных стран.
Изучение данной дисциплины поможет бакалаврам (специалистам) грамотно анализировать функционирование организационных подразделений систем управления государственными, акционерными и частными фирмами, научно-производственными объединениями, научными, конструкторскими и проектными организациями, деятельность органов государственного управления в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием.
Эта дисциплина формирует научное представление о корпоративном управлении, содержит практические рекомендации его методологического обеспечения, организации и проведения. Она опирается на ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, тесно связана с такими курсами управленческого плана, как «Теория управления», «Менеджмент», «Социология и психология управления», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Риск-менеджмент» и др.
Построение этой дисциплины предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения, а также методологии корпоративного управления в современном менеджменте. Рассматриваются конкретные методы исследования, наиболее эффективные для изучения корпоративного управления. Курс включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования его результатов, разработки практических и конкретных рекомендаций.
В процессе преподавания этой дисциплины могут быть использованы не только лекции, семинары, но и учебные компьютерные и деловые игры, решение ситуационных задач, управленческие игры и проблемные семинары, что значительно повышает интерес к ней и эффективность ее изучения.
Учебник призван довести до студентов сущность методов исследования и развития систем корпоративного управления, взаимосвязь и взаимодействие указанных методов в процессе повышения эффективности управленческой деятельности.
Учебник знакомит читателей с ключевыми положениями теории корпоративного управления, изложенными в работах Розановой Н. М., Асаула А. Н., Павлова В. И., Бескиерь Ф. И., Мышко О. А., Дементьевой А. Г., Мишуровой И. В., Панфиловой Е. А. и др.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Корпоративное управление», а также для руководителей-практиков высшего и среднего управленческого звена предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности.
В то же время следует отметить, что изложенный в учебнике материал призван служить лишь основой, с помощью которой в наиболее короткие сроки и с большей точностью и эффективностью можно найти пути решения ключевых задач управленческой деятельности.
Введение
Характерная особенность современного состояния рынка – общий рост конкуренции во многих его сегментах. Это приводит к тому, что с помощью ранее проводимых мероприятий по повышению конкурентоспособности организации на рынке не достигаются желаемые результаты. Поэтому самое время предпринять кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия.
В связи с тем что эффективность функционирования фирмы в конечном счете целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. Именно поэтому требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.
Почти вековая история развития социального управления как науки имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности руководителей.
Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и др.
Кроме того, как актуально отметил в своей работе Managing for the Future[1] видный специалист в области менеджмента и ведущий консультант по вопросам управления всемирно известного американского автомобильного концерна General Motors Питер Друкер, в настоящее время абсолютно любая компания, для того чтобы иметь и сохранять устойчивые конкурентные позиции на одном из рынков, должна иметь не менее устойчивые конкурентные позиции на всех аналогичных рынках, входящих в состав мировой экономики. А это под силу не просто крупным организациям мирового уровня, а в первую очередь транснациональным корпорациям, имеющим свои действующие представительства абсолютно во всех или по крайней мере в большинстве стран мира.
Изложенные факты обусловливают актуальность изучения дисциплины «Корпоративное управление» как студентами и преподавателями высших учебных заведений, так и руководителями-практиками различных уровней управления и сфер деятельности.
Глава 1. Понятие, сущность, история возникновения и развития корпоративного управления
1.1. Понятие и исторические предпосылки возникновения сознательного управления в человеческом социуме
Уважаемые читатели, прежде чем перейти к изучению исторических предпосылок возникновения и становления сознательного и целенаправленного управления в человеческом обществе, целесообразно подробно рассмотреть научное определение этого сложного, емкого и очень многогранного понятия.
Попытаемся провести реконструкцию содержания управленческой деятельности, а также критериев ее эффективности и подходов к анализу на основе историко-критического обзора научных взглядов на управление и эффективность систем управления.
Несмотря на то, что теоретические основы управления исследовались многими учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия «управление».
Например, «Краткий словарь психологических терминов» определяет управление как процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.
В. А. Толочек полагает, что управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживающая режимы деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – это воздействие на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. В менеджменте под управлением понимают процессы координации деятельности разных субъектов с учетом целей организации, условий выполнения задач, этапов реализации товаров и услуг и др.
Кроме того, управление определяют как действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью либо как воздействие субъекта, направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил, которые неизбежно совершенствуются, когда субъект познает реальность, с которой сосуществует.
Объясняется это тем, что управленческая деятельность как объект исследования представляет собой сложное, многоплановое явление, и каждый автор выделяет те аспекты, которые более соответствуют его конкретным задачам и избранным методам исследования. По многим из таких аспектов, как свидетельствует история науки управления, развиваются научные направления и школы, но все они в конечном итоге могут быть оценены как односторонние.
Так, в кибернетике управление определяется как гомеостатическая целесообразная система, предназначенная для саморегулирования. С точки зрения лингвистики управление представляет собой один из видов синтаксической связи. Экономика рассматривает управление (в более узком понимании – менеджмент) как организацию и координацию деятельности экономических систем, оперативное руководство на предприятии. В социологии управление – это организация совместной деятельности людей. Из этого следует общезначимость управления для широкого круга индивидов, а также подчиненность установившимся структурам, в том числе относительная замкнутость рамками социальных общностей.
Кроме того, управление может рассматриваться с различных точек зрения:
• как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;
• как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации;
• как функция – целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;
• как функция организованной системы (биологической, технической, социальной), обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели;
• как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»;
• как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Практика управления также стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и догадки, основанные на более или менее достоверных суждениях и сведениях.
При этом не следует путать возникновение управления с возникновением организации. Хотя эти два понятия неразрывно связаны.
Организация представляет собой более древний феномен, чем управление, и, по сути, является основой последнего. Рассмотрим простейший пример.
Допустим, в первобытном обществе возникла необходимость переместить с одного места на другое какой-либо тяжелый предмет, поднять или сдвинуть который один человек не в состоянии. Например, камень, бревно или тушу убитого животного. Два первобытных человека берутся за выполнение этой несложной задачи.
С чем мы имеем дело в этом случае? Разумеется, с проявлением простейшего вида организации. Можно ли в этом случае вести речь об управлении? Вряд ли.
Ведь оба человека, выполняющие данную работу, хорошо знают ее конечную цель (доставить предмет в пункт назначения), и способ ее достижения (синхронно поднять и перенести этот предмет с одного места на другое). Кроме того, эти люди находятся в непосредственной близости друг от друга, и каждый из них без посторонней помощи может вполне адекватно и своевременно оценивать работу напарника, координируя с ней свои собственные действия.
Таким образом, можно утверждать, что в рассматриваемом примере отсутствует объективная необходимость в том, чтобы один из исполнителей или кто-нибудь третий брал на себя функции управления.
В то же время мы не исключаем возможности, что отдельные скептически настроенные читатели, в том числе и специалисты высокого уровня, глубоко разбирающиеся в вопросах теории и практики управления, могут оспорить и даже попытаться опровергнуть приведенное выше утверждение. Чтобы развеять возможные сомнения и дать ответ на потенциально возможные контрдоводы, обратимся к рассмотрению примеров социальных систем более низкого порядка, чем человеческое общество.
Думаю, очевидным и бесспорным для всех является тот факт, что управление, безусловно, имеет место в социумах животных высшего порядка, например в стаях волков или дельфинов. В то же время для организационных социальных систем низшего уровня, таких, например, как сообщества насекомых (муравьев, пчел и т. п.), наличие управления не представляется столь уж бесспорным.
Так, к примеру, всемирно известный американский писатель-юморист Марк Твен, понаблюдав достаточно продолжительное время за жизнью среднестатистического муравейника, сделал в своем натуралистическом блокноте запись приблизительно следующего содержания: «Муравьи работают слаженно только для невнимательного наблюдателя». Эта безусловно комичная и на первый взгляд абсолютно ненаучная фраза при более глубоком и критическом рассмотрении обнаруживает в себе определенный научный смысл.
Судите сами. Если в сообществе волков или дельфинов исследователи без труда выделяют вожака-лидера, то у муравьев или пчел это сделать в высшей степени затруднительно. Дело в том, что лидера в сообществе этих насекомых попросту нет.
Обобщая изложенные доводы, можно утверждать, что необходимость возникновения осознанного и целенаправленного управления в человеческом обществе появляется лишь только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель (например, строительство крупного сооружения), невозможность работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга (вследствие их значительной удаленности или большого числа) и т. п.
В этом случае какой-либо человек (или группа людей) должен взять на себя координирующие функции, т. е. осуществлять управление деятельностью исполнителей.
1.2. Основные исторические этапы развития корпоративного управления
Среди ученых отсутствуют не только единое мнение относительно времени возникновения управления, но и единый подход к изучению истории его развития.
Одни авторы склонны рассматривать историю управления исключительно как череду четырех последовательно сменявших друг друга школ[2]. Они акцентируют свое внимание на отрезке времени с начала XX в. до наших дней. В какой-то степени это правомерно. Ведь до XX в. даже прагматическое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса к способам и средствам руководства.
Перечислим четыре школы менеджмента:
1) школа научного управления;
2) административная (классическая) школа;
3) школа психологии и человеческих отношений;
4) школа науки управления (количественная школа).
Рассматриваемый подход к изучению истории управления имеет ряд различных направлений. Например, Д. М. Гвишиани рассматривал не четыре, а пять школ менеджмента: классическую школу, школу человеческих отношений, эмпирическую школу, школу социальных систем и новую школу науки управления[3].
Не имеет смысла в рамках настоящей работы подробно рассматривать каждую из пяти перечисленных школ менеджмента. Достаточно лишь отметить, что 1) классическую школу по Гвишиани можно ассоциировать со школой научного управления;
2) название школы человеческих отношений говорит само за себя;
3) эмпирическая школа представляет собой синтез двух предыдущих школ; 4) школу социальных систем с определенной долей условности можно считать аналогом административной школы; 5) новую школу науки управления несложно сопоставить со школой науки управления.
Подход к изучению истории управления на основе выделения различных школ позволяет достаточно подробно раскрыть и охарактеризовать историю управления как науки и учебной дисциплины. Однако он не дает полного представления о практических аспектах его возникновения и развития.
Другие исследователи, например Э. А. Уткин, относят возникновение управления к пятому тысячелетию до н. э. и выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями[4].
Первая управленческая революция тесным образом связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты.
На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до н. э., записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древнего Шумера, что представляет собой четкое документальное доказательство существования там практики управления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Druker Peter F. Managing for the Future. USA, 1992.
2
См.: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. С. 61–88.
3
Гвишиани Д. М. Организация и управление / Моск. ин-т экономики, политики и права. 3-е изд., перераб. М.: Изд-во МГТУ, 1998. С. 187–191.
4
Уткин Э. А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: ЭКМОС, 1997. С. 11–15.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги