banner banner banner
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Оценить:
 Рейтинг: 0

Законы истории и особенности мировых цивилизаций


И наконец в четвертых, в эпоху Республики распадается Латинский союз (338 год) и ему на смену приходит более широкий и устойчивый Италийский союз.

Этот союз римляне создают в результате длительных войн с латинами, этрусками, самнитами и прочими народами, населявшими в те времена Апеннинский полуостров. Наиболее упорной была борьба с самнитами[290 - Италийский народ, горцы Средней Италии, обитавшие к югу от Лациума на границе с Кампанией (Неаполь, Капуя), из-за которой они вступили в борьбу с Римом, но потерпели поражение к 290 году.], которые после битвы при Сентине (295 год) потерпели поражение в третьей войне с римлянами и признали их господство над собой.

С покоренными народами Италии римляне заключали неравноправные союзные договоры.

Римско-Италийский союз был конфедерацией, в которой местные общины пользовались разными правами в зависимости от своего статуса (союзные города, муниципии, колонии). Союзные города-государства имели свои законы, органы власти и гражданство. Они были обязаны поставлять воинов в римскую армию. Но римляне, как правило, не вмешивались в их внутренние дела.

Большинство латинских городов стало муниципиями, приравненными к Риму, то есть их жителям были предоставлены все права римских граждан. Горожане Этрурии и Кампании, обладая в целом римским гражданством, были лишены политических прав (не могли ни голосовать, ни избираться на должности в Риме). Жители этих городов воевали в составе легионов и имели право на равную с римлянами долю военной добычи, в том числе на земельные наделы в колониях или на «общественном поле» (ager publicus).

Колонии – поселения римлян и их союзников на землях, захваченных в результате войн. Центром колонии был укрепленный город, выстроенный на римский манер (со своим форумом и Капитолием, магистратами). Колонисты получали так наз. «латинское гражданство», которое мало чем отличалось от римского гражданства. Кроме того, они пользовались правом переезда (в Рим или муниципии), – с потерей земельного надела в колонии, но приобретением римского гражданства.

***

К началу III века до н. э. Рим покорил большую часть Италии, на юге столкнувшись с греками, которые многим ранее на побережье основали свои колонии, – регион получил название «Великая Греция». Некоторые греческие города перешли под покровительство римлян, заключив с ними союзные договоры. Однако Тарент призвал на помощь царя Пирра из балканского государства Эпир.

В 280 году царь Пирр привел в Италию армию в 25 тыс. человек, с конницей и боевыми слонами, – он нанес римлянам несколько поражений, сам потеряв при этом немало людей. По слухам, после очередного сражения он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Отсюда пошло выражение «пиррова победа». В конце концов, в 275 году он действительно был разбит и покинул Италию, которая полностью оказалась под властью Рима.

С этого времени Рим превращается из протогосударства (города-государства) в квазигосударство (союзное государство типа конфедерации). Подобного рода государственным образованием была, по-видимому, и Карфагенская держава, выросшая из африканской колонии переселенцев из финикийского города Тир[291 - Карфаген, основанный ок. 814 г. до н.э., находился на территории современного Туниса.].

По общественному строю Карфаген сильно напоминал Рим. Так, у него был свой «сенат» – совет старейшин из 10, позднее 30 или 300 человек, определенную роль также играло народное собрание, на котором избирались старейшины и двое военачальников-судей (суффеты).

Карфаген располагал большим военным и торговым флотом, с помощью которого этот город-государство захватил побережье северной Африки, включая Ливию, а также острова западного Средиземноморья, в том числе Сардинию и Корсику. Однако проникновение карфагенян в Сицилию натолкнулось на противодействие местного населения, – греческих колонистов, с которыми они вели войны.

Рим, в отличие от Карфагена, начинал как цивилизация суши, а не моря. Однако после завоевания всей Италии римляне не собирались останавливаться на достигнутом, что, конечно, делало неизбежным их столкновение с карфагенянами, которых они называли пунами или пунийцами[292 - Название, видимо, происходит от латинского эквивалента греческого перевода слова «финикийцы».].

Война между Римом и Карфагеном началась в 264 году – из-за Месены, – сицилийского города, захваченного наёмниками (мамертинцами), призвавшими на помощь римлян. Во время этой войны Рим был вынужден в спешке создавать собственный морской флот, который в 260 году одержал свою первую победу. В дальнейшем римляне предприняли экспедицию в северную Африку, которая, однако, закончилась провалом (на обратном пути римский флот был уничтожен бурей).

Война продолжалась 23 года и шла с переменным успехом; карфагеняне, как правило, одерживали победы над римлянами в морских сражениях. Однако в 241 году они потерпели поражение и уже больше не смогли восстановить силы, что привело к заключению мира, по которому пунийцы были вынуждены оставить Сицилию.

Три года спустя, воспользовавшись восстанием в Карфагене наемников, которым не заплатили жалованья, римляне захватили также Сардинию и Корсику. В последующее время Карфаген возрождается, а семья полководцев Барка завоевывает для своей республики Испанию (Иберию).

Из семейства Барка вышел Ганнибал, который еще в юности поклялся отомстить римлянам за поражение, – он продолжил дело своего отца Гамилькара, а в 219 году осадил испанский город Сагунт, чьи жители отдались под покровительство Рима.

Город после многомесячной осады пал, а римский сенат в 218 году объявил войну Карфагену. И тогда Ганнибал с армией, насчитывавшей около 30 тыс. чел., начал поход из Нового Карфагена (Картахена) – преодолел сначала Пиренеи, а потом перевалил через Альпы.

Он застал врасплох римлян, которые рассчитывали на ведение военных действий на чужой земле. И нанес им несколько поражений. Потом в 217 году в Риме в связи с чрезвычайной ситуацией был назначен диктатор, которым стал Фабий Максим, что существенно изменил военную тактику, избегая решающих сражений и нанося стремительные удары по противнику из засад.

Это была типичная война на истощение. Однако такая тактика не была оценена римлянами, которые приклеили Фабию насмешливое прозвище Кунктатор (Медлитель) и на следующий год избрали консулами сторонников решительных действий: Теренция Варрона и Эмилия Павла. Под их началом оказалась огромная армия (примерно 70—90 тыс. легионеров), которую консулы направили против Ганнибала. Летом 216 года силы сторон сошлись в Апулии около города Канны[293 - Юго-восток Италии.].

Римляне располагали численным превосходством. Однако Ганнибал свое войско построил полукругом, и когда противник вклинился в его построение, атаковал с обоих флангов. Римские легионеры попали в окружение и во множестве погибли.

Разгром был полным… В том бою погиб консул Эмилий Павел. Немногим из римских командиров удалось спастись. Среди них был Публий Корнелий Сципион.

После этой победы, казалось, Карфаген ожидает блистательное завершение войны. На сторону пунийцев перешел ряд союзных Риму городов, в том числе Капуя. Ганнибал послал в Рим гонцов с предложением мира, однако сенаторы отказались вести с ним переговоры, напротив, объявили всеобщую мобилизацию. Сам Ганнибал не рискнул двинуть свои полки на Рим, оставаясь на юге Италии.

Между тем, Рим мобилизовал в ряды своей армии всех независимо от состояния, включая бедняков и даже рабов, обещая им освобождение. Возобладала тактика войны на истощение, – с этого времени консулы стали избегать битв в открытом поле, но осаждали города, перешедшие на сторону врага.

В 211 году Ганнибал двинулся на Рим, тем самым пытаясь снять осаду с Капуи. Однако штурмовать хорошо укрепленный город он так и не решился…

Тем временем, римляне восстановили свои силы и открыли пунийцам второй фронт: Публий Сципион был послан с войском в Испанию, которая к 206 году оказалась под контролем римлян. А после того как Сципион весной 204 года высадился в северной Африке, угрожая непосредственно Карфагену, Ганнибала отозвали из Италии.

Осенью 202 года он потерпел поражение в битве при Заме.

Карфагеняне пошли на переговоры; в итоге они отказались от всех неафриканских территорий и обязались уплачивать в течение 50 лет огромную контрибуцию, кроме того, уничтожив почти весь свой флот. Тем самым римляне сделали так, чтобы их главный противник уже более не смог накопить ресурсы для восстановления прежнего могущества и продолжения войны.

Таким образом, в конце III века до н. э. Рим становится гегемоном в западном Средиземноморье. И сразу направляет свои победоносные легионы на восток – против Македонии и союзов эллинских городов-государств. Здесь римляне применяют свою излюбленную тактику – «разделяй и властвуй», стравливая греков между собой и уничтожая их по очереди: в 168 году – Македония, в 146 году – последние независимые греческие города, включая Коринф, что был разрушен, как и Карфаген, который пал в ходе Третьей пунической войны в том же 146 году.

***

Покорение Греции сопровождалось разграблением сокровищ эллинов и вывозом их самих в качестве рабов. В результате Рим превратился в музей под открытым небом, наводненный шедеврами греческой скульптуры; в городе возводятся постройки в греческом стиле, а рабы-эллины становятся учителями (педагогами) детей римских патрициев. Греческий язык получает широкое распространение в римской Республике, как язык обучения, а в ее восточных провинциях объявляется вторым государственным языком.

В жизнь римлян входит мода на всё греческое. Римляне заимствуют и греческую мифологию, отождествляя своих богов с олимпийцами: Юпитер – Зевс, Юнона – Гера, Минерва – Афина[294 - По-видимому, в это время капитолийская триада претерпевает трансформацию – Марса и Квирина в качестве главных божеств сменяют Юнона и Минерва, богиня мудрости и покровительница ремесленников.].

В целом, начиная со II века до н.э., римское общество переживает ментальный переворот, в результате которого религиозность, искони присущая этому народу, постепенно сменяется рациональностью прагматического характера. Этот процесс занял не одну сотню лет и увлечение греческой культурой – лишь одно из многих его проявлений, которые стали обнажаться в виде упадка нравов, о чем нередко сетуют авторы эпохи поздней Республики и ранней Империи. В связи с этим достойно примечания, что единственным самобытным жанром римской литературы, который не был заимствован у греков, является сатира (лат. satura – смесь). Представители этого жанра, начиная с Луцилия (180—102 гг. до н.э.), обличали пороки своего времени, ратуя за возврат к простоте нравов и поклонению богам.

В это время религия теряет роль мировоззрения, вырождаясь в культ – простое соблюдение ритуалов, а римский народ обретает черты толпы, которая позднее провозгласит девизом своей жизни требование: «Хлеба и зрелищ!»

На закате Республики неимущие низы общества – пролетарии[295 - От лат. proles – потомство, то есть люди без земли, но с детьми.], с одной стороны, получают доступ к службе в армии, а, с другой, становятся силой, на которую делают ставку римские политики, – в своем стремлении к власти.

***

По-видимому, первыми, кто активно использовал бедноту в своих интересах, были братья Гракхи из знатного плебейского рода Семпрониев. И хотя поздние авторы (Плутарх, Аппиан) пытались представить Гракхов борцами, действующими во имя блага народа, их аграрные и прочие инициативы, конечно, были продиктованы соображениями иного рода. Уже Тиберий Гракх в 133 году до н.э. начал рушить политический уклад в Риме, проведя свой аграрный закон через народное собрание, – вопреки традиции, без одобрения сената и в нарушение права вета, наложенного его коллегой – народным трибуном.

Аграрная реформа Тиберия Гракха предполагала перераспределение общественных земель (ager publicus) в пользу бедного крестьянства. Его брат Гай Гракх, став народным трибуном в 122 году, стремился заручиться поддержкой бедняков, уменьшив цену хлеба; он пытался привлечь на свою сторону всадников, инициировав в их интересах судебную реформу; кроме того, он начал вывод римских колоний за пределы Италии (Юнония – на месте разрушенного Карфагена). Оба Гракха погибли в борьбе со своими противниками, которые постарались свести на нет эти преобразования.

Убийство Тиберия явилось первым эпизодом борьбы за лидерство, которая разгорелась в полную силу уже в следующем столетии – в виде череды гражданских войн. И первая такая смута связана с именем Гая Мария – военачальника, который выдвинулся во время войны с нумидийским царем Югуртой и впервые стал консулом в 107 году до н.э.

В это время произошло первое столкновение римлян с германцами. Племена кимвров и тевтонов, ранее покинувшие Ютландию, вторглись в Галлию, а в 105 году до н.э. нанесли римлянам сокрушительное поражение в битве при Араузионе[296 - В этом бою погибло даже больше римлян, чем в битве при Каннах.]. На следующий год прославленный полководец Гай Марий снова стал консулом – он реформировал римскую армию, которая все еще оставалась ополчением.

В ходе военной реформы Мария был отменен имущественный ценз при воинском наборе, что позволило значительно увеличить численность легионов, основной структурной единицей которых стала когорта (480—600 воинов), делившаяся на шесть центурий (80—100 чел.). Легионеры теперь получали регулярное жалованье, а неимущие снабжались экипировкой за казенный счет. Кроме того, Марию приписывают введение единого символа легиона – орла, как и отказ от больших обозов, что позволил повысить мобильность римской армии.

В результате в распоряжении полководца оказалась профессиональная и преданная только ему воинская сила. С этой силой Гай Марий разгромил сначала тевтонов, а потом и кимвров (102—101 гг.).

На протяжении пяти лет Мария избирали консулом, что создало новый политический прецедент – ранее занятие одной должности даже два срока подряд не представлялось возможным. Однако в последующее время прославленный полководец, «спаситель Рима», оказался не у дел. И вернулся на военную службу только после начала Союзнической войны (91—89 гг.).

Восстание италиков (главным образом, самнитов и марсов) обычно связывают с их стремлением получить все права римского гражданства, что было одной из инициатив очередного деятельного народного трибуна Марка Ливия Друза, который, правда, в отличие от Гракхов, выступал в основном в интересах сената. В 91 году Друз был убит, а вскоре началось восстание; италики создали собственный союз, сделав его столицами города Корфиний и Бовиан. Во главе союза был поставлен Совет пятисот. Восставшие чеканили серебряную монету с изображением быка, попирающего римскую волчицу, и смогли сформировать армию, численность которой достигла 200 тыс. человек.

По-видимому, союзники Рима поставили перед метрополией вопрос ребром: либо мы отделяемся от вас, либо вы предоставляете нам равные с вами права. Римляне потерпели ряд поражений и пошли на уступки, предоставив гражданство сначала только тем племенам, которые не участвовали в боях (этруски, умбры), а в дальнейшем также и всем италикам, что согласились сложить оружие. Известие об этом внесло разлад в ряды противников Рима, в результате восстание было подавлено.

Союзническая война, по сути, привела к ликвидации римского квазигосударства (союза типа конфедерации). Города италиков, сложивших оружие, получили статус муниципий, а бывшие союзники стали гражданами единой страны под названием «Рим».

Эта война стала звездным часом для ряда военачальников, среди которых был Луций Корнелий Сулла, чьи отряды заняли столицу повстанцев Бовиан. Некогда он служил под началом Гая Мария, но в дальнейшем сделался его злейшим врагом. По окончании войны Сулла был избран консулом и получил армию для войны с царем Понта Митридатом (ранее тот, воспользовавшись восстанием италиков, захватил ряд римских территорий в Азии и на Балканах). Он уже отбыл к войскам, когда узнал, что сторонники Мария в Риме провели закон о назначении его главнокомандующим этой войны.

И тогда Сулла повернул свои легионы для похода на Рим, чтобы, по его словам, «освободить Родину от тиранов». Его воины вошли в город, где завязались уличные бои со сторонниками Мария. Однако тот не смог заручиться поддержкой горожан и вскоре бежал из Рима.

Так, впервые в римской истории «вечный город» был взят войсками гражданина Рима.

Сулла вскоре направился на Восток, где одержал ряд побед над войсками Митридата. Его отсутствием воспользовался Гай Марий, который вернулся в Рим со своей армией и учинил расправу над своими противниками. Однако в январе 86 года он умер. А Сулла в 83 году высадился в Брундизии и, подчинив южную Италию, двинулся к Риму. В Лациуме он осадил город Пренесте, где укрылся Гай Марий младший, продолживший дело отца, но проигравший в борьбе с более удачливым противником.