Книга 200 фильмов СССР. «Статистика знает всё» - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Назаров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
200 фильмов СССР. «Статистика знает всё»
200 фильмов СССР. «Статистика знает всё»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

200 фильмов СССР. «Статистика знает всё»

200 фильмов СССР

«Статистика знает всё»


Владимир Назаров

Иллюстратор Владимир Назаров


© Владимир Назаров, 2024

© Владимир Назаров, иллюстрации, 2024


ISBN 978-5-0056-5450-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Как снять популярный фильм

200 фильмов СССР

Серия книг «200 фильмов СССР» предназначена в первую очередь для начинающих:

– Продюсеров,

– Режиссёров,

– Сценаристов,

– Операторов,

– Реквизиторов,

– Актёров,

– Актрис.

Именно из серии книг «200 фильмов СССР» вы впервые узнаете, с точки зрения точных наук, каким должен быть успешный у кинозрителя фильм:

– На какую букву должно начинаться название фильма.

– Сколько слов должно быть в названии фильма.

– Экранизировать уже написанную (изданную) книгу или взяться за оригинальный сценарий.

– Каков должен быть главный жанр фильма.

– Цветной или чёрно-белый.

– На какой киностудии снимать фильм.

«Статистика знает всё»

Так утверждали классики советских юмора и сатиры 20-х – 30-х годов прошлого века.

Взглянем и мы на искусство кинематографа с точки зрения сухой статистики.

Зачем?

А попробуем составить некий алгоритм вероятно успешного фильма.

Статистика не обманывает: если фильм в чёрно-белом варианте успешно смотрит зритель XXI века, значит это гениальный фильм.

Если подавляющее большинство популярных кинокартин снято на определённой студии, значит, там умели не только отбирать перспективные идеи, но имели творческие возможности доводить их (идеи) до ума.

Если у режиссёра прошлого века десяток фильмов входят в золотой фонд русского кинематографа (показывают по ТВ перед Новым Годом каждый год), значит: творчество его надо изучать самым тщательным образом.

Вот мы и посмотрим: чего стоят режиссёры, актёры (актрисы), операторы и иже с ними прошлого советского века.

В свете нынешнего кинематографа…

«От статистики не скроешься никуда» – И. Ильф и Е. Петров.

«Фильм. Фильм. Фильм.»

Двести – так 200

Сколько?

Начиная такое серьёзное исследование, как «кинофильмы советских лет», следует ограничить работу некими границами, рамками.

Какими?

Вопрос из вопросов.

Задавая себе такой вопрос, автор «убивает себя на месте» (почти цитата из «Места встречи…»).

Итак, взять 50 фильмов? Самых, самых!! Таких чтобы безо всяких споров. Чтобы брали за душу!

Пожалуй, маловато.

Принимаясь за изучение советских фильмов, мы, что планируем совершить? Да обыкновенное социологическое (или маркетинговое) исследование.

По правилам, для самого простого социологического исследования берут не менее 100 человек.

Как при опросах моей любимой конкурсной передачи «100/1».

Значит 100 фильмов?

Хорошая цифра.

Начнём.

Точка отбора

Что положить в основу отбора? Какое качество «фильмы» должно быть пропуском в заветную сотню?

Режиссёр с именем?

Даже у самых именитых постановщиков фильмов были откровенно слабые работы.

Состав актёров?

Иногда состав актёров подобран великолепно (что ни актёр – то «народный»), а «кино» второй раз смотреть не хочется…

Стоп!

Нашёл!

В список золотых советских фильмов (по версии В.В.Назарова) надо включить только те киноленты, которые хочется смотреть повторно.

И дело пошло.

Вот набралось больше сотни интересных фильмов.

Вот – далеко за сотню.

Вот – подобралось к двумстам.

Есть. 200. Достаточно.

И звучит красиво: «Двести фильмов СССР».

И рисуется основательно:



Приличная заставка для серии книг о советском кинематографе…

Советские художественные фильмы: что они?

Для изучения, более чем пристального, взяты, прежде всего, художественные фильмы, снятые для демонстрации в кинотеатрах, заводских и фабричных домах и дворцах культуры и сельских клубах.

Есть, разумеется, и телевизионные фильмы.

Главным образом, – сериалы.

Сериал, сколько бы серий в нём ни было, занимает в списке «двухсот» одно место.

И «Семнадцать мгновений весны» – 12 серий, и «Вечный зов» – 19 серий, и «Следствие ведут ЗнаТоКи» – 24 фильма, – все они считаются за один фильм.

Фильмы описаны в исследовании по семи параметрам:

– Название.

– На какой студии выпущен.

– Год создания.

– Режиссёр.

– Цветной или чёрно-белый.

– Жанр.

– Экранизация или снят по оригинальному сценарию.

С названия и начнём.

Как вы «фильму» назовёте…

Весёлый джаз

Как назывался, с первоначалу, фильм «Весёлые ребята»?

Если верить сериалу «Орлова и Александров» – «Коровий джаз».

Только необыкновенная прозорливость отца народов спасла фильм от провала: после «генерального» просмотра «фильмы» было решено, с подачи главного зрителя Страны Советов, название картины изменить в корне.

Вся страна идёт по пути индустриализации, а тут какое-то деревенское, в наихудшем значении, название!

Немедленно поменять!

Страна веселилась вместе с «Весёлыми ребятами».

Во всяком случае, в залах кинотеатров.

Буква «Д» в лидерах

Среди 200 лучших советских фильмов, картины, название которых начинается на букву «В», делят второе-третье места (с буквой «С»).

На букву «В» начинаются такие фильмы, как:

– Волга-Волга.

– Вокзал для двоих.

– Высота.

– Вертикаль.

– Воздушный извозчик

– … и ещё полтора десятка кинолент.

Больше всего фильмов начинаются на букву «Д»:

– Два билета на дневной сеанс.

– Два бойца.

– Два капитана.

– Девушка без адреса.

– Девчата.

– Дело было в Пенькове.

– Десять негритят,

– … и ещё два десятка фильмов.



Два, три, одно…

Посчитали первые буквы заглавий, – определимся с количеством слов в названии фильма.

Надо же!

И тут «В. ребята» на коне!

91 (девяносто!), почти половина (45%) из списка, фильмов популярного советского кинематографа именуются двумя словами:

– Александр Невский.

– Белорусский вокзал.

– Гусарская баллада.

– Джентльмены удачи.

– Ищите женщину.

– Карнавальная ночь.

– … и прочая, прочая, прочая…



Вывод: название фильма, желательно, поставить в границах двух-трёх слов…

«Кино» – это, прежде всего «студия»

И одной – много

За семь десятков лет работы советского кинематографа в стране был создан не один десяток киностудий. Каждая республика союзного значения имела свою киностудию, которая выпускала художественные фильмы. Назывались они соответственно:

– Грузия-фильм,

– Молдова-фильм,

– Таджикфильм и т. д.

В большинстве своём они выпускали картины для «внутреннего» употребления. За границами республики фильмы, как правило, не демонстрировались: уровень был низковат.

Впрочем, были исключения. Например, – «Никто не хотел умирать» (Литовская киностудия). Или – «Тайна двух океанов» (Грузия-фильм). Эти фильмы показывали по всесоюзному телевидению каждый год.

Киношные гранды

Две республики были на особом положении.

УССР (Украинская Советская Социалистическая Республика) имела три киностудии:

– имени А. Довженко,

– Одесскую,

– Ялтинскую.

Причём студии имели разное направление работы. «Им. Довженко» ориентировалась на «местный» рынок. «Одесская» – на всесоюзный. «Ялтинская» по факту была всесоюзной: кому надо было снять «Юг и Море» обращались сюда.

РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) имела «сеть» киностудий:

– Киностудия им. М. Горького.

– Ленфильм.

– Мосфильм.

– Свердловская киностудия.

Свердловская, скажем, снимала совсем мало фильмов. За всю историю своего существования отметилась одним фильмом «Угрюм-река» (экранизация одноимённого романа В. Шишкова).

Художественные фильмы (сериалы и телеспектакли) снимало «Центральное телевидение». Самое известное их произведение: сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». По сценариям О. и А. Лавровых. 24 фильма за 18 лет.

Из общего количества (200) наших фильмов распределение по киностудиям таково:

– Мосфильм – 110 картин.

– Ленфильм – 37 картин.

– им. Горького – 26 картин.

– Одесская – 9 картин.

– Все другие – 18 картин.

«МосфильМ» есть «МосфильМ»

На днях смотрел «Войну и мир» С. Бондарчука…

Показали, так сказать, в преддверии Дня Победы.

Какая ещё киностудия, мало сказать, – в СССР, – в мире, могла выдержать такой масштаб?

Массовка – тысячи людей. И все – в соответствующей времени форме. Сотни лошадей. Взрывы. Дым. Лязг. Крики. Стоны…

А «Освобождение»?

Всё по-настоящему. По военному.

Впрочем, «Мосфильм» умел снимать и камерные сцены.

«Три тополя на Плющихе» (реж. Т. Лиознова).

Половина действия фильма происходит в салоне такси…


Настоящее кино «на коленке» не сделаешь

Настоящее кино это:

– Павильоны в сотни квадратных метров.

– Профессиональная (и современная) киносъёмочная и киновоспроизводящая аппаратура.

– Десятки специалистов «за кадром» (гримёры, костюмеры, реквизиторы, операторы и др.)

Не случайно более половины популярнейших советских фильмов снято на «Мосфильме».

В одном городе были собраны огромные интеллектуальные силы и финансовые возможности. Результат – десятки кинофильмов, которые идут на экранах телевизоров и компьютеров десятки лет.

Серебряные пятидесятые – золотые шестидесятые

Важнейшим для советского кино является киноплёнка

В начальном техническом процессе кинофильма есть три единых части:

– Кинооператор.

– Киноаппарат.

– Киноплёнка.

Кинооператора можно сравнительно легко научить обращению с киносредствами. Кинооператор – составляющая многоразовая и многолетняя. Если не сопьётся, конечно.

Киноаппарат можно купить в какой-либо киноразвитой стране (Франция, Германия, США – пожалуйста, на выбор). Киноаппарат может служить долго, буквально десятилетиями. Пока детали не сотрутся или пьяный ассистент кинооператора ни сломает.

А вот киноплёнка… Существо одноразовое.

Чуть не так свет поставили – у актёра нос получился как у Буратино, и – пожалуйте, снимайте по-новой, разбазаривайте государственный золотой запас.

Плёночка-то куплена в заграницах.

На золотые рублики.

Хочешь – не хочешь – надо заводить собственное производство киноплёнки.

Страна нуждалась в продукции кинематографа.

И в большом количестве.

Философские пароходы

Так уж получилось, что одной из самых отстающих отраслей народного хозяйства СССР была химическая промышленность.

Как так? Спросите вы. Страна, где открыли основу основ науки и практики химии (периодическую таблицу) – и отстающая?

Почему это?

Кто виноват?

Сложилось такое положение закономерно. Не случайно.

В 1922 году Советское правительство пятью пароходными рейсами вывезло в Германию около сотни учёных, не принявших Советскую власть.

Из высланных кто-то уехал во Францию, кто-то – в Штаты, но изрядная часть осталась в Германии и немало потрудилась на ниве развития германской промышленности.

В том числе и химической.

В том числе – и производства кино- и фотоплёнки.

Именно в Германии Советский Союз покупал расходные материалы для знаменитого советского кино 30-х годов.

Разумеется, было построено несколько своих кинофабрик, но качество и себестоимость плёнки оставляли желать много лучшего. Словом, – советские фабрики выпускали, главным образом, плёнку для советских фотолюбителей.

Хотите плёночку для кино?

Пожалуйте – золотишко…

И так продолжалось бы долго, если бы…

Кому война…

По репарациям Советский Союз получил от поверженной Германии нечто ценное. Например:

– Оборудование и чертежи для производства баллистических ракет. В некомплекте, но всё-таки… Первая советская баллистическая ракета «Р-1» была создана на основе немецкой «Фау-2».

– Завод по производству первых советских народных автомобилей. Первый «Москвич-400» это германский «Опель Кадет».

– Технологию выпуска качественной кино и фотоплёнки.

Стало больше плёнки – появилась возможность выпускать больше фильмов. Особенно со второй половины 50-х годов.

Качество новой советской киноплёнки было всё-таки ниже качества немецкого. Зато плёнки стало намного больше, чем до Войны и можно было «раздавать» некогда дефицитную основу кинематографа направо и налево.

Иначе как можно объяснить, что некоему начинающему режиссёру, не снявшему ни одного художественного фильма, выделили тысячи метров дорогой цветной киноплёнки?

И парень оправдал доверие: седьмой десяток лет страна ежегодно под Новый Год поднимает себе настроение, наблюдая (под шампанское и зимние салаты) как некая группа советских людей отмечает пришествие Нового Года в киношном доме культуры…

См. №91 по нашему списку «200 фильмов СССР» (Приложение №1).

Жизнь моя – кинематограф

Надо сказать, что кинопроизводство – весьма выгодное вложение денег.

Кино – это уход от действительности. Хотя бы на пару часов.

Что в России (особенно, советской), что в Америке – поход в кинотеатр – возможность оставить повседневные проблемы (порою – весьма непростые) за массивными деревянными дверьми и шторами из плотного чёрного материала. Сел в киношное кресло – и ты уже совсем другой человек:

– Ты – герой, спасающий девушку от вероломных бандитов;

– Ты – первоклассный любовник, разбивающий, известно чьи, сердца;

– Ты – покоритель космоса, пробивающий дорогу грядущим поколениям…

Хороший фильм приносит прибыль в 100, 200, 300 и более процентов.

Так что советское руководство на кино денег не жалело.

К тому же кинематограф выполнял важнейшую для коммунистов функцию – агитацию и пропаганду:

– Надо повысить авторитет армии – пожалуйста: есть «Солдат Иван Бровкин» и «Максим Перепелица».

– Надо сагитировать молодёжь на целину – смотрите того же Ивана Бровкина только «… на целине».

– Надо заменить зеков на лесосеке – пожалуйте в кинотеатры на многократный просмотр «Девчат».

И, уверяю вас, – работало.

Работало, да ещё как!

Не собрал новый фильм плановых денег – ничего. Режиссёров у нас много. Артистов хватает.

На другом фильме отыграемся.

Государство не обеднеет. Всегда будет в выигрыше.

Как казино.

Переход количества в качество

Обрадованные советские режиссёры, вдохновлённые новыми, расширенными, материальными возможностями и относительной свободой творчества распоясались – расфантазировались до нельзя:

– То у них парнишка с акульими жабрами в море-океане хулиганит;

– То такой же молодой бросает рацию на поле боя, хватает противотанковое ружьё и уконтропупивает пару вражеских танков;

– То законченный очкарик захватывает трёх матёрых бандитов, сохраняя при этом огромное количество предметов социалистической собственности.

Так и пошло в 50-х – 60-х годах: чем больше снимаешь фильмов, тем больше вероятность сработать киношедевр.

Между делом.


«Этапы большого пути» (М. Светлов)

27 августа 1919 года Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».

Иными словами – произошла полная национализация кинематографа.

Далее руководство советским кинематографом шло следующим образом:

– 1924 г. Создание, в рамках Наркомпроса РСФСР Всероссийского кинофотопромышленного акционерного общества «Советское кино» («Совкино»). Упразднено в 1930 году.

– 1930 г. Учреждение Государственного всесоюзного кинофотообъединения «Союзкино». Упразднено в 1933 году.

– 1933 г. Организация при СНК СССР Главного управления кинофотопромышленности. Упразднено в 1936 году.

– 1936 г. Образование «Всесоюзного комитета по делам искусств» при СНК СССР.

– 1938 г. Создан отдельный «Комитет по делам кинематографии» при СНК СССР.

– 1946 г. Образовано Министерство кинематографии СССР. 1953 г. – упразднено.

– 1953 г. Создано Министерство культуры СССР. Ведало кинематографом до марта 1963 г.

– 1963 г. Выделен из Минкультуры Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР).

– 1991 г. Госкино упразднен постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г.

О роли личности в советском кинематографе

Из Сибири в Москву. На эшафот…

Иногда бывает небесполезно смотреть сериалы: узнаёшь что-то новое.

«Орлова и Александров».

История успеха.

Успех, который был бы невозможен без «скромных» кинематографических личностей.

В те времена, когда Орлова и Александров начинали свою кинематографическую деятельность, советской кинематографией руководил (с 1930 по 1937 гг.) некий Борис Захарович Шумяцкий.

Сибиряк. Добрался до Москвы с берегов озера Байкал.

Непримиримый революционер.

Был и на высоких государственных местах, и дипломатом, и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии…

Никого не напоминает?

Ну как же: «И бросало меня по свету… от Амура… до Туркестана…»?..

???…

Красноармеец Сухов. Товарищ Сухов. Фёдор Иванович.

«Белое солнце пустыни».

При Шумяцком были созданы такие картины как:

– Путёвка в жизнь (1931) – первый советский звуковой фильм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги