Лада Кутузова
Первое слово съела корова!
© Кутузова Л. В., 2019
© «Время», 2019
* * *Глава 1. Бедный Пушкин!
– Первое слово дороже второго!
– Первое слово съела корова!
– Коровы слова не едят!
– А она волшебная.
За окном ярко светило солнце – и не скажешь, что середина осени. В такую погоду хочется гулять с утра до вечера, а не мучиться с домашними заданиями. Но Никите не повезло: весь воскресный день он делал уроки с мамой. Рядом вертелся старший брат Сашка и всячески отвлекал: то рожу состроит, то постарается задеть, проходя мимо. Его просто тянуло к Никите.
– Пушкин, – торжественно объявил Никита, – Александр Сергеевич, «Осень».
И начал читать с энтузиазмом в голосе:
Дни поздней осени бранят… э-э-э…– Обыкновенно, – подсказала мама.
Сашка закатил глаза. Мол, даже стихотворение брат выучить не в состоянии, но Никита ничего не заметил.
Но мне она мила, читатель дорогой.Красою тихою, блестящей…– Блистающей, – поправила мама.
Никита посмотрел в окно – как же хочется на улицу! Сашка воспользовался моментом и показал язык. Никита в долгу не остался и высунул свой, а мама сразу же засекла.
– Стихотворение рассказывай, – возмутилась она, – а не то к папе пойдёшь.
Идти к папе Никита не хотел, но тот явился сам.
– А почему телевизор работает? – тут же оценил обстановку папа.
– Пап, – заволновался Никита, – кино идёт.
– Никаких кино, – отрезал папа, – ступай в нашу комнату, чтобы не отвлекаться. Выучишь – приходи.
Никита отправился в родительскую спальню. Разлёгся на кровати и включил телевизор. Негромко, чтобы папа не услышал. Учить стихотворение совсем не хотелось. Он взял карандаш и что-то нарисовал в учебнике. Вскоре фильм закончился, и Никита вернулся в гостиную. Папа поставил табуретку на середину комнаты.
– Залезай.
Никита взгромоздился на неё и продолжил с умильной интонацией:
В ней много доброго… э-э-э…– Слезай, – велел папа. – Недостоин ты на табуретке стоять.
Никита слез и ушёл повторять. Через пять минут возвратился, забрался на табуретку и закончил уже без всякого вдохновения:
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.Папа придираться не стал, что сын рассказал стихотворение с запинками, и Никита начал собирать портфель. Он протянул маме учебник по литературе и попросил:
– Сотри, пожалуйста.
Мама открыла книгу и увидела, что на странице со стихотворением нарисована корова, похожая на большую рогатую собаку. Рядом Никита приписал корова, чтобы никто не перепутал.
– Ник! – рассердилась она. – Надо уроки учить, а не рисовать картинки.
– Но я же выучил, – пожал он плечами.
Мама взяла ластик и попыталась стереть картинку. Ничего не выходило.
– Не получается! Теперь заставят новый учебник покупать, – расстроилась она. Да так сильно, что рассыпалась на тысячу маленьких мам. Никита и Сашка бросились ловить их, пока те не разбежались по квартире. Правда, Сашка ещё успел Никите подзатыльник отвесить, чтобы тот не выводил маму из себя. Но дать сдачу было некогда – одна из мам попыталась спрятаться за шторой.
– Прости, – извинился Никита, когда они с Сашкой собрали маму. – Только скучно просто так зубрить. Вот я и придумал, что это волшебная корова и она ест слова. Вот бы хорошо было, если бы она все стихи слопала!
Он убрал портфель. Затем прищурил глаз, согнул левую руку в локте и прижал кулак к правому плечу. Другую руку приподнял и выдвинул вперёд, обхватив воображаемое ружьё за ствол.
– Бабах! – закричал Никита и откинулся назад словно от отдачи. – Вот так бы я с Пушкиным поступил, – кровожадно заметил он. – Как тот самый… забыл.
– Дантес? – подсказала мама.
– Ага. Только я бы его за то, что он такие сложные стихи сочинял!
Мама заинтересовалась:
– А за что Дантес застрелил Пушкина, знаешь?
– Угу. Дантес в жену Пушкина чмок-чмок-чмок, – выразительно зашевелил губами Никита.
– Влюбился, – уточнила мама.
– Ага, – кивнул Никита. – А Пушкину это не понравилось, и он его на дуэль вызвал. А тот его убил. Хорошо, что убил, а то бы Пушкин ещё целую кучу стихов написал, а нам учить.
Корова из книги укоризненно посмотрела на Никиту, но мальчик не увидел.
Мама изумилась:
– Неужели тебе Пушкин совсем не нравится?
– Почему? – отмахнулся Никита. – Одно стихотворение нравится. У Лукоморья дуб срубили, кота на мясо порубили… Дальше не знаю.
– Это тебя папа научил? – Мама не сомневалась в ответе.
– Ага, – радостно поддакнул мальчик.
Мама обхватила руками голову и застонала:
– Нет чтобы нормальное стихотворение запомнить.
– А я помню, – обиделся Никита и продекламировал:
У Лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том…И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом, –подхватил Сашка, не забыв добавить: – Я, вообще-то, это стихотворение не учил. Просто так запомнил.
– Ладно, – проворчала мама, – смотри свой телевизор. А не то я тебя, как Дантес Пушкина…
А сама подумала: «Бедный Пушкин!» И корова, нарисованная Никитой, была с ней абсолютно согласна.
Глава 2. Точка в журнале
Утром по дороге в школу Никита размечтался.
– Знаешь, о чём я каждое утро молюсь? – спросил он.
– О чём? – насторожилась мама.
– Чтобы я пришёл в класс, а там всего шесть человек. Тогда бы уроки отменили!
Мама ужаснулась:
– Лучше бы ты о хороших оценках думал!
– А-а, – возмутился мальчик, – знаешь, какая у нас Ольга Ивановна строгая? Ей не угодишь.
Мама махнула рукой:
– У Саши же получается. А ты вечно ленишься, вчера полдня на домашнее задание потратили.
– Ботаник твой Сашечка, – снисходительно протянул Никита, – только и думает, как бы его учителя похвалили. Наверное, ночью одни учебники снятся.
Мама уронила голову на грудь. Голова сразу же отвалилась и чуть не упала, но Никита успел подхватить. Он быстренько прикрепил её обратно и с укоризной посмотрел на маму: нечего по пустякам переживать!
– И тебе бы не помешало стараться! – заметила мама.
Никита не согласился:
– Ага, как же! Теперь Сашечка и по субботам учится из-за того, что в математическую школу попал. Я так не хочу!
Они подошли к зданию школы. Никита посмотрел по сторонам: нет ли поблизости одноклассников, подставил маме щёку для поцелуя и побежал ко входу.
На уроке литературы Ольга Ивановна спрашивала стихотворение наизусть. Никита надеялся, что пронесёт, но не повезло – учительница вызвала к доске. Никита с запинками домучил стихотворение и ждал честно заработанную тройку, но Ольга Ивановна так не считала.
– Никита! – возмутилась она. – Это же сам Пушкин! Александр Сергеевич. Разве можно так безобразно читать стихи великого поэта?
– Я учил, – привычно ответил мальчик.
– Плохо учил, Соловьёв. Ставлю пока точку в журнал. К следующему уроку чтобы от зубов отскакивало, а иначе точка превратится в двойку.
Никита уныло поплёлся к своей парте, а учительница продолжила опрос.
– Мама, – позвонил Никита днём, – можно я в компьютер поиграю?
– А пятёрку получил? – уточнила мама. – Сам знаешь: нет пятёрки – к компьютеру не подходишь.
– Тут получишь… – пожаловался Никита.
На другом конце провода раздался тяжёлый вздох.
– Что случилось?
– Она мне точку в журнал поставила! – наябедничал Никита.
– Не она, а Ольга Ивановна, – поправила мама.
– Какая разница, – буркнул мальчик. – Я же рассказал!
– Значит, плохо рассказал, – не поверила мама. – Учи по новой.
– Лучше тебя дождусь.
Вздох повторился.
– Саша, между прочим, сам уроки делает!
– Вечно ты его хвалишь! Конечно, ведь Сашечка – твой любимчик, – проворчал Никита и повесил трубку.
Он подпёр рукой голову и представил конец учебного года. Вся школа собралась во дворе, директор по микрофону подзывает Никиту к себе. А затем вручает большую грамоту и благодарит за отличную учёбу. И все хлопают. Здорово бы было! Но тут из школы вернулся Сашка, и они подрались.
Сначала Никита сидел на диване и страдал: Сашка получил пятёрку и играл на компьютере. По телевизору ничего интересного не показывали, а друзья разбежались по кружкам, и гулять было не с кем.
– Сашк, – позвал он, – давай ещё подерёмся.
– Отстань, – отмахнулся тот.
– Ну Саш, мне скучно.
Брат не реагировал. Тогда Никита сменил тактику.
– Ботаник, – начал он.
Сашка, не поворачиваясь, ответил:
– Ботаник – это такая профессия. Очень престижная, кстати.
– Лох, – продолжил Никита.
Брат не реагировал.
– Влюбился в девчонку.
Сашка развернулся и погрозил кулаком. Никита обрадовался: получается!
– Влюбился, влюбился!
Сашка выскочил из-за стола и навалился на Никиту. Они завозились, стараясь перебороть друг друга. Наконец устали и, довольные, разошлись по разным углам.
– Я тебя победил, – похвастался Никита.
– Как же! – усмехнулся Сашка. – Я тебя два раза на спину опрокидывал.
– Зато я тебе руку заломил, ты и пошевелиться не мог.
Сашка пожал плечами: ничья.
Вечером мама готовила ужин, а Никита сидел рядом и страдал над уроками.
– Ёлки! – не выдержал он. – Учительница совсем с ума сошла? Так много задавать!
– Что опять не так? – рассердилась мама.
– Всё! Ничего не понимаю. – Никите хотелось, чтобы мама быстренько сделала за него уроки.
Та оторвалась от кастрюль и заглянула в дневник.
– Ник, пиши: упражнение двадцать пять, страница восемнадцать, – продиктовала она.
– Мам, – перебил тот, – Милена у нас знаешь какая большая? Пятьдесят килограммов весит. Скоро как ты будет.
Милена училась в одном классе с Никитой, была отличницей и перегнала мальчишек в росте на целую голову.
– Упражнение двадцать пять, – настаивала мама.
– Её даже не уронить, – продолжал Никита.
– Пиши уже. – Мама загрохотала.
Но сын не слышал.
– Ага. Мы её втроём роняли. Максим держал, а мы с Данькой роняли.
– Двадцать пятое упражнение!
– Вообще-то, – похвалился Никита, – я и один могу её уронить. Она ведь полная такая, нетвёрдая.
– Сейчас папу позову. – Маме пришлось прибегнуть к угрозе.
– Надо на шее повиснуть, а потом к земле гнуть. – Никиту было не свернуть с любимой темы.
Тут на кухню явился Сашка.
– Ага, влюбился! – злорадно закричал он. – Мама, он в Милену влюбился!
Никита вскочил.
– А ты, а ты… Ты в Лану влюбился. Или как там её… в Настю!
Они чуть снова не подрались, теперь уже по-настоящему, но мама Сашку выставила. Никита неохотно доделал упражнение и убрал учебники.
– Стихотворение повтори, – напомнила мама.
– Да ну, – сморщился сын. – Я подсчитал: если мне Ольга Ивановна двойку поставит, всё равно за четверть тройка выйдет.
– Ник! – закричала мама. – В выходные и близко к компьютеру не подойдёшь!
– Ладно, – отмахнулся тот и удивлённо замер: стихи исчезли! На их месте проступали едва заметные буквы. Зато корова округлилась и потемнела. Казалось, что это иллюстрация, а не рисунок самого Никиты. – Мам, – растерялся он, – а тут ничего нет.
Мама тоже посмотрела и ахнула:
– Что же это такое?! Дожили! Типографская краска на глазах испаряется.
Она включила ноутбук и в интернете нашла нужное стихотворение.
– Учи!
Сама же подвинула книгу поближе, намочила палец и потёрла буквы: с теми ничего не происходило.
– Очень странно, – и недоверчиво поглядела на сына, будто он всё это устроил.
Никита быстро выучил стихотворение, а заодно совсем недолго, полчаса от силы, поиграл в компьютерную игру, пока мама не заметила и не отобрала ноутбук.
Ольга Ивановна на следующий день поставила тройку, кратко объяснив:
– С первого раза надо отвечать, Соловьёв.
Глава 3. Новая пропажа
Никита страдал: их класс продул в финале параллельному. Турнир по баскетболу проводился среди третьих и четвёртых классов. Они легко обыграли третьеклашек на прошлой неделе, а сегодня в школу не явился Вовка, один из защитников, – заболел. Пришлось срочно ставить на его место Тима. Но тот мяча боялся и всячески от него уворачивался. В результате их класс проиграл.
– А я сразу троих соперников обошёл и мяч в корзину забросил, – делился Никита с мамой.
– «Обошёл» – это как? Растолкал, что ли? – съязвил Сашка.
Никита показал ему кулак.
– Подножки подставил, – объяснил он. – Они все и попадали. А я – раз, мяч и закинул.
– Молодец, – похвалила мама. Она не очень внимательно слушала, поэтому про подножки пропустила.
Никита решил этим воспользоваться.
– Мам, а можно я тогда в компьютере поиграю?
– Какой компьютер? – возмутилась мама. – А уроки кто делать будет?
Никита сморщился, будто от кислого.
– Знаешь, о чём я мечтаю? – Он подпёр голову рукой.
– О чём? – поинтересовалась мама.
– Найти чемодан с двумя миллионами долларов. Я бы их учителям раздал, чтобы они от меня отстали.
Мама схватилась за сердце. Никита испугался: сейчас сердце ка-а-ак выскочит! И укатится куда-нибудь под кровать. Оно же маленькое. Его не поймаешь, как голову. Но, к счастью, ничего не произошло.
Никита достал учебник русского языка и прочитал задание: «Поставьте глаголы настоящего времени в прошедшее».
– Это как? – спросил он.
– В учебнике посмотри! Там же должен быть пример, как делать, – нахмурилась мама.
– Есть, – обиделся Никита, – но я ничего не понимаю.
– Потому что тупой, – прокомментировал Сашка, и мама вытолкала его из кухни.
Села рядом и прочитала:
– «Ученик делает домашнее здание». Нам надо настоящее время изменить на прошедшее. Значит, будет: «Ученик делал домашнее задание». Понятно? – уточнила она.
Никита кивнул и вывел в тетради: «Ученик делал дз». Мама увидела и разворчалась:
– Не дз, а домашнее задание! Дописывай.
– Да какая разница?!
Он искренне не понимал – четыре года пишет это несчастное «домашнее задание», зачем же ещё раз?
Вернулся Сашка.
– Мам, мне надо олимпиадные задачки решить из сборника. Поможешь?
– Неси, – согласилась мама.
Сашка притащил книгу.
– Так, страница двадцать три.
Он открыл книгу и замер – страница была абсолютно чистая.
– Посмотри, – Сашка протянул учебник маме, – пусто. Ничего не понимаю!
– Вижу. – Мама не скрывала удивления: второй раз из книги исчезает текст. – Может, это типографский брак?
– Или какие-нибудь насекомые виноваты? – предположил Сашка. – Есть же жуки-древоточцы, они древесину едят. А у нас жучки-красколюбы, которые буквами питаются.
– Впервые слышу, – развела руками мама. – Пошли в интернете твои задачи поищем.
Они отправились в гостиную, а Никита раскрыл учебник по литературе. Корова в нём окрасилась в ярко-рыжий цвет с большим коричневым пятном на боку. Никита в задумчивости почесал затылок.
Соловьёвы решили проверить все книги. В учебниках новых потерь не было, но когда мама достала толстую энциклопедию о животных, то ахнула – сразу три страницы в ней оказались совершенно пустыми. Мама побледнела и молча села на диван. Её горе было настолько тяжёлое, что у дивана сразу подкосились ножки. Никита испугался: он знал, как мама тряслась над энциклопедией. Им с Сашкой категорически запрещалось брать книгу в её отсутствие. Ведь та была с плотными глянцевыми страницами, с цветными иллюстрациями тысяч животных и насекомых. Вечерами братья любили сидеть рядом с мамой и любоваться картинками.
Тут с работы вернулся папа.
– Что у вас произошло? – с порога спросил он.
Мама показала книгу. Не сразу, но папа понял, что в их квартире происходят непонятные околонаучные явления. Он быстренько пронёсся по комнатам, перевернул всё вверх дном, но ничего подозрительного не обнаружил. Никита, правда, грешил на корову, но молчал, а то Сашка станет над ним смеяться. Он на всякий случай спрятал учебник по литературе в коробку из-под обуви и замотал её скотчем.
Ночь миновала без потерь, но утром книгу пришлось достать – по расписанию стоял урок литературы. Никита с опаской раскрыл учебник – корова в нём выглядела живой. Казалось, она вот-вот замычит и спрыгнет со страницы. Никита покосился на брата, не видит ли, и осторожно пихнул книгу в мешок со сменкой, рассудив, что там корова ничего слопать не сможет.
В школе всё прошло как обычно, поэтому Никита успокоился. Придя домой, он бросил портфель посреди комнаты, перекусил и побежал на улицу – они договорились с Даней покататься на скейтбордах. В сквере рядом со школой оказалось много знакомых, да ещё Никитины одноклассницы разъезжали на роликах. Соня, самая противная девчонка из класса, на огромной скорости пронеслась мимо, едва не задев Никиту.
– Соня – коза, красит глаза! – прокричал он вслед.
Та резко остановилась и скорчила рожу, Никита погрозил ей кулаком.
– Когда вырастешь, на тебе никто не женится, – пообещал он.
Они с Даней подхватили скейты и решили уйти в соседний парк, подальше от сумасшедших девчонок.
Перед сном Никита делился с мамой:
– Представляешь, Дима с шестиклассницей целовался!
– Ужас! – Волосы у мамы встали дыбом. Никита неловко пригладил их. – Она же старая для него – на целых два года старше.
Никита призадумался:
– А может, и с девятиклассницей, не помню точно. Это летом было, когда он на даче отдыхал.
Мама взмахнула руками, и те разлетелись в разные стороны. Никита расстроился: какая у него мама растерянная! Так и норовит что-нибудь потерять! Он собрал руки и прикрутил их обратно.
– А вот я точно жениться не буду! – рубанул мальчик, чтобы успокоить её. – Ну их.
Мама не поверила:
– Как же! Влюбишься и женишься.
Но Никита возмутился:
– Ты что, с ума сошла?! Девчонки противные!
Мама рассмеялась:
– Я напомню тебе об этом на свадьбе.
Никита снисходительно усмехнулся:
– На какой ещё свадьбе? Мечтательница ты, мама!
Глава 4. Старушка-колдушка и другие
Тексты больше не пропадали, и Никита решил, что всё обошлось.
Однажды вечером он, как всегда, делал с мамой уроки. На улице стремительно темнело: словно солнце завесили тяжёлой шторой. Пошёл дождь.
– Вроде Ольга Ивановна больше ничего не задала, – сказал Никита. – Завтра же последний день в четверти, каникулы начинаются.
Но мама заглянула в электронный дневник и выяснила, что по литературе задали читать чего-то там. Чего-то там оказалось сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».
– Целых сорок страниц читать! Да она с ума сошла! – ужаснулся Никита коварству учительницы.
– Не сорок, а семнадцать, – поправила мама.
– А-а, тебе легко говорить, – заныл сын.
Мама предложила:
– Будем читать вместе, я помогу.
– Я, кажется, эту сказку помню, – попытался схитрить Никита. – Там в конце Снежная королева погибла.
– Не выдумывай, – строго сказала мама.
– Ну растаяла, – поправился он.
Мама покачала головой:
– И не растаяла.
Никита предпринял ещё одну попытку:
– Не, ну там точно кто-то погиб!
– Никто не погиб, – нахмурилась мама.
– Ну напомни хотя бы немного, – взмолился он.
Мама помогла:
– Там маленькая разбойница была и северный олень.
– Вспомнил! – обрадовался Никита. – Там ещё медведь был.
– Не было.
– Ну птица. – Никита вспомнил орлов то ли из «Доктора Айболита», то ли из «Хоббита».
– И птиц не было, читай! – рассердилась мама, из ушей у неё повалил пар.
– А-а-а! – Никита испугался, что сейчас мама взорвётся, и принялся за чтение.
Через некоторое время мама потребовала от сына пересказ: Никита мог прочесть так, что прочитанное мгновенно выветривалось из головы.
– Э-э-э, – начал он, – девочка гуляла по саду Снежной королевы.
– Не королевы, а старушки-кол… – подсказала мама.
– Вспомнил! – обрадовался Никита. – Старушки-колдушки!
– Колдуньи! – поправила мама.
– А-а-а, точно.
Никиту больше занимала ленивая осенняя муха, летающая вокруг лампочки.
– Ха-ха-ха, – влез с критикой Сашка. – Даже пересказать не можешь.
– А ты можешь? – поинтересовалась мама у старшего сына. – Как звали главных героев?
Сашка заметно смутился.
– Мальчика – Кай, кажется. А девочку – Гера.
– Ага, Гера. Сокращённо от имени Герасим, из «Муму», жена Зевса, – съехидничала мама. – Иди уж, умник.
Саша ушёл, а Никита принялся пересказывать дальше. Корова в учебнике медленно жевала хвост – Никитино отношение к урокам ей не нравилось. С трудом пересказав текст, Никита побросал учебники в портфель и побежал к брату.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги