Прага. Белая гора
Трагедия и память
Алексей Гридин
© Алексей Гридин, 2019
ISBN 978-5-4496-0950-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В 2018 году я опубликовал книгу о Праге, которую так и назвал – «Книга о Праге». Но 400 страниц мне не хватило, чтобы рассказать о чешской столице. Просто потому, что этот город неисчерпаем. И я взялся за следующую книгу, рабочее название которой – «Прага. Город, о котором не знают туристы». Она во многом будет посвящена тем местам, о которых туристы даже и не подозревают. Ведь многие считают, что чешская столица – это Староместская и Вацлавская площади, Карлов мост и Пражский Град, пиво и печено вепрево колено и… и… и все. А это совсем не так.
Герои моей новой книги, которая, надеюсь, увидит свет летом 2019 года – Збраслав и Кунратице, Бржевнов и Вршовице, а также многие другие районы Праги, неизбалованные вниманием туристов. А это – предварительный вариант главы, повествующей о битве на Белой горе, которая произошла в 1620 году, и связанным с ней достопримечательностям.
И был март, и было утро. И были тучи на небе, и шел мелкий, едва заметный дождик. Я стоял у костела Девы Марии Победоносной на Белой горе, о котором обязательно расскажу, но позже, и сверялся с картой. Мне никак не удавалось сообразить, как же проще дойти до места битвы, случившейся здесь четыре сотни лет назад.
Вообще, Прага – это холмы. Холмы и лестницы. Пражский Град стоит на холме. Вышеград – это холм. Гигантский бронзовый Ян Жижка с Виткова холма взирает на город, который когда-то защищал, и которому когда-то угрожал расправой. Белая гора – еще одна из пражских возвышенностей, но находится она далеко от центра и от популярных туристических маршрутов. Отсюда до Пражского града – что-то около 6—7 километров. Эти места вошли в состав чешской столицы сравнительно недавно, и в начале XVII века они даже предместьем не считались. И именно здесь 8 ноября 1620 года произошло сражение, по итогам которого Чехия на триста лет лишилась независимости.
Костел Девы Марии Победоносной на Белой горе
Правда, в те времена страну чаще называли Богемией. Ее жителей тогда остро интересовали два вопроса – власть и вера. Национальная династия Пршемысловичей пресеклась еще в XIV веке. В середине пятнадцатого столетия на трон снова взошел чех, Иржи из Подебрад, но ему не удалось передать королевский титул по наследству. В 1526 году Богемский сейм вручил корону Фердинанду I Габсургу, который был еще и императором Священной Римской империи. И с тех пор Габсбурги считали, что Богемия принадлежит им и является частью империи. Фердинанда I, сменил Максимилиан I, за ним пришел Рудольф II, после него Матиаш II и, наконец, Фердинанд II.
Чешская знать по вопросу власти имела совсем иное мнение. С ее точки зрения, Богемия – отнюдь не часть империи. Она связана с Габсбургами личной унией, и каждый новый правитель должен эту унию подтверждать. А сейм, соответственно – утверждать его на троне. Кому не нравится – вон из очереди, на свете достаточно лиц королевского достоинства, чтобы поискать среди них нового претендента на корону.
Вопрос власти был тесно связан с вопросом веры. Габсбурги – католики. Но значительная часть чешской знати и наиболее богатого купечества, то есть, тех, кто напрямую влиял на политику страны, придерживались протестантского вероисповедания. Конфликт между католиками и протестантами обострился еще при Рудольфе II, и на протяжении нескольких десятилетий сторонники папы стабильно укрепляли свои позиции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги