banner banner banner
Прибыльный детский клуб
Прибыльный детский клуб
Оценить:
 Рейтинг: 0

Прибыльный детский клуб


Часть детских клубов предлагают пробное занятие для знакомства со своим центром. У кого-то оно платное, у кого-то бесплатное – суть от этого не меняется. Ребенку должно понравиться в клубе с первого раза. Мамы часто смотрят на реакцию малыша: нравится – будем ходить, не нравится – не будем. Как сделать так, чтобы ребенку, переступившему порог клуба первый раз, обязательно понравилось у вас настолько, чтобы он не захотел уходить?

Сразу следует отметить, что на желание остаться в клубе будет влиять не только само пробное занятие, но и действия администратора и атмосфера в холле. Прежде чем перейти к описанию хода занятия, давайте посмотрим, что должно быть такого завлекательно-привлекательного в клубе, чтобы ребенок, зайдя в него, захотел пройти дальше.

Дошкольника игрушки манят как магнит. Как только дверь открывается и ребенок переступает порог клуба, он сразу должен понять, что попал на детскую территорию, на территорию, созданную специально для него. Присядьте в коридоре – пусть ваши глаза окажутся на уровне глаз малыша. Что он видит, когда заходит в клуб? Поставьте на видное место крупные яркие игрушки. Несмотря на наш экоинтерьер и обилие экологически чистых деревянных игрушек, у нас в клубе имеются яркие пластмассовые игрушки (правда, самых лучших мировых производителей). Детей такие игрушки привлекают больше всего. Это потом они разберутся, залезут в нижний шкафчик буфета и достанут деревянные кубики с картинками, пазлы, торты с украшениями и т. д. А вначале руки потянутся именно к такой яркой желто-красно-синей игрушке. Игрушек должно быть много. Пока маме показывают клуб и идет серьезный взрослый разговор о расписании и оплате занятий, ребенок должен быть действительно увлечен. Почему еще игрушек должно быть немало? Потому, что к вам приходят дети разных возрастов, которые к тому же делятся на мальчиков и девочек. Для годовалых свои игрушки, для трехлетних – свои. Шестилетнего ребенка вы вряд ли увлечете простой пирамидкой или матрешкой. Здесь нужны свои завлекалочки.

Хорошо, если, кроме игрушек, в клубе будут и другие интересные вещи, которые нравятся детям и созданы специально для них. Это могут быть настенные доски Монтессори, книги в открытом доступе, магнитные доски с фигурками сказочных персонажей и животными и т. д. В нашем клубе есть и магнитная доска, и самые лучшие, действительно интересные детям книги (в том числе книги-игрушки), а также стол с потайным ящиком. В этом ящике хранятся не только раскраски и цветные карандаши, но и самые необычные и редкие трафареты, которые не встретишь в магазинах. Этот стол в клубе всегда облеплен детьми, занимающимися серьезной детской работой.

Когда ребенок переступает порог клуба, администратор в первую очередь должен поздороваться с ним и уделить ему внимание. Понятно, что со взрослыми он тоже здоровается, но занять и увлечь ребенка – задача первоочередная. Администратор также уделит повышенное внимание ребенку, когда он выйдет с занятия.

Я хорошо помню, как пришла первый раз в клуб «ХХХ» со своей дочкой, когда ей было чуть больше года. Клуб я увидела с улицы, проезжая на машине, и он заинтересовал меня. В следующий раз, приехав в этот район, я решила зайти в клуб и подробнее узнать о занятиях. Вход в клуб был никакой: коридор очень тесный, раздеться негде, но навстречу мне вышла администратор, приветливо улыбнулась, сразу сказала что-то приятное дочке и предложила нам раздеться и пройти. К дочке быстро подошла педагог с игрушкой и увлекла ее в рабочую комнату, которая в тот момент была свободна. Я спокойно беседовала с администратором, с удовольствием наблюдая за тем, как моя малышка с увлечением играет с совсем незнакомой девушкой. Моя дочь не хотела уходить из клуба! После того как педагог вышла и сказала, что у меня чудесный ребенок и у нее правильно сформированный захват руки (!!!), из клуба не захотела уходить и я. Еще бы! Оценить правильный захват, интеллект моего ребенка и его развитие по самому высокому баллу могут только в самом лучшем клубе! Бальзам на сердце матери был пролит… Занятия были очень дороги для нас с мужем, но мы стали водить дочку в клуб сразу, без всякого пробного занятия. Вот так.

Интересно? Вот вам и реакция «прожженного педагога». Самый обычный простой «захват руки» сработал безотказно. Понятно, что, кроме этого, свою роль сыграла и педагог, которая безропотно и с увлечением занималась моей дочкой все то время, пока я неспешно беседовала с администратором.

Кстати, еще на эту тему. На момент начала посещения клуба я не водила машину, и добирались мы в клуб на автобусе. Расписание автобусов было очень неудобным, и мы вынуждены были приезжать в клуб за целых 40 минут до начала занятия. Вы думаете, мы сидели в холле и скучали? Нет! Нас радостно встречала педагог (администратор приходила гораздо позже) и занималась с моим ребенком. Сидела и играла! А я в это время могла спокойно полистать журнал или книгу. Теперь посмотрите на педагогов и администратора своего клуба. Как они встречают новых клиентов и как играют с детками?

Очень важно оставить о себе хорошее впечатление и при прощании. Как приятно получать подарки! И это удовольствие не зависит от количества денег в кармане. Подарки любят все. Так неужели ребенок, первый раз переступивший порог клуба, уйдет без подарка? Ни в коем случае! Заготовьте подарки для детей, которые первый раз зашли в клуб. У нас всегда наготове флажки с нашей рекламой, у кого-то – шарики. Мы к тому же дарим наши раскраски с карандашом, детям постарше – блокноты. Малышам приятно что-то унести из клуба, и не просто что-то, а сделанное специально для них. Администратор должен обязательно попрощаться с уходящим ребенком и пригласить его прийти в клуб еще раз.

Смотрите, сколько важных нюансов мы уже отметили, так и не перейдя к занятию. А что же на занятии? На занятии, конечно, должно быть самое интересное для ребенка – игра. Только так в глазах ребенка и должно выглядеть абсолютно любое и самое серьезное занятие, в том числе и пугающее чтение.

Что создаст атмосферу игры на занятии? Прежде всего с умом подобранные игрушки. Любое занятие для самых маленьких клиентов вашего клуба (я говорю о дошкольниках) должно начинаться с игры с игрушками. Первый пункт плана каждого занятия – это приветствие. Оно может быть организовано с помощью песенки, например, Екатерины Железновой, а потом дети могут удобно расположиться на ковре и с помощью игрушек поздороваться друг с другом. Игрушки помогают детям и в ходе занятия – для них мы строим что-то из кубиков, отделяем рис от гороха, проводим фломастером дорожки на листах, раскрашиваем красками рисунки и т. д. Использование на занятии не только мягких игрушек, но и кукольной мебели, посуды и т. п. способствует созданию игровой атмосферы и незаметному для ребенка выполнению поставленных взрослыми развивающих задач.

Общение ребенка с педагогом во время занятия должно быть свободным и увлекательным. Как он должен обращаться к главному затейнику в игре (педагогу, конечно)? На «ты». Не «Елена Ивановна», как в детском саду, а «Лена». Такое общение способствует раскованности и раскрепощенности ребенка.

Педагог в ходе занятий должен обязательно искренне хвалить детей. Говорят, ласковое слово и кошке приятно, а уж маленьким детишкам тем более. Дети, чувствуя поддержку и одобрение взрослого, не только будут стараться выполнить какое-то задание, но и обязательно захотят вернуться в ту атмосферу, где их понимают, принимают и любят. С помощью похвалы мы создаем эмоциональный комфорт на занятии.

Что еще важно? Смена видов деятельности. Мы можем играть в течение всего занятия, хвалить без устали, но если ребенок устанет, то он начнет капризничать и весь позитив будет утерян сразу… Смена видов деятельности обязательна для детей любого возраста! Чем младше дети, тем чаще она должна происходить. Именно смена видов деятельности помогает предотвратить усталость и переключает внимание детей с одного задания на другое.

Здесь же стоит отметить и подвижные паузы. Они решают задачу по чередованию видов деятельности и удовлетворяют глубинные потребности ребенка в физической активности. Без подвижных пауз хорошего занятия не построишь. К ним можно отнести подвижные игры, в том числе музыкальные, массажные паузы, а также спортивные дорожки. Задача подвижных пауз – не только дать детям отдохнуть, но и сформировать у них важные двигательные умения.

Вот видите, как просто: игрушки и подвижные игры, эмоциональность педагога и его похвала, смена видов деятельности и свободный стиль общения с педагогом… Кажется, что это все мелочи, но именно такие мелочи способствуют тому, что ребенок на занятии будет чувствовать себя комфортно и ему вновь захочется оказаться в такой же обстановке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Приготовьте список подарков, которые можно дарить зашедшим в первый раз в детский клуб клиентам. Выберите что-то одно.

2. Понаблюдайте за моментом встречи клиентов в ранние утренние часы. Что делает педагог? Администратор? Разработайте четкие инструкции для встречи нового и постоянного клиентов. Проследите за их четким выполнением.

3. Посетите занятия в своем клубе и посмотрите, как педагог и дети общаются во время занятия. Каков стиль общения? Как часто педагог хвалит детей? С помощью каких приемов педагог увлекает детей при выполнении задания?

Почему важна результативность занятий?

Каждый руководитель детского клуба мечтает о том, чтобы на занятия в его клубе стояла очередь из родителей, держащих за руку детей. Воплощение этой мечты в реальность зависит от многих факторов: выбора помещения в нужном месте, составления правильной ценовой политики, квалификации и душевности педагогов, реализации маркетинговых идей в жизнь и т. д. Немаловажное место в превращении мечты в реальность будет занимать качество занятий в вашем клубе. Если вы не покупаете профессионально разработанные методики занятий, а доверили это ответственное дело педагогам или одному педагогу, которого возвели в статус методиста, не забудьте проследить, чтобы все перечисленные далее особенности функционирования памяти были учтены на развивающих занятиях в вашем клубе.

Почему на качество занятий сильно влияет именно знание особенностей функционирования памяти, а не знание свойств внимания, операций мышления, особенностей восприятия? Потому, что именно память напрямую влияет на появление и проявление у детей конкретных знаний, умений и навыков. Мы можем много и неустанно работать, обучать чему-то и тщательно разъяснять, но если не будем учитывать особенности функционирования памяти, то вся наша деятельность окажется абсолютно бестолковой – дети не покажут, не расскажут, не продемонстрируют родителям и окружающим ни-че-го…

Родители, которые приводят ребенка на занятия и платят деньги, хотят видеть результат этих занятий. Если спустя три месяца (а может, и раньше) посещения курса чтения ребенок не будет знать определенных букв и читать элементарные слоги-слияния, то родители обязательно задумаются, стоит ли ходить на этот курс дальше. То же самое и с другими занятиями: после месячного посещения курсов английского, немецкого, китайского дети должны порадовать родителей уверенным первым десятком слов, после музыкальных занятий – петь песенки и отстукивать ритм, после комплексных – считать, лепить и т. д.

Последствия недовольства результатами посещения занятий глобальны – слухи о зря потерянных деньгах будут распространяться по району молниеносно…

Результаты занятий зависят от многих причин, в том числе от учета особенностей функционирования памяти. Если вы знаете особенности запоминания материала, то буква «Б» никогда не перепутается с буквой «Д», детская рука уверенно выведет цифру 2, родительский слух будет радовать яркий и связный рассказ по картинке, а сами родители будут переполняться гордостью, наблюдая и демонстрируя способности своего малыша. Всего этого легко достичь, если развивающие занятия в клубе будут построены по следующим правилам.

Память не любит напряжения, а любит легкую, приносящую удовольствие работу. Чем меньше напряжения в работе, тем продуктивнее запоминание. Значит, занятия обязательно следует выстраивать увлекательно, с учетом возрастных особенностей детей – должна быть выдержана единая сюжетная линия, являющаяся стержнем занятия, обязательно использование игрушек, интересных детям. Тогда усилия, прилагаемые во время выполнения заданий, отойдут на второй план, а на первое место выйдет игра, любимая и понятная всем детям.

Следует использовать закон повторения. Рассматривая этот закон, необходимо остановиться на механизме памяти:

оперативная память – 5–20 секунд;

кратковременная память – 1 минута – 5 суток;

долговременная память – от 5 суток до бесконечности.

Любая информация (название новой буквы, цифры, формы предмета, цвета и т. д.), которая поступает в мозг ребенка в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Если след не будет подкреплен, то он растворится без остатка через 20 секунд (это работает оперативная память).

Если информацию повторить несколько раз и как-то подкрепить, то она останется в «хранилище» мозга до 5 дней (это период работы кратковременной памяти). Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище, где она будет храниться всегда.

Такова научная информация, которая даст нам установку:

на обязательное многократное повторение (можно в разных вариантах) изучаемых понятий на одном занятии;

закрепление данного понятия на следующем занятии, которое должно состояться не более чем через 5 дней после предыдущего;

кратковременное повторение данного понятия на последующих занятиях.

Необходимо использовать оптимальный промежуток между повторениями. Психологи называют эту особенность функционирования памяти законом Жоста, поскольку именно Жост показал, что, если перечитывать текст шесть раз подряд, то содержащаяся в нем информация запоминается гораздо хуже, чем если бы мы перечитывали этот текст с перерывами в 5 минут. Это правило на занятиях использовать довольно легко. Например, на занятии с двухлетними детьми мы помогаем белочке разделить «камушки» (блоки Дьенеша) на круглые и квадратные, а затем, после подвижных игр и выполнения другого задания, помогаем ей же встретить гостей – печем круглые и квадратные печенья. Таким образом отрабатывается и закрепляется понятие формы предмета, а именно круг и квадрат, но мы не частим с похожими заданиями, а проводим их в соответствии с законом Жоста.

Резервами памяти являются ощущения. Какие ощущения у нас есть? К пяти чувствам (зрение, обоняние, слух, осязание и вкус) добавляются эмоциональные и моторные (двигательные) ощущения. Ведущим является зрительный канал – больше 90 % информации человек получает именно через него. Остальные ощущения тоже достойно работают на запоминание. Если мы на занятии стараемся подкрепить информацию не одним ощущением, а целым комплексом ощущений, то информация запоминается лучше и прочнее, а потом быстрее извлекается из долговременного хранилища. Так, на занятии по чтению при изучении букв следует:

показать букву (зрительное ощущение);

дать ощупать букву с закрытыми глазами (отключается зрительный канал и подключается канал осязания);

попросить обвести букву пальчиком и нарисовать в воздухе (на песке) (включается моторная память);

нарисовать букву на полу мелом и дать детям задание «пройти» ее ногами (моторная память).

При изучении признаков времен года, например, можно:

показать картинки (зрительный канал);

включить запись шума дождя и голосов улетающих перелетных птиц (слуховой канал);

предложить детям понюхать опавшие прелые листья (канал обоняния);

дать подержать в руках желуди, разноцветные листья (канал осязания);

сделать осенние зарисовки по теме – обвести и раскрасить листья, нарисовать сюжетную картинку с дождем и т. д.

Подбирая и подключая ощущения на занятии, следует все же с осторожностью подходить к вкусовому и обонятельному ощущениям, поскольку сейчас много детей-аллергиков и, например, тот же запах прелой листвы или проба меда на вкус может привести к приступу астмы или усилению аллергии.