banner banner banner
Родительский дом особого назначения. Чтобы детям не было в гостях хорошо, а дома – плохо
Родительский дом особого назначения. Чтобы детям не было в гостях хорошо, а дома – плохо
Оценить:
 Рейтинг: 0

Родительский дом особого назначения. Чтобы детям не было в гостях хорошо, а дома – плохо


Забивательные вопросы забивательных семейных домов

В «замечательных – незамечательных» часто звучат риторические вопросы. Например:

• «Ну, и чего ты этим добился?!»

• «Сколько раз тебе говорить?!

• «И когда только ты поумнеешь?!»

• «А я что тебе говорила?!»

• «И что только из тебя вырастет?!»

В таких домах в выражениях не стесняются. Там не стесняются с выражением лиц, мыслей и чувств. И особенно, с выражением души! Там принижают, унижают, забивают личностную самооценку подрастающего человека, нанося ему лёгкие и тяжкие душевные повреждения.

В этих дома нет или явно недостаточно общения хорошего и доброго. Простого человеческого и человечного общения. Общения неспешного и роскошного, а не невротического. И такого же отношения друг к другу.

Дом – Паук

«Замечательные – незамечательные» семейные дома цепляются к детям по мелочам и по крупностям. Постепенно такой дом превращается в Паука. Он опутывает своей паутиной замечаний, инструкций, указаний ребёнка, не давая ему двигаться, самостоятельно мыслить и действовать, ошибаться, учиться на ошибках, развиваться. В Доме – Пауке постоянно указывают ребёнку, что делать и как поступить.

Большой ответ на большой вопрос

В «замечательных – незамечательных» родительских домах разыгрывается многосерийный сериал «Жизнь замечательных детей», т. е. таких детей, которым взрослые делают бесконечные замечания всю их жизнь. Какими вырастут такие дети? Вырастут ли они действительно замечательными? Это – большой вопрос. Дайте на него, уважаемые родители, большой и честный ответ.

Просто пожелание детям: Желаю вам не «замечательно – незамечательного» родительского дома, а замечательных родителей! По-настоящему, замечательных! Таких родителей, которые замечают в своих детях всё хорошее и значимое. И при этом замечательно с ними общаются и обращаются.

Нерелигиозная молитва взрослых

Перечитывая «Педагогику для всех» С. Л. Соловейчика, я встретила прекрасные слова о воспитательном воздействии взрослого на ребёнка, которые можно было бы назвать «Нерелигиозной молитвой взрослых». По-моему, эти слова надо почаще перечитывать учителям, да и всем взрослым. Вот они:

«Оставь ребёнка в покое, – говорю я себе, – перестань его воспитывать на каждом шагу, уйми свою страсть к воспитанию! Она кажется тебе благородной, а на самом деле это и есть бескультурье – посягать на ребёнка так называемым воспитанием. Не стой над душой!»

Подвид девятый. Дом переживательных людей и их детей

Помните, знаменитую серию книг «Жизнь замечательных людей»? У некоторых людей получается другая серия, другой семейный дом и другая жизнь. Некоторые строят, организовывают, создают Дом переживательных людей у себя дома.

Каждый человек, сталкиваясь в жизни с трудностью или проблемой, выбирает один из двух возможных путей. Он становится либо человеком – страдальцем и строит Дом переживательных людей, либо человеком – действием и организовывает Дом деятельных людей.

В Доме переживательных людей его обитатели с возникновением любых проблем начинают самозабвенно расстраиваться и переживать. Там много жалуются и говорят о проблемах и сложностях. В других дома люди сосредотачиваются на поисках решения проблем, которых у них совсем не меньше.

Простые истины: Жизнь раздаёт всем проблем примерно поровну. Важно, в каком доме мы живём – в Доме переживательных людей или в Доме деятельных людей. От этого зависит, как мы на проблемы и трудности реагируем и как действуем или бездействуем.

Почти философская рассуждалка: Постоянные жалобы на жизнь, пессимизм и переживания делают нас несчастными и неуспешными взрослыми, превращая наш семейный дом в Дом переживательных людей, а нашу жизнь и жизнь наших детей в Жизнь Переживательных Людей.

В таких домах домочадцы постоянно высказывать недовольство жизнью, театрально обращаясь в небеса: «И за что мне всё это?! Ведь я достойна лучшего!»? Им не приходит в голову действовать, чтобы это лучшее себе организовать.

В этих домах не перестают драматизировать и страдать. В Домах переживательных людей не знают, что проблему решает действие, но никак не переживание и страдание, пусть даже искреннее. Там обычно замыкаются на своей проблеме и сражаются с ней в одиночку. Там не ищут помощников или профессиональную помощь, а главное не действуют, не делают, не предпринимают.

Переживать по любому поводу – главное дело Дома переживательных людей. Там не догадываются, что от переживаний проблема не исчезнет и не разрешится сама по себе. Там не пробуют мыслить позитивно и искать конструктивное решение.

Почти философская размышлялка: Жизнь без проблем это – миф, а не жизнь. Проблемная жизнь – это реальность. А проблемы надо решать, а не пере Проблемы в жизни – это ступени нашего взросления, личностного роста и развития. Проблемы можно решать, шагая по ступенькам вверх, а можно переживать, остановившись в собственном развитии и росте, что значительно проще.

Разные семейные дома по-разному обращаются с проблемами. Дома переживательных людей могут осложнять, усугублять возникшую проблему мощным всплеском негативных чувств и эмоций. Обида на весь мир и несправедливости жизни, жалость домочадцев к себе, злость и ненависть – эти и другие отрицательные эмоции прочно поселяются в Домах переживательных людей.

В Домах переживательных людей страдания и переживания становятся профессией. В этих домах страдают и переживают профессионально, самозабвенно и виртуозно. В Домах переживательных людей живут профессиональные страдальцы-виртуозы, которые делают страдания и переживания главным делом жизни. Страдать и переживать – выбор обитателей Домов переживательных людей. Но люди часто не осознают выбора, который сами делают.

Обитатели Домов переживательных людей обычно играют в разные игры.

Игра «Ну что ж тут поделаешь?! Видно судьба такая!»

Варианты: «Ну что ж тут поделаешь?! Видно не судьба!» или «И за что мне все это?!»

Когда человеку в жизни трудно, то спасает смирение. Смирение, принятие мученичества, смиренное страдание. Зачем вообще что-то делать, когда можно с глубоким вздохом и отчаянием обречённого начать самозабвенно играть в игру «Ну что ж тут поделаешь?! Видно, судьба такая!» Это – любимая игра пассивных страдальцев-мучеников.

Люди, играющие в эту игру, мучаются искренне и от всей души. Они и в правду переживают и за то, и за это. Но делать ничего в таких домах не будут. Там просто будут подчиняться судьбе страдальца, убеждая себя в том, что такова уж их доля.

В глубине души жители Домов переживательных людей восторгаются собой. Они восторгаются в тихую, никому в этом не признаваясь, как они страдают и мучаются, стоически вынося все посылаемые им судьбой испытания.

В таких домах не знают, что смирение и мученичество парализует реальные шаги и действия по коррекции ситуации. Они не понимают, что гораздо эффективнее отбросить собственное, пусть и искреннее, мученичество и реально начать что-то делать.

Скажу крамолу: Страдать и мучиться – гораздо легче, чем предпринимать реальные шаги и меры по вытаскиванию себя – мученика из ситуации мученичества. Проще смиренно вздыхать и сокрушаться, но при этом ничего не делать, упиваясь собственными страданиями, чем не вздыхать, а напрягаться и делать.

Знаки дорожного движения по семейному дому

Игра «Кто виноват?»

Обитатели Домов переживательных людей находят самых разных виноватых и от всей души обрушивают на них поток обвинений и осуждений. Игра «Кто виноват?» – любимая игра агрессивных страдальцев. В таких домах критикуют, срывают маски, клеймят позором, призывают к ответу и показывают истинные лица тех, кого бесконечно осуждают, обвиняют и обличают.

К сожалению, игра «Кто виноват?» лишает людей не только простого счастья, но и парализует способность мыслить аналитически, рассуждать логически, извлекать необходимые уроки и, что самое важное, действовать, реально что-то делать и предпринимать. Увы! Игра «Что делать?» там не доступна. Ведь поиск виноватых и их обличение отнимает столько сил и энергии, что больше всего этого уже ни на что не остаётся. Тем более на поиски конструктивных решений и претворение их в жизнь. Да и зачем это?! Ведь поиски виноватых и обличение их виновности великолепно снимает ответственность с играющих в игру «Кто виноват?». Разумеется, такие игроки сами уж точно ни в чём не виноваты и ни за что не ответственны. Поэтому им остаётся лишь переживать, злиться и страдать.

Что остаётся делать детям в таких домах – догадайтесь сами.

Про светофор в нашем мышлении

Да, в Домах переживательных людей проблемы самозабвенно переживают. Жизнь там проходит с «красном светом» и программирует домочадцев: «Стойте. Путь закрыт. Двигаться нельзя!». В таких домах бывает и «Жёлтый свет», который командует: «На роду написано! Видно не судьба! Что ж тут поделаешь?!». Это – ловкие словесные формулы бездельников, удобные отговорки для ленивцев, отличные предлоги для страдальцев, переживальцев и нытиков.

Дому переживательных людей свойственна жизнь с «красным светом». Там ничего другого не остаётся, как страдать, расстраиваться и переживать. Там выбирают мученичество, агрессивное или пассивное.

Просто пожелание: Желаю вашему дому «зелёного света»! Пусть в ваших домах будет зрело и «зелено» одновременно!

Подвид десятый. Семейные дома КАК БЫ и родители по вызову

Это такие дома, где не интересуются жизнью детей. Заботы о детях переданы детсадам, школе, воспитателям, педагогам, другим родственникам. Это вроде и семейные дома, а вроде и нет; вроде бы семьи, а может и нет. Там живут вроде бы родители, а вроде и не родители. Это как бы семьи и как бы родительские дома для детей.

В таких какбы домах обитают как бы родители. Они не интересуются жизнью детей, не участвуют в мероприятиях, не ходят на родительские собрания, не звонят учителям, чтобы узнать о том, как дела у их детей, не ловят педагогов в школьных коридорах.

Как бы родители редко являются в школу, а если и появляются там, то только когда их туда вызывают. Я называю таких взрослых – «Родители по вызову». Вызывают их учителя в школу, они вроде бы и родители, а нет – так вроде как и нет. А я, как учитель, вынуждена время от времени вызывать таких родителей в школу, названивая им по всем имеющимся телефонам: «Алло! Родители по вызову, примите вызов!» Но даже такой важный вызов, вызов в школу, эти родители принимают не всегда. Что уж говорить о родительском судьбоносном вызове растить, воспитывать и любить ребёнка?!