banner banner banner
Доверься внутреннему учителю. Теория и практика для групповых и индивидуальных занятий йогой
Доверься внутреннему учителю. Теория и практика для групповых и индивидуальных занятий йогой
Оценить:
 Рейтинг: 0

Доверься внутреннему учителю. Теория и практика для групповых и индивидуальных занятий йогой

Даже если вам пока не знакомо понятие «внутренний учитель», у вас наверняка был опыт общения с ним. Под этим понимается внутренний голос, которому мы интуитивно следуем, не понимая, откуда он исходит. Далее я ближе подойду к этой теме, а для начала хочу обратить ваше внимание на то, что наша внутренняя мудрость может быть нам опорой тогда, когда мы открываемся и доверяемся ей, ведь все ответы и озарения находятся в нас самих. Каждый раз, когда мы чувствуем связь с внутренним учителем, мы легко находим правильный ответ и знаем, что делать. Работая йога-терапевтом, я раз за разом убеждаюсь: как только дух человека успокаивается и появляется готовность прислушаться к себе, тут же изнутри к нему приходит ответ. Чем теснее связь с внутренним учителем, тем меньше мы можем навредить себе и другим неправильными действиями, потому что таковые никогда не возникнут по воле внутреннего учителя.

Мгновения наивысшей осознанности возможны в любое время, нужно лишь открыться ей. Конечно, степени осознанности различны. И не стоит забывать, что, даже уже находясь в состоянии единства с внутренним учителем, мы можем эту связь потерять. В этой книге я покажу, какие средства помогут вам вновь обрести эту связь и как благодаря регулярным упражнениям жить более осознанно. Вы поймете, какие наклонности и стереотипы поведения мешают вам обрести наивысшее счастье и свободу.

В первой части книги вы сможете увидеть проявления вашей Тени[2 - В тех случаях, когда автор под словом «тень» подразумевает теневую, то есть непривлекательную сторону нашей натуры, для удобства чтения он пишет «Тень» с заглавной буквы. – Прим. ред.] и ваши слабости. Как только обнаружатся эти препятствия, вам станет ясно, как с ними обходиться. Вы сможете жить более осознанно и расстанетесь со старыми привычками, вы сможете преобразовать свои недостатки в достоинства и полностью использовать свой потенциал.

Вторая часть книги поможет понять, какие из предложенных методов будут для вас самыми эффективными, чтобы научиться слышать внутреннего учителя. При этом вы сможете развить ясность сознания, чтобы отличать внутреннего учителя от эго. Со временем вы научитесь различать, когда вас «несет поезд эго», а когда вы действуете и воспринимаете мир от лица истинной сущности. Наконец, речь здесь пойдет и о том, как применить эту мудрость в жизни. Для этого необходимы занятия и самоотдача, не зря ведь говорится: «Дело мастера боится».

Эта книга – практическая, она поможет приобрести необходимые навыки. Пять ключей в третьей части книги помогут вам найти дверь, ведущую к внутреннему учителю, открыть ее и тем самым преобразовать жизнь. Различные упражнения помогут определить, какой ключ лучше всего подходит именно вам и именно сейчас.

Эти знания позволят вам улучшить здоровье, взрастить исполненные любви свободные отношения, найти призвание и полностью использовать его потенциал. Все это будет подробнее описано в четвертой части книги.

Книга предлагает редкую возможность осознать, кем вы являетесь на самом деле, и познать глубокую удовлетворенность и настоящую свободу. Суть всех религий и истинной духовности в том, чтобы найти и разделить с другими свет и любовь, которые льются из нас самих. От всего сердца желаю вам, чтобы эта книга поддержала вас на этом пути.

Да будут все здоровы, счастливы и свободны!

    Ремо Риттинер, Таиланд, ноябрь 2012 г.

Часть 1

Пять препятствий на пути к внутреннему учителю

Несмотря на то что в каждом из нас есть внутренний учитель, другие стороны нашего «я» или некоторые привычки часто мешают следовать внутреннему голосу. Внутренний учитель всегда говорит с нами просто и ясно, но его голос никогда не бывает громким или требовательным. Чтобы научиться слушать его и следовать ему, требуется некоторая практика. Для этого сначала необходимо определить препятствия, которые могут стоять на пути к внутреннему учителю. Патанджали описывает в Йога-сутрах пять типов омрачения сознания (клеши), которые мешают нашим мыслям, действиям и связи с внутренним голосом, это:

неведение(авидья),

ложное отождествление с эго(асмита),

влечение(рага),

отвращение(двеша)

страх смерти(абхинивеша).

Неведение и ошибочное принятие

Вопрос «Кто я такой?» позволит многое прояснить в жизни. «Я – это мое тело, мой ум, мои мысли, мои чувства. Так? И вообще, я – личность?» Древние индийские мудрецы считали эти вопросы важнейшими для того, чтобы понять жизнь и найти себя. Мы также можем использовать эти вопросы для наших целей.

Мы живем в своем теле и воспринимаем мир посредством мыслей и чувств, и определять себя так вполне правильно. «Ты есть То» (тат твам аси), – гласит великое изречение из Чхандогья-упанишады, священного писания индуизма, и это значит, что для любого человека, в том числе и для вас, определяющим является истинное сознание, а не эго. Вы – внутренний учитель, наблюдающий за всем, а через чувства вы всего лишь воспринимаете мир. Вы вечное и бесконечное сознание. Вспомнив об этом прямо сейчас, вы несомненно почувствуете присутствие этого сознания. Однако пока вы осознаете это лишь на уровне ума, пока это лишь идея в голове, и эта идея вряд ли существенно изменит ваше восприятие и вашу жизнь. Только тогда, когда вы снова почувствуете в себе истинное сознание и наладите с ним нерушимую связь, восприятие и поступки изменятся коренным образом.

Ошибочное принятие наших мыслей за наше истинное существо (авидья) – большое препятствие на пути к восприятию внутреннего учителя и возможности следования ему.

Если бы мы осознали, кем являемся на самом деле, то начали бы воспринимать мир иначе. Мы бы могли спокойнее принимать неприятности и трудности и сразу действовали бы вместо того, чтобы просто реагировать. Но наша истинная природа начнет проявляться только тогда, когда мы начнем постоянно искать связь с самим собой. Например, если у кого-то неправильная осанка, недостаточно просто знать, что сутулиться вредно и это ведет к искривлению позвоночника. Чтобы обрести здоровую внешнюю и внутреннюю осанку, требуются постоянное внимание и соответствующие усилия. Точно так же недостаточно просто знать о существовании внутреннего учителя. Чтобы почувствовать связь со своей первозданной сущностью, я рекомендую каждый день посвящать некоторое время отдыху, дабы оторваться от суеты и обратить внимание внутрь себя. Изучение духовной литературы и духовные практики – медитация, работа с символами, какие-то обряды и т. п. – могут к этому подготовить. Поддержку на пути к себе могут оказать и мудрые люди. А вот потребление массовой информации и прочие действия, распыляющие внимание, напротив, отвлекают человека от себя самого и способствуют росту неведения.

Регулярная практика и погружение в себя помогут нам чувствовать покой и невозмутимость и оставаться осознанным даже в сложных ситуациях. Именно в сложные, неприятные минуты люди склонны забывать, кто они на самом деле. Реагировать на мелочи, когда что-то складывается не так, как мы этого желаем, – бесполезная трата энергии. За подобными реакциями следуют, как правило, сильные эмоции неприятия: злость, страх, гнев и т. п. Ошибочное пристрастие и неведение, которые при этом возникают, рассматриваются в йоге как огромное препятствие, из которого следуют многие другие препятствия, прежде всего стыд, чувство вины, алчность, безразличие, безысходность и депрессии. Знание того, кто мы на самом деле, помогает понять причину всех внутренних преград.

Чем глубже наше понимание, тем меньше препятствий – гордости, алчности, ненависти и страхов – мы встретим и тем более спокойными и доброжелательными будем оставаться в сложных ситуациях. Каждый раз, когда нам удается оставаться собой, наша сила растет. Чем сильнее эта связь с истинной сущностью, тем основательней наша жизнь.

Просветленные существа излучают чистый свет и настоящую любовь, потому что находятся в состоянии единения с внутренним учителем. Они, как магниты, притягивают людей, даже когда уже оставили человеческое тело. Мудрость Будды каждый раз напоминает о том, что мы носим в себе природу будды. Как и безусловная любовь Иисуса напоминает нам о том, что все мы божьи создания и несем в себе истинную любовь. «Господь будет тебе вечным светом» (Исаия 60,19) и «Я есмь Сущий» (Моисей 3,14), – говорится в Библии. Эти изречения и вышеупомянутая цитата «Ты есть То» из упанишад указывают на то, что мы несем в себе свет божий, что мы – наивысшее сознание.

«Меня осенило», – говорим мы, когда что-то понимаем. «Мне не ясно» – это выражение указывает на нехватку связи с сознанием, когда мы что-то не понимаем. Если дух неспокоен и рассеян, мы не можем воспринимать нашу настоящую сущность. Внутренний учитель является только тогда, когда мысли приходят в порядок.

В Индии существует понятие Сатгуру[3 - Сатгуру (санскр.) – духовный учитель, осознавший предельную истину, способный безопасно вести других по духовному пути. Согласно воззрениям индуизма, Сатгуру – это также наше собственное истинное Я. – Прим. ред.]. Сат обозначает «правда», а гуру обозначает «учитель». Гу обозначает «свет», и ру — «темнота». Настоящий гуру – это человек, который приносит свет в темноту. Он ведет к свету и любви. Немало так называемых гуру уводят людей далеко от света, чтобы удовлетворить свои потребности во власти, деньгах или признании. Сатгуру – это настоящий учитель, который помогает обнаружить истину в себе самом. Его свет и любовь мы чувствуем в глубине сердца. «У меня в сердце солнце», – так звучит строчка из известной народной песни, которая начертана на многих домах в горной Швейцарии. Эти слова напоминают нам о том, что свет – в наших собственных сердцах. Эта истина универсальна и не привязана к какому-то одному духовному учению или отдельной религии.

Наш ум, напротив, подобен темному облаку, застилающему наше восприятие. Когда мы, например, испытываем разочарование, это, как правило, признак того, что вмешалось заблуждение, продукт ума. Часто мы слышим или видим только то, что вписывается в рамки нашего мироописания. Ожидания – это представления нашего эго, которое постоянно жаждет удовлетворения. Если они при этом вступают в конфликт с реальностью, мы часто удивляемся и даже гневаемся или занимаем оборонительную позицию. Действуйте и отдавайте, не ожидая ничего взамен, и вы будете свободны и открыты для всего, что предлагает жизнь.

Самостоятельный духовный поиск, однако, может привести к падению, когда вы начнете судорожно метаться: то вас будут манить желания, то просветление. Всему свое время. Нельзя считать случайностью то, что именно сейчас вы читаете эту книгу. Не будь вы к этому готовы, не держали бы ее в руках. В Индии есть поговорка: «Настоящий учитель появляется тогда, когда ученик готов». Жизнь полна неожиданностей, и наша задача – верить в то, что мы встретим своего наставника в нужный момент. Жизнь дает нам шанс, чтобы проснуться, и свободную волю, чтобы все проспать, – задача же в том, чтобы все же проснуться и прояснить свой ум в подходящий момент.

Наладьте связь с внутренним учителем, и ясность духа и мыслей станет определять ваши действия. Чем теснее связь с Сатгуру, тем больше свободы и любви вы обретете. Только когда вы это поймете, у вас появится выбор, и вы сможете открыться внутреннему учителю и начать действовать от его лица. Тогда вы станете творцом своих мыслей и собственного мира. Вы станете ответственным за свою жизнь. Вы готовы взять эту ответственность на себя? Чтобы ваш внутренний свет вышел наружу, сначала необходимо распознать в себе бессознательные стереотипы поведения и избавиться от них. Знание того, что «я – вечный свет и чистая любовь», c одной стороны, может напомнить, кто вы на самом деле, а с другой стороны, защитит вас от бессознательной связи с вашей Тенью или вытеснит ее содержимое. Пребывать в свете может только тот, кто принял свою Тень. Каждый раз, когда вы осознаете, что используете нездоровый психологический образец поведения, у вас появляется возможность преобразовать свое сознание; это значит, что у вас появляется возможность превратить нетерпение в терпеливость, гордыню – в скромность, озлобленность – в легкость, страсть – в познание, страх – в доверие, а осуждение – в сочувствие.

У жизни всегда наготове новые испытания, она требует проснуться и измениться. Смысл жизни заключается в том, чтобы покинуть мир иллюзий и оставить заблуждения, заставляющие думать, что мы разделены с Божественным. Осознать единство очень важно для нашего существования, ведь благодаря ему мы познаем мир и его полярности. Это дает нам шанс воспринимать жизнь целиком с ее противоположностями, что в свою очередь делает ее увлекательной и разнообразной. В то же время наши мысли и чувство разобщенности мешают нам познать единство и действовать в соответствии с этим новым пониманием.

В комплексном подходе к здоровью принят во внимание тот факт, что в человеческом организме все тесно связано друг с другом, и это уже используется во многих методиках лечения. То, что индийские мудрецы говорили много тысяч лет назад, нынче подтверждает квантовая физика: время и пространство – это иллюзии, исчезающие в момент покоя, в котором нет ничего, кроме вибрации бесконечного потенциала жизненной энергии, которой вы и являетесь. То есть если появляются вспышки, это и есть вы – божественные искры. В народе есть выражение: «Между нами пробежала искра», которое тоже относится к вышесказанному. Если у вас при чтении этой книги то и дело внутри «вспыхивают искорки», это значит, что у вас уже есть глубокая связь с внутренним учителем. Иногда ваши искорки затухают, и вы продолжаете идти на ощупь, но потом появляется повод вновь зажечь огонь.

Ложное отождествление с эго

Все страдания начинаются с того, что мы отождествляемся со своим эго (асмита) и постоянно крутимся вокруг наших «я»-мыслей, и все страдания исчезают, когда мы избавляемся от «я»-мыслей и перестаем отождествляться с ними. Однако у эго много масок, за которыми оно прячет свое настоящее лицо, поэтому вывести его на чистую воду бывает сложно. Некоторые люди так искусно скрывают свое эго, что другие удивляются, когда обнаруживается правда. И тогда люди охотно пускаются в обсуждение случившегося, ведь высмотреть свое эго гораздо сложнее, чем другого. Тем более оправданным кажется постоянное вглядывание в себя, чтобы вывести на чистую воду многочисленные трюки эго. Это может уберечь вас от болезненного опыта и разочарований.

Отличная практика для того, чтобы трансформировать собственное эго после того, как вы его распознали, – это осознанное общение с людьми. С помощью метода ненасильственного общения (по Маршаллу Розенбергу) можно научиться говорить за себя, не ссылаясь на других людей, научиться выражать собственные чувства, не оценивая их, и сообщать о собственных потребностях в форме просьбы, а не в форме приказа или упрека. Все мои друзья, которые усиленно занимались по этой методике, рассказали мне об отличных результатах, которых смогли достичь. С помощью ненасильственного и свободного от эго общения вы сможете проявлять уважение и доброжелательность по отношению к себе и другим людям в самые сложные жизненные минуты.

Каждый человек по-своему воспринимает свое собственное эго и эго других людей. В связи с этим давайте вспомним, что слово «персона» происходит от латинского persona, что в переводе означает «маска». Так как большинство людей привыкли смотреть вне себя, а не внутрь, им легче дается рассматривать эго других людей, им труднее заглянуть под свою собственную маску. У высокосознательных людей все наоборот, потому что они привыкли к самоанализу и изучают причины своих реакций и оценочных суждений. Они знают о так называемых проекциях, когда, будучи неспособными увидеть проблему в себе, мы свои собственные недостатки переносим на других людей и осуждаем их за это. Эти проекции в большинстве своем возникают неосознанно. Каждый раз, когда мы их допускаем, наша Тень растет (бессознательное). Сознательные люди обычно понимают: то, что мешает им в других, отражает их же бессознательное. Они используют это понимание в свою пользу и выявляют свою Тень. Это способствует развитию осознанности. Полностью просветленный человек свободен от оценок и проекций и будет сочувствовать людям, даже когда те поступают с ним несправедливо.

Будучи востребованным учителем йоги, я часто выступаю на сцене. И вот однажды один из моих учеников, очень сильно взволнованный, с раскрасневшимся лицом и дрожащим голосом, вызвал меня на дискуссию. Сначала он выразил свое неудовольствие в связи с моим стилем преподавания и перечислил то, что? на занятиях йогой можно было бы улучшить с точки зрения дидактики, а во второй части своего отзыва он перечислил человеческие слабости, которые он во мне увидел и которые ему мешали. Я выслушал его терпеливо и с участием и поблагодарил за открытость и смелость, ведь он мне лично высказал все это. Его лицо при этом расслабилось, голос стал спокойнее и даже взгляд перестал быть таким пристальным. Когда же я признался, что он фактически распознал мои бессознательные мотивы и что в настоящее время я работаю над ними, чтобы их преобразовать, он успокоился и растрогался. В конце разговора я посоветовал ему подумать о том, может ли он меня принять как учителя, несмотря на мои очевидные слабости, и хочет ли перенять мои знания и достоинства. Кроме того, я объяснил ему, что ценю его качества и буду рад, если он продолжит свое обучение у меня. Благодаря тому случаю мы сблизились и по сей день дружим, полагаясь на взаимное уважение.

Конечно, чаще всего человек будет говорить о слабостях другого за его спиной, потому что догадывается, что открытый разговор может перерости в неприятный и для него самого, ведь речь пойдет и об его собственной Тени. Как хорошо, когда обе стороны открыты для честных суждений и закрываются исключительно от зависти и недоброжелательности.

Самоанализ на тему ложного отождествления с эго

Типичные наложения, которые могут вызвать у нас и других проблемы, звучат так:

• Я недостаточно хорош – заниженная самооценка.

• Я лучше знаю – заносчивость /высокомерие.

• Я это знаю – невежество.

• Меня используют – сознание жертвы.

• Я прав и поэтому могу вредить другим – сознание преступника.

• Я считаю, что другие недостаточно хороши, – осуждение.

• Я считаю себя недостойным любви – сомнение в себе.

• Я чувствую себя ответственным за то, что другой страдает, – чувство вины.

Полезно проанализировать эти утверждения, потому что каждая такая мысль влияет на нашу жизнь. С каждой новой мыслью мы творим мир. Так, с помощью позитивных наложений/утверждений мы можем создать позитивный мир.

Вот утверждения и предложения, которые могут изменить нашу жизнь и жизнь других людей в лучшую сторону: