banner banner banner
Поэма о скрытом смысле. Третий дафтар
Поэма о скрытом смысле. Третий дафтар
Оценить:
 Рейтинг: 0

Поэма о скрытом смысле. Третий дафтар


Я Ахмад (Мухаммад), попавший в руки к иудеям,

я Салих, угодивший в заточение к самудянам[70 - Самуд – название племени, к которому был послан пророк Салих [Коран, 7: 71 (73)—77 (79), 26: 141 (141)—159 (159), 41: 16 (17)]. Рассказ о Салихе, его верблюдице и наказании, постигшем самудян, излагается в первом дафтаре (б. 2509–2569), см. также примеч. к б. 2509, 2511 и 2513 первого дафтара.].

О Даритель счастья душам пророков,

или убей меня, или отзови, или приди!

Разлуку с Тобой нет мочи перенести [даже] неверным,

говорит [неверный]: „О, если бы я был прахом!”[71 - Цитата из Корана: «… И скажет неверный: „О, если бы я был прахом!”» [Коран, 78: 41 (40)].]

Таково его состояние, а он ведь – с той стороны;

каково же без Тебя тому, кто принадлежит Тебе?»

410 Истинный говорит: «Да, о непорочный.

Но послушай [Меня], потерпи, терпение – лучше.

Утро близко[72 - Аллюзия на айат из рассказа о Луте. Ангелы предупреждают Лута и велят покинуть город и не оборачиваться: «Назначенный срок для них – утро; разве утро не близко?» [Коран, 11: 83 (81)].], помолчи, не причитай,

Я стараюсь для тебя, ты же не старайся».

Окончание рассказа о том, как хваджа поехал в деревню по приглашению селянина

Превысило меру [повествование], вернись же, о доблестный друг,

селянин хваджу, посмотри-ка, отвез [к себе] домой.

Отложи в уголок повесть о сабеях,

расскажи о том, как этот хваджа приехал в деревню.

Селянин прибегнул к лести,

чтобы смутить осмотрительность хваджи.

415 От призыва одного за другим тот был ошеломлен,

пока прозрачность осмотрительности хваджи не замутилась.

И отсюда также дети его, одобряя,

«Насладимся и поиграем!»[73 - Аллюзия на айат из рассказа об Йусуфе. Братья просят Йа‘куба (отца) отпустить с ними Йусуфа: «Пошли его с нами завтра, пусть он насладится и поиграет, мы ведь его охраним» [Коран, 12: 12 (12)].] все весело кричали.

Подобно Йусуфу, которого по диковинному предначертанию

[слова] «Насладимся и поиграем!» вели из-под тени [заботы его] отца.

Это не забава, а игра на свою душу,

хитрости, козни и уловка это.

Все, что тебя с Другом разлучает,

не слушай, это все приносит ущерб, ущерб.

420 Даже если это будет стопроцентная прибыль, не бери,

ради золота не порывай с хранителем сокровищницы, о бедняк!

О том послушай [лучше], сколько Господь упрекал,

говорил сподвижникам (асхаб) Пророка разное[74 - Досл.: «горячее и холодное».].

Из-за того, что по зову барабана в тяжелый год

они пятничную молитву отменили без промедления[75 - Случай, когда мусульмане, молившиеся вместе с Пророком, покинули мечеть ради торговли, упоминается в Коране в суре 62.],

Мол: «Не то другие купят задешево,

с этого привозного товара получат выгоду вперед нас!»

Остался Пророк в одиночестве на молитве

с двумя-тремя дервишами стойкими, полный нужды.

425 Сказал Он: «Барабан, забава и торговля[76 - Аллюзия на айат: «А когда они увидели торговлю или забаву, то устремляются к ним и оставляют тебя стоящим. Скажи: „То, что у Аллаха, лучше, чем забава и торговля”. Аллах – лучший из дающих удел!» [Коран, 62: 11 (11)].]

как могли оторвать вас от Божьего человека?

Вы бросились к пшенице, как безумные,

и оставили Пророка одного, стоящим.

Ради пшеницы вы семена тщеты посеяли

и этого Посланника Истинного покинули.

Общение с ним – лучше, чем забава[77 - Коран, 62: 11 (11)] и чем имущество;

посмотри, кого ты покинул, протри глаза!

Даже то для вашей алчности не стало очевидным,

что Аз есмь Дающий удел и Наилучший из дающих удел[78 - Там же.].

430 Тот, кто пшенице дает от себя пропитание,