banner banner banner
Теория и практика библиотерапии
Теория и практика библиотерапии
Оценить:
 Рейтинг: 0

Теория и практика библиотерапии


Правильно проходящий библиотерапевтический процесс с точки зрения А. Е. Алексейчик состоит из нескольких этапов:

1. Самостоятельное чтение, слушание или просмотр подобранных терапевтических средств (книг,      фрагментов      произведений, использование театральных представлений или фильмов).

2. Идентификация себя с литературными героями и испытание во время контакта с героями произведений переживаний (положительных или отрицательных), которые должны      активизировать или успокоить участника      библиотерапии.

3. Вхождение в стадию катарсиса – психическое состояние, достигнутое во время или после окончания чтения, характеризующееся облегчением, устранением психического напряжения.

4. «Взгляд в себя», прорабатывание читающим (самостоятельно или с помощью библиотерапевта) важных личных проблем.

5. Изменение отношения или поведения участника терапии.

Библиотерапевтический процесс должен обеспечить:получение позитивного опыта, связанного с актуализацией собственного интеллектуального потенциала; оказание      помощи      в создании такого      образа      человека с определенными отклонениями или больного, в котором позитив преобладает над негативными чувствами; помощь в создании доверия к себе и другим людям; выработки уважения к своим мечтам и взглядам; получение права решения своей судьбы (с соблюдением социальных и моральных норм).

Выделяют      три      аспекта      применения      библиотерапии: лечебный, реабилитационный и психогигиенический.

Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книг, восполняют      недостаток собственных      образов и представлений,      заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Чтение помогает человеку определить в своем поведении то, что привело его к болезни, осознать проблемы, осмыслить совершенные ошибки и конфликтные ситуации.

В период реабилитации библиотерапия может способствовать восстановлению нарушенных во время болезни контактов пациента с внешним миром, адаптации к измененным условиям среды.

Разумеется, библиотерапия полезна не только тем, кто страдает психическим расстройством, нервным заболеванием, но и совершенно здоровым людям, которым необходима      духовная поддержка,      психологическое      равновесие,      состояние душевного комфорта.

В 20-30 годы прошлого столетия библиотековед и библиопсихолог В.А. Невский      предположил,      что      библиотекарь-библиотерапевт      "должен      хорошо разбираться      в      различных психотерапевтических      школах и владеть психотерапевтическими техниками". Помимо психологических и собственно психотерапевтических знаний и      умений      библиотерапевт должен      владеть разнообразными средствами педагогического(и терапевтического) анализа произведения, интересоваться и восхищаться искусством как духовной ценностью, обладать развитым эстетическим вкусом (а, может быть, и литературно-творческими способностями), обеспечивая достойный выбор авторского или, при необходимости, адаптированного произведения (приоритет остается за адаптацией, щадящей нежную ткань текста). И, конечно, любить и уважать детей (всех без исключения).

Все перечисленное свидетельствует о том, что профессия библиотерапевта -не скоро станет массовой профессией. Хотя применение элементов библиотерапии в библиотеках не только правомерно, но и желательно. (Иногда возможность заниматься библиотерапией      в      библиотеках      обосновывается      ссылкой на профилактический характер этой деятельности.

Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии,      опирающимся      на      особую природу      психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, детскому библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с библиотечным психологом или психотерапевтом, который      может      взять      на себя не только построение      стратегии библиотерапевтического воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития детей и подростков,      а      также развивающего      и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий. Сосредоточим свое внимание на чертах и умениях учителя-библиотерапевта, сформулированных Алексейчик А.Е. Она рекомендует обратить внимание на предрасположенность, черты и умения учителя – библиотерапевта, которые позволяют ему быть лидером. Это должен быть человек, который:

1. Наделен эмпатией, отличающийся легкостью в налаживании контактов, умением войти в положение человека, нуждающегося      в помощи, умением вести профилактические беседы и активно слушать собеседника, умеющий тонко оценить терапевтическую ситуацию.

2. Умеет хорошо определять проблемы и потребности участника библиотерпии (основываясь на психолого – педагогических знаниях, опыте и интуиции). 3. Хорошо знает литературу и возможности ее воздействия на участника библиотерапии в определенной терапевтической ситуации.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)