[Законченная работа будет состоять приблизительно из 150-200 страниц. Черновик будет обновляться и дополняться по несколько раз в неделю.]
*****
Глава 1
«Вставайте, Родины сыны, день славы наступил!» Эти волнующие и запоминающиеся начальные слова знаменитого французского национального гимна «Марсельезы» прекрасно передают все страсти, опасения и неистовую энергию, связанные с кровавым рождением республиканской формы правления на французской земле. В результате революционного насилия завершилось властвование королей династии Бурбонов и родилась современная Франция. В течение 19-го и 20-го веков идеи эпохи Просвещения о свободе, равенстве и братстве распространились по всей Европе и за её пределами и привели к падению старых монархий, заменённых представительными демократиями. Ведь в словах «Марсельезы» есть и такие: «Пусть же кровь нечистая нам пашни оросит!» Просто идеалы эпохи Просвещения совсем не означали того, что и методы их достижения должны быть такими же благородными!
В конце 18-го и на протяжении 19-го века Франция пережила несколько кровавых революций и контрреволюций. Постоянно шло соперничество между людьми, желавшими сохранить (или расширить) права и свободы, впервые сформулированные в 1789 году, и теми, кто хотел вернуться к порядку и стабильности традиционного (прежнего) режима. В этом обзоре мы рассмотрим непрерывные потрясения и волнения в постоянно менявшейся политической обстановке Франции в 1789—1871 годах.
Большинство людей немного знакомы с такими именами, как Людовик XVI, Робеспьер и Наполеон, что-то слышали о глубокомысленных королевских заявлениях о том, что в случае нехватки хлеба можно есть пирожные, и о постоянно падавшем на чью-то шею лезвии гильотины. Однако детали того, что именно происходило во время Великой революции во Франции, зачастую трудно понять, и тому есть веские причины. В течение собственно республиканской фазы этой революции (приблизительно в 1789—1799 годах) было не менее семи принципиальных смен правительства. После государственного переворота 18-го брюмера (то есть 9 ноября 1799 года на нереволюционном языке) Наполеон сверг Директорию и в быстрой последовательности прошёл путь от первого консула до пожизненного консула, затем от императора до изгнания, снова от императора и снова до изгнания, и всё это в течение каких-нибудь 15 лет. В следующие 55 лет произойдёт восстановление прежней монархии при королях Людовике XVIII и Карле X, свержение последнего в ходе революции 1830 года и попытка создания либеральной конституционной монархии при Луи-Филиппе, свержение последнего в ходе революции 1848 года и создание Второй республики во Франции, вскоре после этого государственный переворот президента Луи-Наполеона и создание Второй империи, после чего отречение императора и создание Третьей республики во Франции после свержения радикальной Парижской коммуны, первой попытки создания социалистического общественного строя. Можно заметить определённый шаблон чередования, не правда ли?
Но даже более важными, чем эти личности и формы правления, были радикальные идеи, вызванные к жизни этими революциями. Только подумайте: назначенная по воле Бога монархическая власть, феодальная знать и католическое духовенство, которые доминировали во французской общественной жизни в течение предыдущей тысячи лет, лишились всей власти (или даже ещё хуже того) всего за три года. Концепции эпохи Просвещения о народовластии, равенстве всех перед законом, общественной собственности и неотъемлемых гражданских правах заменили собой прежние концепции королевских, аристократических и церковных привилегий в самой богатой и густонаселённой стране Европы, навсегда разрушив традиционный порядок. Немногие события оказали такое глубокое и длительное влияние на цивилизацию Запада и даже мира, как эти французские революции. Так что намажьте икры на французскую булку, откупорьте бутылочку французского вина и берегите шею, ибо мы начинаем рассмотрение Великой революции во Франции!
Глава 2
Чтобы понять Великую французскую революцию, сначала нужно понять общество, которое её породило. Период до 1789 года (метко названный революционерами Старым режимом) был не просто политической системой – это был образ жизни. Он затрагивал все аспекты существования.
Когда мы говорим о структуре Старого режима, следует иметь в виду два важных аспекта. Во-первых, мало кто в то время мог представить себе общество, устроенное иначе, чем то, в котором он жил. Разве что политические философы могли представить себе такое, но их обычно считали либо наивными идеалистами, либо назойливыми всезнайками, либо праздными самосозерцателями, какими и бывают большинство философов. В то время просто не было примеров работающих представительных демократий, на которые можно было бы опереться, кроме классических Афин и республиканского Рима, но даже о них знали только люди с формальным образованием (что исключало более 90% населения). Во-вторых, большинство людей верили в то, что их социальные и политические системы были не общественным выбором, а отражением предпочтений, установленных Богом. В этой системе у каждого была своя роль – и роль эта определялась рождением. Бог правил со своего престола на Небесах в окружении иерархии ангелов и святых – Бог же определял и порядок человеческих дел на Земле. В обществе не было ожиданий того, что социальная структура будет «справедливой», или «разумной», или «служить общественному благу», как мы понимаем эти термины в наши дни. Общество было устроено так, как оно было устроено, потому что так захотел Бог.
Как же выглядела социальная структура при Старом режиме? Несмотря на все изменения, произошедшие с цивилизацией Запада в течение 18-го века, Франция в 1789 году всё ещё выглядела удивительно похожей на Францию Средневековья. Это было традиционное общество, которое продолжало строиться вокруг средневековой концепции трёх сословий королевства: духовенства, знати и всех остальных.
В обществе, основанном по воле Бога, было естественным то, что видная роль первого сословия достанется представителям Небес на Земле: священникам. Католическая церковь активно участвовала в жизни Франции с тех пор, как король Хлодвиг I принял христианство в 496 году нашей эры. С тех пор церковь считала богатую и могущественную Францию своей «старшей дочерью», а её короли получили почётный титул «самых христианских Величеств». Как и в наше время, духовенство отвечало за удовлетворение духовных потребностей мирян и совершение таинств, но при Старом режиме церковь играла гораздо большую роль в обществе. До 1789 года не существовало государственного аппарата, который обеспечивал бы то, что мы бы классифицировали в наши дни как социальные услуги, поэтому церковь взяла на себя эту роль. Именно духовенство в первую очередь отвечало за регистрацию браков, рождений и смертей, управление школами и университетами, больницами, приём сирот и в целом за оказание помощи бедным и немощным. Церковь также действовала как своего рода полиция нравов. Она подвергала цензуре книги, проповедовала с кафедры по актуальным вопросам и, конечно же, оставляла за собой право отлучать от церкви нераскаявшихся членов паствы.
Большинство местных приходских священников имели скромное происхождение и вели жизнь, очень похожую на жизнь крестьян, которым они служили. Высшее духовенство, состоявшее из епископов, архиепископов и кардиналов, всё поголовно происходило из знатных родов и часто занимало влиятельные посты в качестве администраторов и государственных деятелей. Известными примерами этого являются кардиналы Ришелье и Мазарини, которые служили советниками королей Людовика XIII и XIV соответственно. Эти прелаты получали значительный доход от своей церковной собственности (почти вся она была освобождена от налогов) и являлись чрезвычайно влиятельными фигурами. Во времена Великой французской революции католическая церковь была единственным крупнейшим землевладельцем во всей Франции, контролируя 15—20% всей территории страны, включая некоторые из наиболее элитных объектов недвижимости в королевстве. Например, многие из прибыльных виноградников Бургундии принадлежали цистерцианским монастырям (католический монашеский орден). Забавный факт: именно эти монахи первыми задокументировали, как на вино влияет земля, на которой выращивается виноград. Эта характеристика известна в наши дни в винодельческой промышленности как терруар. Далёкие от того, чтобы оставаться лишь скромными людьми в сутанах, настоятели крупных монастырей контролировали обширные сельскохозяйственные угодья, на которых работали тысячи и тысячи крестьян, а многие епископы осуществляли заочный контроль над множеством епархий, которые они фактически никогда не посещали и которыми не руководили. Нетрудно представить, какое негодование это вызывало как у простых людей, так и у приходских священников.
Глава 3
Второе сословие – оно же первое по той ненависти и презрению, которое оно вызывало у революционеров, – состояло из дворянства. Хотя дворянство часто изображали – как тогда, так и сейчас – щёголями в напудренных париках, людьми, проводившими всё своё время, занимаясь придворными сплетнями и мелкими заговорами, оно основывало своё высокое положение на факте своего происхождения от средневековой рыцарской аристократии Франции. Их предки представляли собой элитную касту воинов, отвечавших за защиту королевства и посвятивших свою жизнь воинским занятиям. Поскольку они к тому же являлись землевладельцами, они также отвечали за исполнение тех функций, которые мы в наши дни считаем государственными: сбор налогов, отправление правосудия, исполнение королевских указов и поддержание в порядке инфраструктуры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги