Таким путём пойдя, ты испытаешь сотни [духовных] побед,
отправившись противоположным путём, ты испытаешь позор.
380 Поэтому Пророк сказал: «Испрашивайте решения у своих сердец,
даже если ваш муфтий извне скажет, что это ошибка (букв.: беда)».
Желания оставь, чтоб милость низошла Его,
испытаешь ты, что такое [отречение] нужно Ему.
Раз не сможешь ты сбежать, так послужи Ему,
чтобы перейти из тюрьмы Его в цветник Его.
Когда миг за мигом ты станешь [за собою] следить,
Правосудие увидишь и Судью, о заблудший!
А если зажмуришь ты глаза свои, [беспечностью] прикрываясь,
то как солнцу прекратить свою работу?
Как падишах [Махмуд] открыл амирам и непримиримым к Айазу, почему тот превосходит их в добродетели и достоинстве, в благосклонности и жаловании, так что у них не осталось доводов и возражений
385 Амиры, вскипев от зависти [к Айазу],
под конец взялись упрекать своего шаха,
говоря: «У этого твоего Айаза нет тридцати умов,
как же жалованье тридцати амиров он может проедать?»
Шах отправился в сопровождении своих тридцати амиров
в пустыню и горы поохотиться.
Караван завидев издали, тот монарх
сказал одному амиру: «Ступай, человек узких взглядов/суждения!
Ступай и спроси, что за караван на таможне,
из какого города он идёт».
390 Тот пошёл, спросил и вернулся [с ответом]: «Из Рея».
Он сказал: «Куда идёт?» Тот остался молчать.
Другому [амиру] он сказал: «Ступай, Отец благородства,
спроси ещё о караване, докуда он идёт».
Тот пошёл и, возвратившись, сказал: «К Йаману [= Йемен]».
Он сказал: «Какой у него товар, а, о доверенный?»
Тот замер в недоумении. Сказал он другому амиру:
«Ступай и расспроси о товаре тех людей!»
Тот, вернувшись, сказал: «Всякого рода.
Большей частью – посуда (букв.: миски) из Рея».
395 Он сказал: «Когда они вышли из Рея?»
Замер в недоумении тот амир на слабеньких ножках.
То же самое было, пока тридцать амиров и больше [не прошли проверку]:
[все оказались] слабы в суждениях и несовершенны в [своей] славе и ореоле.
Он сказал амирам: «Я однажды отдельно
подверг проверке Айаза своего[, повелев ему:]
„Спроси о караване, откуда он идёт“.
Тот ушёл, обо всём этом расспросив напрямую:
без наставления, без указания, одно за другим
он узнал всё про них, без неуверенности и сомнения».
400 Всё, что тридцатью амирами за тридцать подходов
открылось, то им [= Айазом] было за раз завершено.
Как амиры парировали его довод, сославшись на Предопределённое сомнение, и как шах им ответил
Тогда сказали его амиры: «Это искусство —
от Его [= Бога] благосклонности. Оно не касается [личных] усилий.
Удел от Истинного для луны – её прекрасный лик,
подарок судьбы для розы – её прекрасный аромат.