Книга Презентация - читать онлайн бесплатно, автор Александр Фролов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Презентация
Презентация
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Презентация

Презентация


Александр Фролов

© Александр Фролов, 2024


ISBN 978-5-0062-2817-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Слово «презентация» стало характерной неотъемлемой чертой нашей повседневной действительности. В художественных фильмах, в деловой обстановке, в нечаянных или преднамеренных больших и малых скоплениях людей, везде, где только можно и даже где нельзя, напористые менеджеры и длинноногие менеджерши неутомимо проводят презентации. В школе обучают подготовке презентаций. При подготовке лекции, в том числе – научной, организаторы задают вопрос: «А есть ли презентация?». Не иллюстративный материал, не сопровождающая демонстрация, а именно «презентация». Да что же это такое, столь глубоко въевшееся? И столь широко распространившееся? Только ли в тендерах, на совещаниях и в рекламных компаниях живёт и действует эта самая презентация?

Ответы на эти вопросы затрудняются тем, что существует множество шаблонов, заготовок и рекомендаций относительно создания презентаций, но нет представлений о сущности, реальной распространённости презентации как явления и, главное, её реальных проявлений в культуре. Если вдуматься, а вдуматься всегда неплохо, понимание презентации гораздо более многогранно, чем это представляется привычным информационным потоком. Если понять сущность и механизмы проявления этих граней в их общности и частностях, то презентация во всех её смыслах и на всех её уровнях будет осмысленной и потому неотвратимо успешной. Вот с такой целью и написана предлагаемая книга научно-популярной серии.


Александр Фролов

Что мы знаем о презентации

Вообще-то мы обычно знаем не о презентации как явлении, а о конкретных презентациях, чаще всего никак не связанных между собой. Тех самых презентациях, о которых нам упорно твердят отовсюду. Корень слова пришел к нам ещё при Петре Первом из французского présent через немецкое Präsent, что в обоих случаях означает «подарок». А если покопаться ещё глубже, то обнаружим, что это слово – из латинского praesento – представление. В смысле – знакомство, которое по традиции часто сопровождалось подарками. Вот и всеведущий Гугл с оксфордским акцентом говорит, что презентация – публичное представление, предъявление чего-либо, обычно в рекламных целях. К «представлению» мы позже ещё вернёмся, а здесь отметим, что всё, что связано с презентациями, с точки зрения большинства людей не выходит за рамки рекламы.

Давайте уж тогда и слово «реклама» этимологически проанализируем. Оно произошло, опять же через французский и немецкий языки, от латинского слова reclamare – «утверждать, восклицать, выкрикивать, взывать». Что и характерно для устной словесной рекламы. В немецком языке слово Reklame имеет смысл оповещения для создания широкой известности.

В результате всего сказанного выше есть два варианта понимания слова «презентация». Первый вариант основан на узкосмысловом бытовом дословном переводе слова «представление» и тесно связан с таким же узкосмысловым дословным переводом слова «реклама». Вот большинство людей так это и воспринимает. Отсюда – и множество хорошо отработанных курсов по созданию презентаций. Все они исходят из того, что презентация – это документ или комплект документов, цель которого донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной для этой аудитории форме. И из великого множества предложений по обучению подготовке и проведению презентаций можно выбрать то, что вас устроит. Кто-то уловит сущность и будет успешно презентовать то, что ему нужно. Кто-то среди завитушек на экране или мониторе компьютера будет размещать длинные нечитаемые тексты, что эффективно способствует усыплению аудитории и отторжению материала. Это уже дело общей культуры и здравого смысла, которые находятся за пределами задач обучения созданию презентаций. Ах, да, и всё это, разумеется, неотрывно от MS Office: Excel, Word и PowerPoint. Ну, в общем, кому надо – есть возможность научиться и преуспеть в деле презентации как маркетингового инструмента. И прекрасно, что эта возможность общедоступна.

Проблема заключается в том, что всё это – даже не верхушка айсберга. Это всего лишь маленький, толстенький, заблудившийся пингвин на верхушке айсберга, рекламно, как и положено, выкрикивающий и взывающий оттуда о себе и своих сиюминутных нуждах. А там, в глубине, в самόм теле айсберга, густое варево жизни, в котором все презентуют себя. Для того, чтобы выжить на индивидуальном, а то и на видовом уровне. Самец райской птицы, растопорщив разноцветные перья, выделывает немыслимые па – это презентация. Новый сотрудник в ходе испытательного срока демонстрирует чудеса профессионализма, трудолюбия и коммуникабельности – презентация. Заинтересованные друг в друге мужчина и женщина презентуют партнёру свои потрясающие качества и возможности искренне и потому неотразимо. Политик в ходе предвыборной компании презентует себя избирателям как радетеля за их интересы – презентация. После победы на выборах он презентует себя тем же избирателям как успешный руководитель, а другим политикам – как выгодный в союзе игрок. И нет конца перечислениям видов, типов и проявлений презентаций. Вся наша жизнь пронизана ими. Презентация – одно из наиболее общих в своей сущности социальных явлений, наблюдаемое в самых различных сферах жизни и на самых различных её уровнях.

А что до маркетинговой сущности презентации в её самом широком смысле – так это к Эриху Фромму. Выдающийся немецкий социолог, философ, социальный психолог и психоаналитик, автор потрясающих книг о личностных проявлениях человека, определил пять типов социального характера, социальных ориентаций личности. Естественно, так же, как и типы мышления, они не существуют в чистом виде, а присутствуют в каждом человеке в виде совокупности вкладов. Фромм разделил эти вклады на неплодотворные – рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная – и плодотворную ориентации. Так вот, в наше время преобладания в обществе потребительских установок, «центр тяжести» социальных ориентаций всё заметнее смещается в неплодотворную область. Более того, преимущественно – в рыночную. Это «обменивающая» ориентация – «ты – мне, я – тебе». Детальнее можно почитать у Фромма. Вот и въезжаем в маркетинговое пространство, изо всех сил презентуя себя с целью удовлетворения собственных интересов. Иногда – осознаваемых, иногда – нет. Презентуя, иногда – искренне, иногда – нет. Но всегда – презентуя. И так во всём – от проекта взаимоотношений при влюблённости до проекта договора об ограничении стратегических вооружений. Давайте разберёмся, что же такое эта самая всеобщая презентация всем всех и всего.

Что такое презентация и зачем она нужна

Прежде всего, необходимо определить – о чём это мы? То есть определить понятие «презентация». Будем при этом руководствоваться подходом, описанным в книге «Понятийность» данной научно-популярной серии. Этимология слова, отражающая его происхождение в русском языке, была рассмотрена выше в предыдущем разделе: речь идёт о представлении. Представление, согласно «Большому психологическому словарю», это – «ставлѐние» (установление) перед собой (а возможно – перед другими людьми) «наглядного образа предмета или явления (события), возникающего на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении». А вот словообразовательная единица «аци (я)» при добавлении к основе глаголов с иноязычной основой (в частности, к основе презент глагола презентовать – представлять) образует существительное женского рода со значением процессуальности или результата действия. Что делает субъект презентации? Он транслирует своё представление о предмете обсуждения. Зачем? С целью удовлетворения конкретного собственного интереса. Под интересом принято понимать потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Если теперь всё это собрать в норме языка, как описано в «Понятийности», то получим:

презентацией называется процесс или результат трансляции её субъектом своего представления о предмете обсуждения с целью удовлетворения конкретного собственного интереса. И это общее определение понятия презентации универсально относительно любых интересов любых субъектов. Оно, это определение, акцентирует нацеленность презентации на общий, сущностный с точки зрения презентующего, характер представления, исключающий частности и даже систему их приоритетов. Выбор же средств и способов удовлетворения интереса в каждом конкретном случае представляет собой детализацию как процесса презентации, так и ожидаемого её результата.

Возникновение интереса является сигналом, запускающим процесс мышления, как это описано в книге данной серии «Практическое и продуктивное мышление». Если интерес вербализован и понятийно определён, мышление становится продуктивным, то есть допускающим трансляцию человеком своего процесса мышления и его результата другим людям. А ещё – допускающим планирование действий, основанных на результатах мышления. В случае научного продуктивного мышления его процесс, результат, планирование действий и сами действия адекватны ситуациям действительности, и потому неотвратимы и беспроигрышны в своих последствиях. Поэтому и презентация может быть неотразимой. Естественно, количественная сторона успеха определяется соотношением интересов адресанта – того, кто презентует, и адресата – того, кому презентация адресована. Но возможность совместного рассмотрения этих интересов уже определена интересом как минимум одной из сторон. Уж такова его природа. Интерес к потреблению жидкости в виде напитка заранее отправит нас на линию розлива соков, а не расплавленного алюминия.

В книге «Как на самом деле решать задачу» показано, что процессуальная структура научного продуктивного мышления есть процессуальная структура решения задачи, постановка которой обусловлена возникновением интереса. Поэтому подготовка и реализация любой презентации в самом широком её смысле есть как собственно процесс решения задачи в целом в режиме алгоритма научного продуктивного мышления, так и сжатое структурированное представление решения в виде завершающего шага этого алгоритма. В указанной книге всё это рассмотрено достаточно подробно.

Как понимать и реализовывать этот сущностный алгоритмизированный подход применительно к презентации? Прежде всего, это чёткая понятийная определённость. О чём это мы вообще? Кого и что мы презентуем и кому? А главное – зачем, что мы хотим получить? Если на эти вопросы получены ответы в режиме определений понятий, как это описано в книге данной серии «Понятийность», необходимо ввести меры и тщательно измерить причины и возможные следствия наших презентационных действий. Никаких неясных «тянет» и «чувствуется», никаких мистики и эзотерики. Вот так – сухо и чётко устанавливаем причинно-следственную связь между тем, чем мы располагаем или можем располагать, и тем, что нам необходимо получить. То есть устанавливаем закон, в соответствии с которым будем разворачивать презентацию. В частности, чем, как и сколько мы готовы заплатить за получение нами столь необходимого на наш взгляд. И тогда презентация будет неотразимой.

Да, у всякой презентации есть психофизиологические корни и, следовательно, эмоциональная основа. Да, мы чудесно индивидуальны в оттенках проявлений этой основы, и в этом наша человечность, наша жизненность. Но осознание рациональной канвы наших представлений, восприятий, эмоций, потребностей и целей, а также рациональный контроль действий, направленных на достижение этих целей – единственная системная возможность успешности такого достижения.

Таким образом, пронизывающая всю нашу социальную жизнь презентация – это школа решения задач. А великий писатель, лауреат Нобелевской премии Жоржи Амаду в качестве эпиграфа к одному из своих романов привёл надпись на борту грузовичка, курсировавшего между Рио и портом Баия: «В школе жизни нет каникул». Это действительно так. И здесь действует глубокая обратная связь: хочешь безошибочных презентаций себя и своих нужд – учись решать задачи; хочешь безошибочно решать любые задачи – учись безошибочным презентациям.

А вот алгоритм собственно представления решения задачи, являющийся завершающим шагом алгоритма научно-познавательной деятельности, нуждается здесь в особом рассмотрении. Первый и, несомненно, главный шаг этого алгоритма, выполнение которого делает решение задачи неотвратимым – присвоение задачи. Человек не решает чужих задач – у него слишком много своих. И для того, чтобы задача была решена во что бы то ни стало, её необходимо сделать своей, кровной, жизненно необходимой. Для задач, связанных с падением материальной точки или электрическим зарядом капли воды, процедура присвоения и её результат требуют определённой подготовки. Что же касается презентаций в самом широком смысле и в частных смыслах – задача исходно является искренне личностно-корыстной, с такой же искренней необходимостью требующей решения. И потому с момента постановки задачи презентации – осознаваемо или нет – алгоритм её решения запущен. Надо просто его знать и исполнять в соответствии с описанием в книге «Как на самом деле решать задачу». И тогда ничто не может противостоять этой презентации. Хотя бы ввиду её искренности, не говоря уже о непреодолимости организации и восприятия решения задачи в соответствии с законом.

Итак, презентация представляет собой просто решение задачи в режиме продуктивного мышления, предпочтительно – научного? Это не совсем так. Вообще познавательной деятельностью называется совокупность процессов и результатов отображения действительности в сознании человека, допускающая активное взаимодействие с действительностью человека и общества в целом. И с этой точки зрения субъект презентации, адресант, путём трансляции своих представлений вовлекает адресата в такую совокупность, стремясь сформировать у него выгодное для себя отображение действительности. Это может произойти в процессе и результате презентации. А может и не произойти. Приступая к презентации, адресант не имеет возможности взять на себя ответственность за её результат, поскольку этот результат в существенной мере определяется интересами, восприятиями и другими индивидуально-личностными аспектами интеллектуальной деятельности адресата. И потому может быть ошибочным.

В то же время научно-познавательная деятельность с самого начала, с самых первых шагов её алгоритма, принципиально предусматривает ответственность познавателя за безошибочность полученного результата, удовлетворяющего требованиям научности, что само по себе является мотивом этой деятельности. Таким образом, в идеальном варианте, презентация безошибочно и неотвратимо эффективна для адресанта в случае исключительно научного подхода к её содержательной и процессуальной организации на всех уровнях и во всех деталях, как это описано в книге «Практическое и продуктивное мышление» данной научно-популярной серии. А художницей Дарьей Кунцевич такое описание схематически в книге изображено. Но это именно в идеальном варианте. В реальности такая неподъёмная работа в большинстве случаев просто непосильна. Однозначная ответственность за безошибочность результата не может быть гарантирована, и презентация приобретает характер игры

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги