Краткое содержание книги: Нами движут эгоизм, страх и лень. Перестаньте бороться против природы – и вы добьетесь влияния, вовлеченности и отдачи. Дэн Грегори, Киран Флэнаган
Оригинальное название:
Selfish, Scares & Stupid. Stop fighting your nature and increase your performance, engagement and influence
Автор:
Kieran Flanagan, Dan Gregory
Тема:
Обязательное чтение для образованного человека
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru
Введение
В последние десятилетия прижился позитивный взгляд на человека: от каждого ожидают, что он будет ставить интересы окружающих и общества выше собственных, неизменно проявлять бесстрашие, ненасытную любознательность и, конечно же, дисциплину, смекалку и трудолюбие. Но эволюция закрепляла совсем не эти качества. Выживал тот, кто в первую очередь заботился о себе и своих, не лез на рожон и не интересовался неизвестными существами или пищей, кто потакал своей лени и не слишком напрягал ум.
Сплошной позитив вреден в первую очередь самому человеку, ведь когда воспитанный социумом образ вступает в противоречие с подлинными побуждениями, человек теряется, нарушается его представление о том, каков он и каким должен быть, а сохранение идентичности и «имиджа» – одна из первичных эгоистических потребностей.
Это идеалистическое представление вредит и любому делу – сплочению команды, привлечению клиентов, благотворительной кампании, воспитанию детей, поскольку используются общепринятые, но отнюдь не главные стимулы. В итоге не удается добиться желанного отклика.
Современные теории мотивации все еще предполагают, будто человек принимает решения на основе интеллектуальных и эмоциональных стимулов, и учат подбирать такие стимулы, но человек зачастую вовсе не принимает решений: у нас нет на это времени и сил, мы действуем инстинктивно, повинуясь эгоизму, страху и лени.
Более точное понимание человеческой природы, умение согласовать собственные инстинкты с побуждениями других людей и общей задачей – важный инструмент для лидера, родителя, любого человека, старающегося быть собой и добиваться поставленных целей. Ведь речь идет не о примитивном эгоизме, страхе и лени, которые вернули бы нас в животное состояние, но об осознанном эгоизме и страхе, разумном поиске легких путей. Эти три ключа – эгоизм, страх и лень – особенно важны тем, кто затевает новое дело, осуществляет перемены, пытается открыть людям глаза на глобальные угрозы. Именно эгоизм, лень и страх – главные враги таких предприятий, но они же, если должным образом их направить, станут мощными союзниками.
1. Основной инстинкт: эгоизм
1.1. Эгоизм – основной эволюционный инстинкт: стремление к самосохранению, утолению потребностей, размножению, закреплению в иерархии. Но с ранних лет нас отучают от эгоизма: учат делиться едой и игрушками, считаться с другими людьми, поступаться интересами. Человека усиленно перевоспитывают.
1.2. Поскольку воспитание идет вразрез с природой человека, возникают проблемы.
– Самоосуждение: обнаруживая в себе эгоистические порывы, человек сокрушается, что он недостаточно хорош, недостаточно социально адаптировался.
– Различные сублимации: человек отрекается от естественных желаний ради иллюзии альтруизма, сохранения идеального образа (опять-таки эгоистическая потребность).
Сохранение «образа», или самоидентичности, – один из важнейших для человека стимулов, а для ряда социальных ролей (например, для родителей, врача, учителя) в этот образ входит самоотверженность. Инструкции авиапассажирам предписывают в экстренном случае сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка. Если мать потеряет сознание, самоотверженно спасая ребенка, погибнут оба.
– Цинизм: мир оказался совсем не таким, как говорили родители и воспитатели.
– Лицемерие: человек попросту ведет себя в соответствии с правилами, выжидая возможности безнаказанно поступить по-своему.
– Пассивность: поскольку следовать своим интересам «нельзя», отсутствуют и стимулы для каких-либо действий.
1.3. Эти проблемы разрешаются, когда мы осознаем эгоизм как естественное свойство и применяем его как полезное наследие эволюции. Знать и отстаивать свои интересы – значит быть самим собой. Именно эгоизм подсказывает, что нам «нужно», а что нет. Это существенно и в работе, и в отношениях, и даже в выборе удовольствия.
Мы в любом случае перегружены. Даже «супермен» не может переделать всю работу, выполнить все обязательства, принять участие во всех благородных кампаниях. И чтобы сделать выбор, можно, наконец, прислушаться к себе.
1.4. Не менее важно осознать эгоизм как неотъемлемое свойство каждого, то есть быть эгоистом, но не эгоцентричным, признавать эгоизм других людей и обращаться к их интересам. Свои желания и побуждения следует синхронизировать с побуждениями других людей. «Совпадение эгоизмов» и есть лучшее условие для совместной работы, энтузиазма, социальной компании, создания семьи т. д.
1.5. Непосредственно к эгоизму обращена традиционная система «кнута и пряника». В развитом мире практически отменены наказания на работе и в семье. А система наград требует пересмотра с учетом современной науки. Эти правила действуют на работе, в общественных движениях, для привлечения клиентов, в семье.
– Награда не должна быть грубо откровенной, «взяткой».
– Указывая на предстоящие выгоды, честно указать и риски, и расходы.
– Материальная составляющая в развитом мире менее важна, чем эмоциональная.
– Обещанная награда должна быть достижимой. Слишком большой приз отпугивает.
– Награда должна быть конкретной, «здесь и сейчас», а не «лучшее будущее для всех».
– Наряду с обязательными наградами за конкретные этапы должны быть и сюрпризы.
– Награда – это признание. Не раздавайте награды даром, но отмечайте каждый этап.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги