Книга Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников - читать онлайн бесплатно, автор Елена Анатольевна Полушкина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников
Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников

Е. М. Авраамова, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов, Е. А. Полушкина, Г. С. Токарева

Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников

© ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2015

Введение

Успешность комплекса мер по осуществлению направлений развития образовательной системы России, достижение современного качества образования зависит, в том числе, от способности педагогических работников обеспечить внедрение системообразующих инноваций в педагогическую практику, обеспечить реализацию новых целей образования, адекватных современным вызовам российского социума.

В аспекте повышения оплаты труда учителей особую актуальность приобретает проблема оценки эффективности и доступности качественного образования, выстраивания результативных образовательных траекторий населения, дифференцированного по социально-экономическим и территориальным признакам.

В 2013-2014 гг. Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провел две волны мониторинга для того, чтобы оценить, как повышение учительской заработной платы влияет на эффективность деятельности школы.

В ходе работы решались следующие задачи: совершенствование методологического аппарата, обеспечивающего контроль за повышением эффективности и качества услуг школьного образования в контексте увеличения заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций; получение релевантной социологической информации, отражающей изменения, обусловленные ростом оплаты труда учителей.

Эмпирической базой исследования стали результаты специального комплекса исследований, проведенных методами глубинных и анкетных интервью.

Первая волна мониторинга в 2013 г. была проведена в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях.

При организации второй волны мониторинга в 2014 г. были внесены отдельные изменения в методологию исследования, немного расширена его география, частично включен четвертый регион – город Москва, большее внимание уделено финансово-экономическому положению общеобразовательных организаций в рассматриваемых субъектах Российской Федерации с целью получения, помимо субъективных оценок, объективных показателей их деятельности.

На основе данных, собранных в результате проведенного комплекса социологических исследований, были рассмотрены следующие вопросы: оценка руководителями общеобразовательных организаций, учителями и родителями школьников различных аспектов развития общего образования; оценка руководителями общеобразовательных организаций и самими учителями повышения компетентности педагогов и роста интенсивности их труда; оценка учителями динамики изменения их материального положения; удовлетворенность учителей различными сторонами профессиональной деятельности; согласованность позиций директоров, учителей и родителей относительно целей и задач школьного образования.

1. Методология исследования

География исследования включала регионы, относящиеся к разным группам по показателям социально-экономического развития. В качестве пилотных регионов в исследование были включены следующие субъекты Российской Федерации:

город Москва (в ходе второй волны мониторинга в регионе проводится только опрос директоров образовательных учреждений) – «лидеры» (группа 1);

Свердловская область – «относительно развитые или опережающие по доходу» (группа 2);

Воронежская область – «середина» (группа 3);

Ивановская область – «аутсайдеры: депрессивные и слаборазвитые регионы» (группа 4)[1].

В ходе исследования проведен выборочный опрос методом формализованного (анкетного) интервью в отношении трех целевых аудиторий: представителей домохозяйств (один из родителей), имеющих в своем составе одного или более школьника; педагогических работников (штатных сотрудников) школ; руководителей общеобразовательных организаций.

Общий объем выборочной совокупности домохозяйств в 2014 г. составил 2760 респондентов, а в 2013 г. она равнялась 3050 респондентов.

Общий объем выборочной совокупности учителей общеобразовательных организаций в Свердловской, Воронежской, Ивановской областях в 2014 г. составил 2780 респондентов (в 2013 г. – 3200 респондентов).

В 2014 г. в Москве, Свердловской, Воронежской, Ивановской областях проведен опрос 157 руководителей общеобразовательных организаций (в 2013 г. опрашивалось 37 директоров).

В ходе исследования была разработана система показателей эффективности общего образования в контексте повышения оплаты труда педагогов.

Оценка эффективности школ в условиях повышения заработной платы учителей характеризуется:

● обновлением педагогических коллективов;

● изменениями в сфере оплаты труда учителей;

● величиной учебной нагрузки учителей.

Отдельный блок показателей, характеризующих эффективность школьного образования, включает индикаторы, описывающие уровень согласованности представлений трех ключевых групп респондентов относительно целей и задач школьного образования.

Повышение заработной платы учителей имело целью создание в массовом масштабе сильных педагогических коллективов за счет прихода в школу высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, снижения среднего возраста педагогического состава. Мониторинговая оценка эффективности общего образования по этой позиции включает интегральный показатель: обновление школьных педагогических коллективов.

Данный интегральный показатель строится на базе социологической информации относительно:

● числа молодых учителей, пришедших в школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

● числа учителей пенсионного возраста, покинувших школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сайт Независимого института социальной политики. Раздел «Социальный атлас российских регионов». Типология регионов. Методика. http://atlas.socpol.ra/typology/index.shtml# methods.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги