

Аурелио Пенна
Ангелы в религии, искусстве и психологии
Aurelio Penna
“Gli Angeli: Scoprirli, sentirli, incontrarli”
© 2020 by Giunti Editore S.p.A., Firenze-Milano
www.giunti.it
© Волкова Ирина, перевод, 2023
Предисловие

Неужели ангелы снова в моде? На эту мысль наводит новый виток посвященных им публикаций. Следует заметить, что никакая мода не возникнет и не утвердится, если нет спроса со стороны публики и если публика не созрела для восприятия той или иной темы.
В истории религий и народных верований ангелы занимают странное положение. Суждения об их природе никогда не были однозначными: кто они – вымышленные или реальные существа, посредники между человеком и божеством или это символические или аллегорические фигуры?
Для одних – эзотерические символы, для других – идеальные творения, они неизменно вызывают большое любопытство, не обязательно связанное с религиозными мотивами, которое нередко порождает то бурные дебаты (как, например, знаменитую дискуссию о том, какого пола ангелы), то скепсис.
На протяжении веков представления об ангелах были очень разнообразными и сами они становились излюбленными персонажами всевозможных сюжетов в искусстве, прежде всего западном. Художники, вдохновляясь Священным Писанием, изображали их в весьма свободной манере, преимущественно как телесные создания. Ангелы – сквозная тема не только монотеистических религий, но и западного общества в целом. А интерес, который они пробуждают в последние годы, возможно, таит в себе что-то более глубокое, чем моду или любопытство. Это сродни экзистенциальной потребности объяснить необъяснимое или духовной жажде начать все сначала, «заново родиться». За эпохой Просвещения последовали века небывалого научно-технического прогресса, но прогресса исключительно в материальной сфере, в практических познаниях. Не связано ли с этим присущее современному человеку ощущение размывания и потери смысла жизни, приведшее к цинизму и господствующей ныне пошлости?

Мастера Чегёльда. Музицирующий ангел. XV в. Венгрия, Эстергом, Музей христианского искусства
Никто и не помышлял об экзистенциальном разрыве, пока научные открытия и утопии XX века не развеяли веру в непрестанный и необратимый прогресс. Стало очевидно, что наука сама по себе не способна не только осчастливить человека, но даже дать ему самое насущное для жизни, более того, бездумное и безоглядное развитие науки может привести к уничтожению человечества, что не могло не породить глубокого разочарования. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту и понять, что с нами происходит, естественно обратиться к накопленным тысячелетиями знаниям и к традициям и попытаться соотнести их с новыми знаниями, обретенными современной наукой.
Так, в наше время вновь стали заметны белые крылья ангелов. Мода ли это в искусстве или духовная потребность – вопрос открытый. Мы предлагаем ознакомиться с мирами, где существуют божественные посланники, и увидеть, что же они собой представляют.
ОТ РЕДАКЦИИМы добавили в книгу рубрику, которая оформлена так же, как это письмо к читателям. Рубрика поможет:
• узнать интересные факты из истории искусства,
• познакомиться с размышлениями богословов, философов, ученых и даже современных кинорежиссеров,
• расширить познания в мировых традициях ангеловедения,
• погрузиться в контекст с точки зрения православия.
Издание несет сугубо развлекательный и научно-познавательный характер и не преследует цели оскорбить чувства верующих, не направлено на разжигание ненависти к представителям какой-либо религиозной группы.
Узнать ангелов

Герард Давид. Благовещение [деталь]. 1506. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Существуют ли ангелы?

Но кто такой ангел? Согласно энциклопедиям, это «посланник» или «служитель» (на древнееврейском mal’akh), в сугубо религиозном смысле – сверхчеловеческое существо, посредник между небом и землей, между Богом и людьми. Ангелы – благовестники воли Божьей. Наш «ангел» происходит от греческого слова ἄγγελος. Ангелы обитают в промежуточном царстве между Богом и человеком и как таковые заполняют пустоту. Вступая в отношения с человеческим миром, они могут принимать совершенно непредсказуемые обличья.
Они витают Невидимо вблизи, когда мы спим Иль бодрствуем, и все Его деянья Бессменно созерцают день и ночь[1].С точки зрения верующих, если мы признаем существование Бога или некоего высшего разума, некоей воли, сотворившей мир, ничто нам не мешает признать и существование ангелов. Это возможно, но не обязательно – ведь Бог способен действовать и без подручных вроде ангельского сонма. Но если «Бог нуждается в людях», то он может нуждаться и в ангелах, эти создания помогают ему осуществить его замыслы. Если у Вселенной есть смысл, разумное начало, гармония, цель, то обитатели Земли, возможно, не единственные творения.
Ангельские существа представляются нам хрупкими и легкими, как пух. У этих бестелесных обитателей небесных сфер чисто духовная природа. Современная физика учит нас, что материя, которую мы традиционно воспринимали как объективную реальность, на самом деле есть не что иное, как частичное и временное сгущение энергии, пронизывающей всю Вселенную. Так давайте же вообразим, будто ангелы рядом с нами, наши попутчики в этом увлекательном и таинственном путешествии, каким предстает наша жизнь.
Ангел – легенда или реальность?
Каждый из нас может познакомиться с историей ангелов в той или иной культурной традиции и для себя решить, что из этих традиций принять, а что отвергнуть.
Ангел – одна из фигур, которая часто встречается, когда мы касаемся темы божественного. В разных верованиях он изображается по-разному. В западной христианской традиции его существование признается в качестве «истины веры»[2], что было подтверждено IV Латеранским собором 1215 года.
В прошлом ангелов сопровождала слава. Это выражалось не только в трепетном внимании богословов, но и в постоянном обращении к ним в литературе и изобразительном искусстве. Однако для современных людей ангелы стали чем-то вроде детских воспоминаний. Конечно, в XX веке появилось немало интересных трудов об ангелах, написанных известными интеллектуалами и богословами, такими как Анри Корбен, Ален Даниэлу, Жак Маритен, Сергей Булгаков, Ханс Урс фон Бальтасар, Анри де Любак [3]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мильтон, Дж. Потерянный и возвращенный рай / Пер. Е. Кудашевой. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1910. С. 93. – Здесь и далее, если не отмечено иное, примеч. ред.
2
Имеется в виду, что IV Латеранский собор признал Никео-Цареградский символ веры (325 год), в котором утверждается вера церкви в Бога – творца всего видимого и невидимого, т. е. ангелов. Особая роль ангелов подчеркивается в почитании Девы Марии.
3
К этому списку можно добавить имена многих православных богословов XX века, например Киприана Керна, Василия Кривошеина, Николая Глубоковского; особо выделим и известного библеиста, профессора Киевской духовной академии Александра Глаголева, защитившего в 1900 году диссертацию «Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Всего 10 форматов