Японцы
Язык, миграции, обычаи
Андрей Тихомиров
© Андрей Тихомиров, 2018
ISBN 978-5-4493-6856-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Японцы
По национальному составу население Японии (Нихон или Ниппон, с японского «страна восходящего солнца») однородно, основную его массу составляют японцы. Кроме японцев, на территории страны живёт небольшая народность – айны. Некоторые учёные выделяют население островов Рюкю в самостоятельную этническую группу, хотя и близкую к японцам, на островах всё ещё остаются 6 коренных языков. ЮНЕСКО называет 4 из них «безусловно» находящимися под угрозой, а 2 других «под угрозой исчезновения». Эти языки отличаются от японского, хотя они все и принадлежат к одной семье японо-рюкюской семье. В средние века рюкюсцы имели свою государственность, формально ликвидированную лишь в 1879 году. Сейчас они составляют 99% жителей префектуры Окинава, преобладая также на островах Амами. Самоназвание японцев – нихондзин – «люди страны восходящего солнца», японцы вместе с рюкюсцами составляют отдельную ветвь алтайских народов (японо-рюкюские народы). Часть японцев живёт в Бразилии, Канаде, США и в других странах. Антропологически японцы относятся к большой монголоидной расе. По своему физическому типу японцы неоднородны, выделяются корейско-маньчжурский, малайский, или индонезийский, и айноидный типы. Японские острова были заселены относительно поздно. Многие исследователи считают, что первыми на острова пришли (в эпоху неолита) предки современных айнов, вслед за ними (в эту же эпоху) появились из южной части архипелага племена, очевидно, говорившие на языках индонезийской группы. Около 4—3 вв. до н. э. наблюдается переселение на острова из южной Кореи племён, уже знакомых с металлами (бронза, позднее железо). В течение 4—8 вв. на базе указанных этнических элементов, с включением корейских и китайских эмигрантов, происходит процесс сложения японской народности. На развитие японцев большое влияние оказала культура Китая, а с середины 19 в. и европейских стран. Исконным занятием сельского населения является поливное земледелие.
Основная культура – рис. Значительная часть населения занята в рыбном промысле. Подсобным занятием крестьян является шёлководство и огородничество. Развитие капитализма в Японии на рубеже 20 в. сочеталось с сильными пережитками феодализма. Большинство населения современной Японии живёт в городах. Для значительного числа городского населения ремесло с древних времён было основным занятием. Японцы занимались также производством фарфора, лакированных изделий, ткачеством, художественными ремёслами (резьба по дереву, изделия из бамбука и бумаги и т. д.). Многие ремёсла сохранились до настоящего времени. Богатая и своеобразная материальная культура японского народа обнаруживает сходство с культурой китайцев и обладает многими чертами южного, вероятнее всего индонезийского, происхождения (мотыжное земледелие, разведение батата, свайные постройки, в прошлом ношение набедренной повязки и др.). В городах многоэтажные железобетонные постройки сочетаются с лёгкими национальными жилищами. Это жилище представляет собой каркасно-столбовое строение на невысоких сваях, стоящих на каменных подушках. Внутри помещение разделяется лёгкими раздвижными (рамного образца) стенами из промасленной бумаги. Обогревается переносными жаровнями. Крыши двускатные или четырёхскатные, часто, как и в Китае, с несколько выгнутыми краями для защиты от сильных дождей. Обычно при доме разбивается небольшой садик. Национальный костюм почти одинаков для мужчин и женщин. Его основная часть – запашное, с широкими рукавами кимоно, подпоясанное широким оби. Крестьяне работают в узких штанах и коротком кимоно. Обувью служат плетёные из рисовой соломы «дзори» – тип сандалий, и деревянные «гэта» на высоких подставках, удерживаемые на ноге с помощью шнуровых креплений. В городах носят костюм европейского покроя.
Среди японцев распространены религии: синтоизм и буддизм, которые часто переплетаются между собой, а также в небольшой степени христианство. Синтоизм (путь богов) – древнейшая религия, представляет собой одну из форм анимизма, то есть почитание духов (ками), главным образом душ предков, особенно «божественных императоров», и культа сил природы, животных (лисицы) и др. Пантеон синтоизма охватывает около 8 миллионов божеств во главе с богиней солнца Аматерасу, от которой произошёл якобы император и весь японский народ. Синтоизм, особенно его элемент об «исключительности» японцев и их божественном происхождении, был использован воинствующей японской буржуазией в целях подчинения народных масс и прикрытия агрессивной политики. Только в 1945 г. в Японии было объявлено отделение религии от государства.
Увеличение японского населения за послевоенные годы (40-50-х гг. 20 в.) происходило не только за счёт естественного прироста, но и за счёт возвращения значительного количества репатриированного населения из Китая, стран Юго-Восточной Азии, Советского Союза и других мест (общее количество их исчислялось примерно в несколько миллионов человек).
В 1889 г. в Японии была введена система Си-тё-сон – разделение населённых пунктов на три категории – города, или «си», небольшие города – «тё» (мати), и деревенские общины – «сон» (мура). Развитие промышленности и тяжёлое положение трудового крестьянства в деревне привело к значительному перемещению сельскохозяйственного населения в города, в связи с чем число городов стало быстро расти, а впоследствии – к некоторому перераспределению населения между городами. По происхождению города страны делятся следующим образом 1) замковые города (мияко), возникшие во времена феодализма, служившие столицами феодалов, например, Сендай, Хиросима, Пуруга, Кагосима и др.; около половины наиболее значительных городов страны ведут своё существование от старинных замков; 2) храмовые города, поселения у ворот храма, совмещавшие в себе функции религиозных и торговых центров, а временами и военных укреплений, напр. Нагано, Никко, Удзиямада и др.; 3) торговые рынки, образовавшиеся в старинных центрах кустарного производства, например, текстильные города в районе Канто – Асикага, Хатиодзи и др.; 4) почтовые станции, образовавшиеся на главных шоссейных дорогах страны, особенно на пути от Эдо (современная столица Токио) в Киото; 5) портовые города, например Нагасаки, Сакаи, Иокогама, Кобе. В Японии имеется также много городов нового типа, возникших в ходе индустриализации страны, либо в центрах горнозаводского дела – Хитати (Хидати), Бесси, Ниихама, шахтёрские города на Хоккайдо – Бибай, Юбари, города, рост которых связан с металлургией, – Явата, Камаиси, Муроран. Развитие электрификации и химии обусловило возникновение новых индустриальных центров на западном побережье Хонсю; с военными интересами связано возникновение городов в местах расположения арсеналов, в портах и у авиационных центров: Майдзуру, Асахигава, Татикава и др.
Примерно в 3 в. в Японию стала проникать культура Китая, высоко развитого для того времени государства. Из Китая пришли знания, связанные с шелководством, прядением, крашением и т. п. В последовавший вслед за переворотом Тайка период развития производительных сил началось серьёзное изучение медицины, географии, астрономии и т. д.
Древнейшие памятники художественной культуры на территории Японии относятся к неолиту (орнаментированные сосуды, женские глиняные статуэтки). С переходом к бронзовому веку (около 3 в. до н. э.) появляются простые и жизненные изображения охоты, походов, молотьбы, танцев, животных и т. д. на бронзовых колоколообразных изделиях («до-таку») и зеркалах. Примерно с середины 3 в. до середины 6 в. на японских островах сооружались большие погребальные курганы, вокруг которых размещались «ха-нива» – глиняные изображения людей и животных, проникнутые любовью к жизни и природе. Народное жилище представляло собой простую деревянную постройку, крытую соломой. Богатые дома покрывались крутыми двускатными крышами из коры кипарисовика и окружались высокими террасами. Этот тип постройки отразился в архитектуре синтоистских святилищ в Идзумо и в Исэ.
В период Асука (середина 6 – середина 7 вв.), с распространением в Японии буддизма, большую роль начинают играть китайские и корейские влияния. Сначала в храмовой, а затем и в светской архитектуре появляются окрашенные в зелёный, белый и красный цвета постройки нового типа на каменных основаниях, с мощными столбами, завершёнными «кумимоно» (полудекоративной, полуфункциональной конструкцией), с широкими черепичными крышами, которым придаётся мягкий изгиб (храмы Хоккидзи и Хорюдзи). Буддийские бронзовые статуи этого периода полны строгости и величия, деревянным свойственна большая мягкость и теплота (статуи в храме Хорюдзи и др.). От живописи середины б – середины 7 вв. сохранилась лишь декоративная роспись по лаку на божнице в храме Хорюдзи. В этот период разносторонне развились художественные ремёсла (изделия из металла, лака, ткани, вышивка и т. д.). В орнамент проникают китайские, иранские и греческие мотивы.
В период утверждения централизованной монархии (середина 7— конец 8 вв.; период Нара) ведущую роль играло буддийское искусство, в котором нашли своё отражение аристократия, идеалы героизма (голова Будды из храма Ямададзи, 685 г.) и красоты (статуи в храмах Дзиндайдзи и Хорюдзи и др.). В ряде произведений получили выражение живые человеческие чувства (три Будды, 717—723 гг., в храме Якусидзи, композиция со статуей Амида по середине, глиняная статуя, около 711 г., росписи в «Золотом зале», все – в храме Хорюдзи). В буддийских храмах обычно сооружаются в это время две пагоды – например, в храме Якусидзи, восточная пагода которого отличается лёгкостью, красотой и прочностью. С начала 8 в. в искусстве нарастает пышность и великолепие, одновременно развиваются мрачные настроения и мистика. В 8 в. по образцу китайских городов сооружается столица Нара. Стремясь С помощью религии укрепить СБОЮ власть, император Сёму возводит величайшую в мире деревянную постройку – храм Тодайдзи (сохранились отдельные части). Создаются многочисленные статуи Будды, приобретающие безжизненность и мистичность или выражающие лишь тему гнева. Человеческое содержание воплощалось только в статуях святых, отчасти низших божеств (иногда делались из ткани и лака). Высшим достижением реалистического направления является глиняная статуя старого священнослужителя в храме Тосёдайдзи. Памятники живописи и художественного ремесла этого времени весьма близки китайским.
В конце 8 – середине 11 вв. (ранний и средний периоды Хэйан), с дальнейшим развитием феодализма и усилением борьбы феодальных родов, изменяется характер искусства Японии. В конце 8—9 вв. храмы новых буддийских сект строятся в горах, в обстановке глубокой таинственности (Мурофудзи и др.). В скульптуре, где стали преобладать деревянные статуи, создаётся множество изображений божеств с большим числом голов, рук и ног. Живопись начинает освобождаться от китайского влияния. В 10— середине И вв. возрождается старый японский тип здания с высоким полом и крышей, покрытой корой кипарисовика; вокруг дома во дворе с искусственными горками и прудами сооружаются соединённые галлереями павильоны («тайноя»). В тех же традициях возводятся и храмы (зал Хоо храма Бёдюин), отделка которых приобретает особую декоративную тонкость. Большим изяществом отличается скульптура этого времени (деревянная статуя Будды Амида в зале Хоо храма Бёдоин, 1053 г., скульптор Дзете, и др.). В живописи, где сохранялись буддийские картины, развивается новый жанр «ямато-э» (изображение жизни аристократии, пейзаж, трактованные с большим изяществом и естественностью). Из этих картин составлялись альбомы, ими украшались «сёдзи» (раздвижные перегородки в доме), ширмы. Получают развитие «эмакимоно» – серии изображений, связанных определённой темой. В декоративно-прикладном искусстве получили в это время развитие инкрустация из перламутра и особенно роспись по лаку с помощью золотого порошка («икакэдзи»).
В период возникновения военно-феодальной власти (середина 11 в. – конец 12 в.; поздний период Хэйан) сооружаются величественные храмы, интерьеры которых перегружаются декоративно трактованной скульптурой. Наиболее развивается живопись «эмакимоно» на горизонтальных свитках (как одно из течений «ямато-э»): «Гэндзи-моногатари-эмаки» с изящными изображениями любовных сцен из жизни аристократии; «Бан-дайнагон-эмаки», повествующие о заговоре аристократии и его провале, замечательные динамикой действия, выразительностью штриха, и др. Для «Тёдзю-гига-эмаки» характерны изображения животных, содержащие сатиру на современные быт и нравы. Видным мастером таких рисунков был Тоба Содзё (1053—1140 гг.). Выразительны и богаты красками «хикимэкагибана» – стилизованные изображения, для которых типично изображение глаз горизонтальными штрихами, а носа – крючкообразной линией. В период Камакура (конец 12 – начало 14 вв.) в архитектуре под влиянием китайского зодчества периода Сун утверждается стремление к монументальности. Используются столбы с прочными кронштейнами, огромные слегка изогнутые балки («Большие южные ворота» храма Тодайдзи и др.). В первую половину периода Камакура расцветает скульптура, проникнутая жизненным героич. содержанием: статуи Каннон (1189 г., скульптор Кокэй), Мутяку и Сэсин (1208 г., работы сына Кокэя – Ункэя) – в храме Кофукудзи, и др. Создаётся колоссальная бронзовая статуя Будды в Камакуре (1252 г.), развивается светская скульптура, изображающая реальных людей. В живописи, где частично сохранялись традиции эстетского искусства, главное место заняли, как и в скульптуре, реалистические тенденции. Развивается искусство строгого выразительного портрета (Таканобу Фу-дзивара, 1142—1205 гг., и др.). В широко развившемся типе «эмакимоно» определились две линии: «моно-гатари-эмаки», создаваемые на литературные темы («Хэйдзи-моногатари-эмаки» с изображением массовых батальных сцен, пожаров и т. д., «Макурано-соси-эмаки» и др.), и «энги-эмаки», повествующие о жизни буддийских храмов, иллюстрирующие предания о монахах («Тэндзин-энги-эмаки», 1219—1221 гг., и др.). С середины периода Камакура живопись «эмакимоно» постепенно приобретает формалистический характер. Распространению в живописи китайского влияния способствовала секта Дзэн. В декоративно-прикладном искусстве господствовали вкусы аристократии и воинского сословия, под влиянием которого высокого уровня достигла отделка оружия (в частности, цуба – дискообразных гард), доспехов, окраска и отделка кожи. В Сето развивается производство фарфоровидной керамики (селадон).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги