прозвища] „Правдивейший“[146 - Сиддик – «Правдивейший», прозвище Абу Бакра.]!
Когда ‘Умар обезумел от страсти к тому Возлюбленному,
он, словно сердце, стал различающим истину и ложь[147 - Одно из почетных прозвищ ‘Умара б. ал-Хаттаба – Фарук («Различающий»).].
Когда ‘Усман[148 - ‘Усман – третий праведный халиф (правил в 644–656 гг.). Прозвище Зу-н-нурайн («Обладатель двух светов») он получил за то, что был женат на двух дочерях Пророка: Рукийие и Умм Кулсум.] стал источником того явного,
стал излучать свет и стал Обладателем двух светов.
925 Когда Избранный (Муртаза)[149 - Муртаза («Избранный») – один из эпитетов имама ‘Али; «Лев Бога» также его прозвище.], увидев Его лик, стал рассыпать перлы
[красноречия],
он стал Божиим Львом на лугу души.
Когда Джунайд[150 - Джунайд б. Мухаммад Багдади (830–910) – знаменитый богослов, теоретик суфизма.] был поддержан ратью Его,
его нравственные достоинства стали неисчислимы.
Ба Йазид[151 - Ба Йазид (Абу Йазид) Бистами (ум. 875) – знаменитый суфий.] увидел путь к изобилию Его
и услышал от Истинного прозвание „Полюс ‘арифов“.
Когда Кархи[152 - Ма‘руф Кархи (ум. 815–16) – знаменитый суфий, родом из квартала Карх в Багдаде.] стал стражем Его дома,
он стал наместником любви и обладателем божественного дыхания.
Сын Адхама[153 - Ибрахим ибн Адхам – известный мистик; согласно легенде, он был сыном царя Балха, но отказался от своего сана и стал аскетом.] радостно погнал коня в ту сторону
и стал властелином властелинов правосудия.
930 И Шакик[154 - Абу‘Али Шаких ибн Ибрахим Балхи (ум. 792–93) – знаменитый суфий.] из-за тягот того чудесного пути
стал умным, как солнце, и остроглазым.
Сотни тысяч сокрытых падишахов
достославны по ту сторону этого мира.
Имена их из-за ревности Господа остались сокрытыми,
чтобы каждый попрошайка не трепал их имен.
Клянусь тем Светом и мужами, озаренными им (т. е. пророками и святыми),
что они плавают в том море словно рыбы.
Назову ли я его (Свет) морем души или душой моря,
это недостойно его, и я буду искать для него новое название.
935 Клянусь Тем, Кто сотворил и то, и это,
ядра рядом с Ним – [всего лишь] скорлупа,
Что достоинства моего друга и раба моего хозяина
в сотни раз превышают то, что я говорил о нем.
Тому, что я знаю о достоинствах моего друга,
ты не поверишь, о муж великодушный. Так что же говорить мне?»
Шах ответил ему: «А теперь о своих достоинствах скажи,
доколь же будешь говорить о других и о нем?
Что есть у тебя, что ты обрел?
Какие жемчужины ты извлек из морских глубин?
940 В день смерти эти твои чувства станут бесполезными,
есть ли у тебя душевный свет, который стал бы тебе другом сердца?
В яме могильной, когда прах наполнит твои глаза,
есть ли у тебя что-либо, что осветит [твою] могилу?
В тот миг, когда оторвут тебе руки и ноги,
будут ли у тебя крылья и перья, чтобы душа [твоя] взлетела?
В тот миг, когда этой животной души не останется,
понадобится тебе, чтобы вечная душа вместо нее вселилась.
Слова „Кто придет с добрым делом“[155 - Фраза, встречающаяся в Коране в двух айатах: «Кто придет с добрым делом, для того – десять подобных ему…» (6: 161 (160)); «Кто приходит с хорошим, тому – еще лучшее…» (27: 91 (89), 28: 85)).] не о деянии,
а о принесении этого деяния Богу.
945 У тебя природа человека или же ты осел?
Когда эти акциденции сгинут, как ты [их] понесешь?
Ведь акциденции намаза и поста, —
поскольку то, что не длится два мига, перестает существовать, —