banner banner banner
Социум убивает: психологические причины старения и смерти
Социум убивает: психологические причины старения и смерти
Оценить:
 Рейтинг: 0

Социум убивает: психологические причины старения и смерти

Социум убивает: психологические причины старения и смерти
Алексей Васильевич Тукмаков

Социум программирует человека на жизнь примерно до 80 лет. Когда человек выполнит все заданные социально-полезные цели (работа, потребление, налоги, размножение, выращивание потомства) – он становится бесполезным. Более того – он становится обузой, потому что на него тратятся ресурсы социума и он занимает место. Поэтому социум, прежде всего через воздействие ближайшего окружения, подталкивает человека к смерти, как можно более скорой. Чтобы не дожидался, пока истекут 120 лет, на которые рассчитан организм, а отправился на кладбище в 70-80 лет. В книге рассмотрены: одряхление психики и его социальные причины, подталкивающее к смерти социальное давление, посмертная доза социального признания, социальная роль покойника, социальный культ мёртвых, иллюзия что смерти нет, социально культивируемая покорность смерти. Также приводится альтернативный взгляд на вещи, позволяющий человеку жить дольше, чем отпущено социумом.

Алексей Тукмаков

Социум убивает: психологические причины старения и смерти

Предисловие

Смерть раньше 150 лет – насильственная смерть

(И.И. Мечников)

Вопрос в том, кто же или что же является источником этого самого насилия, о котором сказал Мечников? В своей книге я показываю, что таковым является социум, частью которого ощущает себя каждый социализированный индивид. Социум в лице ближайшего окружения, тех, с кем человек постоянно общается, кто имеет для него значение.

Я уже второй год занимаюсь разработкой подхода к созданию терапии старения с использованием клеточных и генетических технологий, учусь в СПбГУ на одноименной программе (книга пишется в январе 2024 года). И мне очевидно, что, даже если удастся найти «лекарство от старости», физиологической имеется в виду, социализированный человек столкнется с неизбежной проблемой – утратой социальной востребованности. Реальной социальной востребованности, к которой он привык во взрослой жизни, а не фиктивной, типа марафонов и КВНов для старичков.

И даже если у него отрастут полуметровые теломеры, он всё равно умрёт, вот каким образом:

– исчезновение социальной востребованности с возрастом;

– психологическая реакция на это (ощущение бессмысленности);

– физиологическая реакция (зачах и умер).

Один из основателей экзистенциальной психологии Виктор Франкл в своей книге «Психолог в концлагере» писал примерно об этом, что человеку нужна те только жратва, а еще что-то помимо неё. И без этого «чего-то» он не может. Франкл назвал это «смыслом», а я в контексте борьбы со старением утонченно называю «социальная востребованность».

Человек бывает нужным и потребным в трёх смыслах:

– в половом;

– в профессиональном;

– в родственном.

И когда это заканчивается: сексуальная привлекательность утрачена, на пенсию вышел, родственникам стал не нужен, – человек начинает ощущать «социальную невостребованность», чахнет и помирает. Ибо в ходе социализации он подсажен на чувство «социальной востребованности», «социального признания», как на наркотик.

Есть люди, которые с возрастом социальной востребованности не утрачивают. Это те, кто занимается тремя видами деятельности:

– власть (в масштабах государства или корпорации);

– творчество (включая художественное, научное и любые варианты создания нового).

Только таким людям и можно продлить жизнь с помощью биологических технологий. С остальными не прокатит, даже если им полуметровые теломеры отрастить, они умрут от причин изначально социально-психологического свойства.

Так что продление жизни – вопрос элитарный, по определению.

Концепция «социальной детерминации старения и смерти», которую я излагаю в этой книге, основана на двух ключевых идеях:

– психологическая старость – это социально детерминированный феномен;

– психологическая старость во многом определяет старость биологическую (не в полной мере, конечно, есть еще теломеры).

Когда говорят о причинах старения и смерти, часто приводят статистику ВОЗ, вот такой примерно рисунок:

Источник: Global Health Estimates 2016: Death by Cause, Age, Sex and by Region, 2000-2016; World Health Organization, 2018.

На рисунке показано, от каких причин люди умирают, от каких болезней (в основном от неинфекционных).

Иногда приводят что-то похожее на такую картинку:

Источник: Lopez-Otin C., Blasco M.A., Partridge L., Serrano M., Kroemer G. The Hallmarks of Aging. Cell 153, June 6, 2013.

На рисунке показано, какие молекулярные и клеточные механизмы вносят вклад в старение и умирание.

В научной печати иногда появляются статьи о том, что какие-то интервенции (вмешательства) ощутимо продлили жизнь каким-нибудь животным. Недавно читал, что мышам в 2 раза продлили, а червяку аж в 10 раз.

На людях это не работает, хоть расшибись! Почему?

Возможно, потому, что для человека очень значимыми являются социально-психологические факторы. По моему глубокому убеждению, они вносят вклад в прогрессирование старения не меньший, чем молекулярно-клеточные процессы.

К сожалению, биологи в своей массе от психологии весьма далеки, и часто даже наукой её не считают (я с этим согласен). Они могут как рыбы в воде ориентироваться в том, как молекулы в клетке перескакивают с одного места на другое. А когда речь идёт о неосознаваемых процессах психики и социального взаимодействия – садятся в лужу.

Поэтому попытки создать «лекарство от старости», какой-нибудь метод или технологию воздействия на организм, с тем чтобы продлить жизнь, будут терпеть фиаско. Потому что человека будут доводить до смерти не молекулярно-клеточные механизмы, а социальное давление, которое большинством людей, не озадаченных прокачкой осознанности, не распознаётся вообще. Оно для них – само собой разумеющаяся, привычная норма, и его для них как будто бы нет.

Сейчас в просторах Интернета отдельными группами личностей ведутся активные дискуссии о том, что успехи биологии и медицины могут продлить жизнь, в смысле гораздо дольше чем до 120 лет, и нужно бабки вкладывать в отрасль, чтобы был выхлоп в виде таблеток от смерти и технологий вечной молодости. Они рисуют такую радужную картинку, что биомасса «подорвётся», и начнёт этим вопросом активно заниматься. Биомасса – это имеется в виду очень многие.

Но это утопия. Биомасса никогда ничем подобным заниматься не будет.

Во-первых, биомасса делает то, на что её запрограммировал социум. А социум программирует на выполнение социальных предписаний и на скоростное умирание, когда все предписания выполнены.

Во-вторых, биомасса, ее представители, с ног до головы обрастают социальными связями. На другом конце каждой социальной связи – живой человек. Живой до поры до времени, пока не умрёт. И эта самая социальная связь начинает психологически затягивать в могилу. А когда не тот свет отправится критическая масса «дорогих и значимых» индивидов, человек тоже отправляется на кладбище.

И что же получается?

Что нормальный, социально-адаптированный индивид умирает раньше, чем мог бы, из-за социально-психологических причин. И таблетки от старости ему не помогут, всё равно умрёт, если не перестроить психику:

– мотивационную систему (к чему стремиться);

– ту «часть», которая отвечает за социальное признание;

– ту «часть», которая отвечает за социальные связи.

По большому счёту, продление жизни научно-медицинскими методами может быть эффективным лишь для людей с особым складом психики – для тех, кто не слишком подсажен на социальные связи и социальное признание. Ну и у которых всё в порядке с мотивацией, и есть ради чего жить.

Например, Илон Маск. Если ему жизнь продлить до 1000 лет, он найдёт чем заняться, будет всё дальше в космос улетать. Марс, спутники Сатурна, Плутон, Альфа Центавра, другая галактика. Скучать не станет, точно.

А стадо мчится на убой. И если человек в стаде, ему кирдык – в 80 лет максимум.