Книга Сила осознанного дыхания - читать онлайн бесплатно, автор Яна Милая
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сила осознанного дыхания
Сила осознанного дыхания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сила осознанного дыхания

Яна Милая

Сила осознанного дыхания

Введение

Привет, меня зовут Яна Милая, и я из Таллинна, хотя это неважно, потому что про силу осознанного дыхания я буду транслировать на весь мир. Весь мой блог @jana_pranayama об этом!

С миром дыхательных практик я познакомилась в 2012 году из книг и различных практикумов, а в 2021-м встретила на своем пути своего учителя-практика.

Сначала я пробовала отдельные практики дыхания, потом участвовала в трехдневном онлайн-ретрите. Я чувствовала интерес и в то же время страх, потому что не все практики давались легко: где-то кружилась голова, где-то текли слезы, не поднимались руки в, казалось бы, простых практиках. Было откровенно тяжело, странно, но интересно. Мой учитель говорила каждый раз, что так проявляются застои, блоки и т. д. Каждый раз поддерживала и просила делать мягче, под свою готовность сегодня. Конечно, я все практики записала с твердым намерением повторить и, как обычно, ни разу больше записи не открыла.

За этот год я все больше и больше думала о переезде в теплую страну в пределах Европы. Жить у теплого моря – моя мечта. Большой белый дом на берегу, моя семья, любимый и любящий муж. Утренние прогулки у моря и медитации. Сказка. Идеальная картинка. Я раз сто описывала свой новый образ жизни в практиках «Мой идеальный день» и «Моя идеальная неделя». И все сводилось к одному и то му же, только вот образ моей работы был очень расплывчатым. Свободный график, комната, я и компьютер. С кем-то совещаюсь, что-то планирую, строю и контролирую какую-то систему. Чем конкретно занимаюсь – непонятно. Понятно только, что работаю удаленно, в радость и с большим интересом. В голове становилось понятно, что это не моя нынешняя работа – ее перенести на удаленку и в другую страну непросто. На время – да, на постоянную перемену жительства – нет. Это что-то другое. Что? Чем я занимаюсь в моей идеальной картине мира? Кто я?

Стала раздумывать, кем я могу и хочу работать, чем хочу заниматься. Первое, что приходило на ум, это работа с людьми. Психолог? Начала смотреть варианты обучения. Но также я понимала, что люблю больше говорить, чем слушать, мне нравится решать проблемы, а не молчаливо выслушивать и кивать головой. Нет, я не психолог.

Еще год я наблюдала за своим преподавателем и повторяла некоторые практики. Пока в апреле 2020-го не услышала о наборе на учительский курс по дыхательным практикам. Бинго! Я ж учитель! Я всю жизнь лезла со своими нравоучениями к людям. Они мне душу излить, а я им сразу кучу решений, не задумываясь о том, что человеку, возможно, не решения нужны, а просто человеческое внимание и сочувствие. И теперь появилась возможность помогать людям качественно, с действительно полезной информацией и тому, кто сам к тебе придет за помощью или из интереса.

Возможность помогать кому это действительно нужно.

Прежде всего меня поражает легкость и доступность дыхательных практик, а также их польза. Это же, правда, доступно каждому! В любое время, в любом месте! Это поразительно. Меня это воодушевляет и вдохновляет! И я хочу донести информацию о такой возможности до окружающих.

1. Польза дыхания на физиологическом уровне

1.1. Что такое дыхание с анатомической точки зрения?

Дыхание – это обмен газов между внутренней и внешней средой организма для получения энергии.


Мы потребляем в пищу жиры, белки и углеводы.


Белки являются строительным материалом, а вот углеводы и жиры – носителями энергии.


Кислород, который мы потребляем при дыхании, необходим для окисления углеводов и жиров и извлечения из них энергии, которая будет трансформирована в энергию АТФ.


То есть сами по себе жиры и углеводы без участия кислорода бессмысленны.


А вот извлеченная из питательных элементов энергия АТФ является топливом для всего организма человека!


Именно благодаря энергии АТФ происходят все процессы в организме (и всасывание, и движение клеток, и их обновление, и передача электрических импульсов, и биение сердца).

1.2. Дыхание можно разделить условно на внешнее и внутреннее

Внешнее – процесс захвата кислорода из внешней среды и транспорт его к клеткам. А также газообмен в легких и тканях.


Внутреннее – клеточное – окисление жиров и углеводов в митохондриях и синтез АТФ (энергия).


Митохондрии есть во всех клетках нашего организма, есть особенные клетки – клетки мышечных волокон, которые не так активно используют митохондрии, все остальные клетки получат энергию митохондриальным способом обеспечения (клетки глаза, волос, кожи, печени, почек). Важно, чтобы митохондрии содержались в хорошем состоянии.


1.3. Кто управляет дыханием?

За регуляцию дыхания отвечает дыхательный центр (в основном), который расположен в продолговатом мозге.


Дыхательный центр – главный центр парасимпатической нервной системы.


Дыхательный центр реагирует на газовый состав крови – содержание и концентрацию О2 и СО2.


Дыхательные клетки раздражаются на определенную концентрацию. Есть специальные клетки и рецепторы вдоха и выдоха, которые включают мотонейроны вдоха и выдоха в зависимости от концентрации газов в крови. Управляется все это парасимпатической нервной системой.


Управляется, как правило, парасимпатической нервной системой.

То есть бессознательно – автоматически.

Но также дыхание зависит от эмоционального состояния человека:

– страх (дыхание учащенное),

– стресс (дыхание замедленное).


А также благодаря коре головного мозга мы можем управлять дыханием осознанно: намеренно дышать чаще или медленнее. Мы можем влиять на качество дыхание сознательно, тем самым контролирую психоэмоциональный фон.


Например, при ощущении страха подышать замедленно – тем самым охлаждая ум и успокаивая его, и уже в таком состоянии обдумывать ситуацию.


Сколько структур мозга управляют дыханием?

Корковый. Кора головного мозга – мы сознательно можем вмешаться в процесс дыхания (медленней, быстрее, глубже).

Лимбический отдел – отвечает за эмоции (изменяются эмоции – изменяется и рисунок дыхания).

Гипоталамический отдел (гипоталамус – основная железа, отвечающая и за гормональную, и за нервную системы, за их общую регуляцию) это дыхание на уровне гормонов.

Пневмо-, продолговат-, спинальн-, гаспинг- и автоматические центры работают сами по себе, на разных уровнях переключая рефлексы.

В основном регулируется автоматически, но влияют и эмоции, на гормональном, осознанно.

1.4. Анатомия внешнего аппарата дыхания

Рассмотрим анатомию внешнего аппарата дыхания.

Аппарат внешнего дыхания:

• скелет грудной клетки;

• легкие;

• мышцы грудной клетки;

• транспортные пути;

• система кровообращения.


Грудная клетка формирует каркас легких и закрывает сердце (мощная костная защита для важнейших органов, чтобы мягкие ткани не деформировались)


Интересные факты. Как защищены наши органы. Легкие, сердце (грудная клетка), мозг (мощная черепная коробка), органы репродуктивной системы – важны для эволюции (костный таз); по степени защиты можно определить, насколько важен орган, который прячется за этой коробкой.


Главная дыхательная мышца – диафрагма.

Как работает диафрагма на вдохе и на выдохе?

Со вдохом диафрагма растягивается и опускается, и легкие расширяются и наполняются, с выдохом диафрагма поднимается и расслабляется, и легкие сдуваются и опустошаются.


В состоянии покоя работает только диафрагма (опускается, поднимается).

Как только нужно больше воздуха, кислорода (бег, асаны, физическая активность), расширяются нижние ребра.


Иногда у человека зажата диафрагма, то есть диафрагма не умеет раздвигать ребра в стороны, вперед и назад.


Как разработать?

1. С помощью полного йоговского дыхания.

2. Ладони положить на нижние ребра и раздвигать их на вдохе.

3. Лечь на живот и дышать в почки – спина должна подниматься.


На вдохе мы наполняем организм так необходимым для нас кислородом, который дает нашему организму энергию и жизнь.

С выдохом из организма выходят продукты распада и углекислый газ.

При обычном дыхании мы дышим поверхностно, меньше захватывая кислород, и меньше выдыхаем углекислый газ. Что при недолжном выведении приводит к застоям и воспалениям (кисты, опухоли, различные болезни).

Спорт, йога, кардио – все это расширяет наш дыхательный цикл, делая его более глубоким и полезным!

Наш организм в прямом смысле этого слова – ОЗДОРАВЛИВАЕТСЯ и ОМОЛАЖИВАЕТСЯ!


За счет богатого поступления в организм кислорода и качественного выведения продуктов распада и углекислого газа.


Прямо сейчас сделайте 5 глубоких вдохов и выдохов, дайте своему организму больше энергии, сил, здоровья!


Вы можете это сделать прямо сейчас САМОСТОЯТЕЛЬНО!


При спокойном поверхностном дыхании работают только наружные межреберные мышцы и диафрагма.


При глубоком дыхании в акте вдоха и выдоха, помимо диафрагмы и межреберных мышц, учувствуют ряд вспомогательных мышц:

• мышца шеи;

• мышцы груди;

• мышцы спины;

• мышцы брюшной полости.


Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что дыхательная гимнастика, и в частности глубокое дыхание, и уджайи, благотворно влияет на улучшение микроциркуляции в организме, а также улучшение питания клеток, обеспечивает движение и массаж внутренних органов, предотвращает застои венозного оттока, блоков и тромбоза. Что в свою очередь благотворно влияет на профилактику предотвращения опухолей и кист.


Осознанное дыхание диафрагмой обеспечивает движение и микроциркуляцию пищеварительной системы к органам брюшной полости, улучшая их здоровье и работу.

Также укрепляется дыхательная мускулатура.


Например:

Мышцы выдоха – спокойный выдох совершается пассивно, за счет расслабления дыхательной диафрагмы.

Форсированный выдох (подключаются мышцы живота и груди).

За счет этого обеспечивается движение внутренних органов вверх-вниз.

В норме почки «проходят» 600 м в сутки.

Печень – 700 м в сутки.


Желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка тоже двигаются и только таким образом обеспечивается их качественная микроциркуляция.


Люди с нарушенным паттерном дыхания, с пролапсом мышц тазового дна, с висцеральнным ожирением не могут обеспечить своим органам нужного движения, у них отсутствует дренаж, в следствии этого образуются камни в почках.

2. Транспортные пути

2.1. Носовая полость

Описывая далее анатомию внешнего аппарата дыхания, не могу не уделить внимание транспортным путям, а именно – носовой полости.


Носовая полость выстилается слизистым эпителием.

Зачем нужна слизь?

Слизь бывает:

1. Жидкая – сопли, берет на себя всю грязь/пыль, она необходима для эвакуации.

2. Липкая – пристеночная слизь, в ней живут клетки иммунитета.


Слизь – это:

– среда обитания клеток иммунитета;

– уловитель грязи, пыли и патогенной фауны;

– обильно кровоснабжена.


То есть воздух, проходящий через носовую полость, фильтруется, очищается, обеззараживается.


В случае хронического насморка, кровообращение снижается, работа иммунных клеток блокируется. Чем лучше циркуляция в носу, тем лучше стимуляция иммунных клеток Дыхательные практики помогут разработать работу носовой полости и улучшить качество жизни. Доказано на личном примере. (См. Глава 4.)

2.2. Пазухи

Также к анатомии внешнего аппарата относятся пазухи.


В пазухах слизистая вырабатывает оксид азота, который смешивается с воздухом и расслабляет сосуды малого круга кровообращения; в лесах, деревнях, оксида азота больше, в городе меньше, из-за этого у городских жителей сосуды малого круга кровообращения сжаты, и обогащение кровь кислородом происходит хуже. То есть ткани плохо питаются.


Носовое дыхание принимает участие в ликвородинамике за счет тесного соседства оболочек мозга и носовых пазух. Ликвора – мозговая жидкость, в ней плавает мозг, и в ней происходят обменные процессы, важно тоже, чтобы в этой жидкости была динамика, чтобы она дренировалась и не застаивалась. За дренаж этой жидкостью отвечает носовое дыхание. (Постоянно забитый нос, заложенность мешают нормальной динамике ликворы, не происходит качественного обмена микровеществ в мозге. Если у ребенка постоянно забит нос, то он будет отставать в психическом и умственном развитии!)


Воздушные прослойки в пазухах необходимы для терморегуляции черепа и хорошей резонации речи.


Дыхательные практики также помогают справиться с хронических гайморитом. Из личной практики мне помогли техники дыхания – Уджаи, Дыхание баланса, Дыхание огня.

2.3. Гортань

Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки, вибрация которых при прохождении воздуха вызывает образование звуков.


Гортань образована большим количеством мышц. Если они в спазме, то могут ухудшать кровообращение в межпозвонковых дисках в шее, могут спазмировать кровеносные сосуды, которые питают мозг. Эти мышцы должны поддерживаться в очень хорошем состоянии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги