то каждый, кто умер, идет по правильному пути.
550 Поскольку Он из живых делает мертвых,
живая плотская душа стремится к смерти.
Умри, чтобы “Изводящий живое из мертвого”[77 - Из айата: «Поистине, Аллах – дающий путь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого!» [Коран, 6: 95 (95)].]
живого вывел из этого мертвеца.
Станешь зимой – увидишь извод весны,
обернешься ночью – увидишь ввод дня[78 - Отсылка к айату: «Он вводит ночь в день, а день вводит в ночь…» [Коран, 35: 14 (13)].].
Не вырывай то перо, что нельзя починить,
не царапай себе лицо из-за траура, о красавец,
Такое лицо, которое подобно солнцу утра!
Такой лик царапать – грех!
555 Раны от ногтей на таком лике – это неверие,
ибо лик луны рыдает, разлученный с ним.
Или ты не видишь своего лица?
Откажись от этого строптивого нрава!»
Разъяснение того, что чистота и простота убежденной души из-за мыслей приходит в волнение, так же как если на поверхности зеркала ты что-нибудь напишешь или нарисуешь, даже если и сотрешь, то след и ущерб останутся
На поверхности убежденной души, что пребывает в теле,
ногти мыслей оставляют раны.
Знай, что плохая мысль – это отравленный ноготь,
глубоко царапает он душу.
Дабы развязать узел затруднения,
погрузил [человек] в навоз золотую лопату.
560 О достигший предела в знании, считай, что узел развязан:
это крепкий узел на пустом кошельке!
Развязывая узлы, ты состарился;
допустим, ты развяжешь еще несколько узлов?
Тот узел, что затянут на нашем горле,
[состоит в том], что тебе следует узнать, низок ты или счастлив.
Разреши это затруднение, если ты человек,
потрать дыхание на это, если ты обладаешь дыханием Адама.
Допустим, ты познал пределы сущностей и акциденций;
познай же свой предел, ведь этого не избежать.
565 Когда же познаешь свой предел, выйди за него,
дабы достичь Беспредельного, о просеиватель праха.
Жизнь прошла, [потраченная] на логические диспуты[79 - Букв.: ‘на субъекты и предикаты’.];
без зрения жизнь прошла, [потраченная на] то, что воспринимается слухом.
Любое доказательство без вывода и результата
пропадает впустую: посмотри же на свой вывод!
Ты увидел Творца лишь в [Его] творении,
довольствуешься ты силлогизмом.
Философ увеличивает способы
доказательств, но избранник [Божий] – противоположность ему.
570 Он (избранник) бежит от доказательств и от завесы,
преследуя доказываемое, спрятав голову за воротник.
Если для него (философа) дым является доказательством огня,
то нам без дыма приятно пребывать в том огне,
Особенно в огне, который благодаря соседству и близости [к Богу]
стал нам ближе, чем дым.
Следовательно, черное это дело – уходить от Возлюбленной
к дыму ради фантазий души.