Ж. Оганян
Афоризмы великих мужчин
© Оганян Ж., 2013
© Оригинал-макет, ООО «Книжкин Дом», 2014
© ООО «Издательство АСТ», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Вольтер
Французский философ-просветитель, поэт и историк
Родился в Париже 21 ноября 1694 в Париже. Один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник.
Знаменитый французский писатель, выразивший в своих произведениях идеи XVIII в., которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на духовное развитие Вольтера оказало его трехлетнее пребывание в Англии, куда он был выслан за обличения абсолютистского режима Франции. Вернувшись из Англии, которая в то время (1723 г.) была центром научного и освободительного движения, Вольтер в своих философских письмах стал говорить о вещах, неведомых тогдашней Франции: о свободе печати, о гласном судопроизводстве, об уважении к собственности, личной свободе и других принципах нарождающегося третьего сословия. Главная заслуга Вольтера – в его беспощадной борьбе с деспотизмом и католической церковью, с суеверием, ханжеством и лицемерием в вопросах религии и морали. Орудием в этой борьбе была злая и блестящая ирония, создавшая ему славу гения свободомыслия и насмешки.
Вольтер был деятельным участником французской энциклопедии. Все статьи, написанные им для нее, были изданы отдельной книгой под названием «Философский словарь», представляющей собою свод освободительных идей XVIII в. В вопросах искусства Вольтер не был революционером. Он остался верен традициям господствовавшего тогда во Франции классицизма, в духе которого написаны все его трагедии. Из его беллетристических произведений наиболее известен роман «Кандид», в котором осмеивается пошлый оптимизм школьных философов.
Умер в Париже – 30 мая 1778 г.
Я умею только сомневаться.
*Предрассудки – разум глупцов.
*Глаза дружбы редко ошибаются.
*Журналы – это архивы пустяков.
*Главное – ладить с самим собой.
*Суеверие делает людей глупцами.
*Соперничество – пища для гения.
*Платье внушает глупцам уважение.
*Излишек – вещь крайне необходимая.
*Осмельтесь мыслить самостоятельно.
*Труд устраняет скуку, порок и нищету.
*Прекрасно только то, что естественно.
*Медленная рука времени сглаживает горы.
*Не неравенство тягостно, а зависимость.
*Объясненная шутка перестает быть шуткой.
*Всякое желание есть зачаток новой скорби.
*Все, что становится обыденным, мало ценится.
*Люди легко верят тому, чего страстно желают.
*Честь – это бриллиант на руке у добродетели.
*Когда быдло берется рассуждать – все пропало.
*Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
*Ленивые всегда бывают людьми посредственными.
*Самыми чувствительными обидами бывают насмешки.
*Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.
*Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.
*Счастье – это только сон, а горе – действительность.
*Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.
*Опасно быть правым, когда правительство ошибается.
*Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться.
*Предрассудок есть мнение, не основанное на рассудке.
*Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано.
*Злословие – бессмертная дочь самолюбия и праздности.
*Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным.
*Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.
*Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.
*Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить.
*Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно.
*Никогда не бывает великих дел без великих препятствий.
*Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.
*Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.
*Жизнь подобна пиру Домокла – меч свыше грозит нам вечно.
*Доброта требует доказательств, красота же их не требует.
*Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
*Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.
*Греки, вложившие в такое множество слов так мало мыслей.
*Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.
*Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы.
*Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.
*Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть.
*Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики – мыслить.
*Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках.
*Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
*Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.
*Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера.
*Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
*Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука – не жанр.
*Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм.
*Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
*Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным.
*Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.
*Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды.
*Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения.
*Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем.
*Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
*Метафизические системы для философов – то же, что романы для женщин.
*Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.
*Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его.
*Человек родится, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки.
*Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя.
*Чем дальше шествует вперед разум, тем сильнее скрежещет зубами фанатизм.
*Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать.
*Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений.
*Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.
*Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.
*Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.
*Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.
*Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.
*Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает.
*С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.
*Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть.
*Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.
*Оптимизм – это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо.
*Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.
*Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас – это хорошо поступать самим.
*Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.
*Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности.
*Метафизика – это когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше.
*Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея.
*Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить.
*Случай – это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать.
*Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, – если, конечно, это правда, что он умер.
*Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
*Самолюбие – это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырывается буря, лишь уколешь его.
*Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле.
*Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать его.
*Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее – редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.
*Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.
*Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения.
*Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, – это философия.
*Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее.
*«Что такое оптимизм? «Увы, сказал Кандид, это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо».
*Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит нас на скуку.
*Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.
*Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно – к ней еще нужны хорошие манеры.
*Как-то у Вольтера спросили: где бы он хотел быть после смерти – в раю или в аду? Он ответил: «В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!».
*Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.
*Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
*Государственное образование, именовавшееся Священной Римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.
*Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.
*Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.
*Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать.
*Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить.
*Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно.
*Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.
*Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения – это величайшие на свете чудеса.
*История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.
Генрих Гейне
Немецкий поэт и публицист
Родился 13 декабря 1797 г. в Дюссельдорфе в семье еврейского купца. Его личность сформировалась под влиянием матери, поклонницы французского просветительства и энциклопедистов. Духовному воспитанию юноши и развитию интереса к поэзии способствовал его дядя, страстный библиофил, предоставивший в его распоряжение свою библиотеку.
Окончив лицей, Гейне служил в банкирской конторе, был приказчиком на бакалейном складе, комиссионером. Но в отличие от поэзии служба его тяготила его.
В 1819 г. Гейне поступил на юридический факультет Боннского университета, но увлечения философией и литературой не оставил. Очень любил творчество Шиллера и Байрона. Проучившись недолго в университете, перебрался в Берлин, где слушал лекции Гегеля. В 1821 г. вышел его первый поэтический сборник «Книга песен», а еще через два года – трагедии «Алманзор», «Ратклиф» и сборник стихов «Лирическое интермеццо». В 1825 г. он получил степень доктора права в Геттингенском университете и… полностью отдался литературной работе.
В 1826–1831 гг. Гейне издал прозаические «Путевые картины», в которых повествовалось о путешествиях по Германии. Затем уехал во Францию и остался там навсегда как политический эмигрант. Издал несколько книг о современном положении в Германии и французской политической и культурной жизни.
В конце 1830-х гг. Гейне стал революционным радикалом, проникнувшись социалистическими идеями (памфлет «Людвиг Берне», 1840). В 1843–1844 гг. он создал лучшие поэтические произведения – поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». В них резко высмеивается немецкое филистерство, национализм, милитаризм и воспевается молодая революционная Германия. В это время Гейне подружился с К. Марксом, принимавшим участие в публикации его последней поэмы.
Из-за тяжелой болезни Гейне во второй половине 1840-х гг. отошел от политики, заметно ослабив литературную деятельность. В России его пропагандистами были М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. Г. Чернышевский. Умер Гейне 17 февраля 1856 г. в Париже.
В искусстве нет шестой заповеди.
*Она выглядит как Венера Милосская: очень старая, без зубов и с белыми пятнышками на желтой коже.
*Опиум – тоже религия. Между опиумом и религией существует большее родство, нежели большинство людей может себе представить.
*Оскорбивший никогда не простит. Простить может лишь оскорбленный.
*Остерегайтесь поощрять крещение среди евреев. Это всего-навсего вода, и она легко высыхает. Наоборот, поощряйте обрезание – это вера, врезанная в плоть; в дух ее уже невозможно врезать.
*Позднейшие произведения истинного поэта отнюдь не значительнее ранних; нет, первый ребенок не хуже второго, только роды потом бывают легче.
*От высокомерия богатства ничто не защитит вас – кроме смерти и сатиры.
*Острить и занимать деньги нужно внезапно.
*Первая добродетель германцев – известная верность, несколько неуклюжая, но трогательно великодушная верность. Немец бьется даже за самое неправое дело, раз он получил задаток или хоть спьяну обещал свое содействие.
*Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.
*Переводчик по отношению к автору – то же, что обезьяна по отношению к человеку.
*Перед смертью: Бог меня простит, это его ремесло.
*Полек я именую ангелами земли, потому что самих ангелов называю польками неба.
*Полемика способствует выработке дог-мата.
*Польша лежит между Россией и – Францией.
*Портрет автора, предшествующий его сочинениям, невольно вызывает в моей памяти Геную, где перед больницей для душевнобольных стоит статуя ее основателя.
*Поэзия создала больше мучеников, чем религия. История литературы любого народа и любой эпохи – настоящий мартиролог.
*Поэт, этот творец в малом, подобен Господу Богу и в том, что своих героев он творит по образу своему и подобию.
*Превозносят драматурга, исторгающего слезы у зрителя; этот талант он делит с луковицей.
*Прежде только гениальный еврей мог пробиться в парламент; но если уж такая посредственность, как Фульд, пробивается, значит, нет больше различий между евреями и неевреями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги