Виктор Котомкин
Факты минувшего дня глазами советского инженера
Введение
Книга повествует об инженерном деле при социализме в СССР и капитализме в России. Я работал над ней с чувством благодарности ко всем, кто помогал стать «человеком» и инженером, начиная с босоногого детства, школы, института, первых шагов в инженерной профессии. Испытываю глубокое чувство уважения к огромному количеству российских и иностранных коллег, соратников, совместная работа с которыми позволяла постоянно совершенствоваться и расширять свои познания в интересном инженерном деле.
На обложке, вверху слева фотография горно-обогатительной фабрики «АНОФ-2» в годы её расцвета во времена СССР. Она входила в состав объединения «Апатит», расположенного в Мурманской области. Начальник фабрики А. П. Пахомчик клубы из труб работающего производства называл «Белым парусом надежды». Если они развевались, значит, всё было в порядке, и фабрика производила апатитовый концентрат в штатном режиме. Это подразумевало существенную поддержку сельского хозяйства в нашей стране. Справа – констатация значительного сокращения производства апатитового концентрата в современной России. «Белый парус» над «АНОФ-2» уже не развевается. Ниже размещены фотографии Шуйского Маслоэкстракционного завода, в пору моей инженерной молодости, при советской власти, и его развалины при «развитом капитализме» в России.
Несколько слов о себе. Моё детство прошло в старинном городе Шуя Ивановской области. Предрасположенность к инженерной деятельности, изобретательности закладывалась ещё в детстве. Этому способствовал весь уклад жизни в послевоенные годы в небольшом городке. В семье, школе и спортивной секции привили навыки трудолюбия, честности, умения учиться, творческого мышления, преодоления трудностей. Как многие ровесники, я рано научился пользоваться различными инструментами. Всё для разнообразных игр изготавливали сами. К настоящей трудовой деятельности отец начал меня привлекать с 14 лет. В летние каникулы, он устраивал меня на работу в механический цех. Сначала я нарезал резьбу в гайках малого размера с помощью ручной дрели. Став постарше был допущен к работе на штампах, прессах, аппарате точечной сварки. После школы я окончил факультет промышленной теплоэнергетики в Ивановском Энергетическом Институте. А затем всю жизнь посвятил избранной специальности, постоянно пополняя свои знания и вникая в многочисленные нюансы базовой профессии. Начав трудиться мастером по ремонту котельного оборудования, я со временем стал главным специалистом крупнейшего в Европе горно-обогатительного на Крайнем Севере. Объединению «Апатит» я отдал четверть века. Там прошли самые трудные и самые интересные годы моей работы в промышленности. Мне посчастливилось решать множество самых различных инженерных задач и общаться с большим количеством замечательных учёных и специалистов. Последние годы моей работы в объединении «Апатит» совпали с процессами развала СССР. После захвата (по сути, воровства) предприятия «эффективными собственниками» я не захотел работать на «хозяев» и, оставив высокую должность, покинул переставшее быть родным предприятие. В 1995 году я основал Кольский Центр Энергетической Эффективности и Демонстрационную Зону Высокой Энергетической Эффективности «Кировск». Кольский Центр и Демонстрационная Зона «Кировск» были признаны лучшими в России и в странах Восточной Европы. В эти годы мне довелось заниматься совместными исследованиями вместе с норвежскими и шведскими учёными и инженерами. Я представитель советской инженерной школы. Мне довелось много общаться и работать во многих проектах вместе с инженерами из стран Северной Европы. Долгие годы сотрудничества с иностранными коллегами подтвердили высокое качество советского высшего образования. Сотрудничая с коллегами из стран Северной Европы, я многократно посещал эти страны и ознакомился с большим количеством современных предприятий и технологий. Северная Финансовая Экологическая Корпорация NEFCO многие годы привлекала меня в качестве эксперта-консультанта для управления разработкой и реализацией энергосберегающих проектов. Я участвовал и в проектах Программы развития ООН, Глобального экологического фонда (ПРООН-ГЭФ) и Европейского Банка Реконструкции и Развития.
В 2005 году меня приняли в международную организацию ENSI-Energy Saving International, с офисом в Осло. В команде ENSI я много работал не только в России, но и в странах бывшего СССР. Мы обучали ведущих специалистов этих стран вопросам энергетической эффективности, помогали создавать нормативно-правовые документы в этой сфере, создавали Муниципальные Программы Энергетической Эффективности. Я стал международным экспертом, одним из ведущих специалистов в России и в странах бывшего СССР. Меня как эксперта приглашали на совещания в Государственную Думу, Правительство, Министерство Энергетики для обсуждения вопросов энергоэффективности и экологии.
Мне довелось участвовать в большом количестве всероссийских и международных форумов, конференций, посвященных энергосбережению. На многих из них мне предлагалось поделиться опытом. Мной были опубликованы десятки статей в различных СМИ России, Норвегии и Швеции. С моим участием издано нескольких книг, посвящённых вопросам энергетической эффективности. В последние годы изданы несколько моих учебных пособий по энергетической эффективности для ВУЗов.
На примере своей семьи я описал развитие инженерного дела и не простые события, произошедшие в нашей стране на пути от капитализма в капитализм, через эпоху социализма. Моя оценка политических событий и «достижений» буржуазной России основаны на моём воспитании и жизненном опыте. Не претендую на исключительную правильность своих оценок и суждений по их поводу, а также относительно некоторых личностей, и никому их не навязываю. Это мои мироощущения, на которых основывались мои поступки в разных обстоятельствах.
Об инженерном деле в СССР и современной России
Эта книга является результатом моей многолетней работы на промышленных предприятиях Советского Союза, России, а затем многолетнего международного сотрудничества в сфере энергоэффективности. Написать эту книгу меня побудила надежда на то, что в обозримом будущем закончится затянувшаяся «Эпоха Развитого Дилетантизма», как я её обозначил для себя ещё в 90-х годах, и вновь будет востребован инженерный труд. Эта эпоха началась более тридцати лет назад с развала великой страны СССР и её мощной промышленности. В те годы произошла замена профессиональных «красных директоров» на жуликоватых «эффективных менеджеров», не имевших не только профессиональных знаний в управляемой сфере, но и вообще не имевших технического образования. За годы «базарной» экономики разрушено огромное количество предприятий, которые обеспечивали население рабочими местами, в том числе, требующих высокой квалификации рабочих и инженеров. Промышленности в СССР помогала стройная система подготовки кадров. Она включала в себя школьную проффесиональную ориентацию, профессионально-технические училища, техникумы, институты с производственной практикой, многочисленные курсы повышения квалификации. Всё это разрушено после развала СССР. По данным Росстата, за последние 25 лет производственные мощности в России сократились на 30 %. Во многих городах можно видеть «кладбища заводов». В лучшем случае на их месте возникли торговые и развлекательные центры. А где-то до сих пор стоят развалины. Вместе с промышленностью исчезла и отраслевая наука, которая обеспечивала модернизацию производств, разработку методических материалов и внедрение современных технологических процессов. Страна потеряла экономическую мощь и во многом стала зависимой от других, очень часто, крайне недружественных стран. Долго так продолжаться не могло и к российским властям когда то должно было придти осознание того, что справиться с современными вызовами и поднять страну смогут учёные и инженеры, а не «эффективные менеджеры», олигархи и артисты, ставшие в эту эпоху «элитой». Наконец то это случилось, но не на основании осмысленных действий властей. А в связи жесточайшими санкциями, которыми обложили наше государство со стороны тех, кто много сделал для развала Советского Союза и разграбления его богатств. США и европейские страны ввели эмбарго на поставки своей продукции и своими действиями фактически вынудили российские власти заняться вопросами промышленности. России, крайне необходима новая индустриализация на новой технологической основе. Но, тут, вдруг, внезапно для них, выяснилось, что сушествует огромнаяя проблема с инженерными кадрами, остро не хватает рабочих многих специальностей, особенно высоко-квалифицированных кадров. Да, и вдруг выяснилось, что существует не так уж много учебных заведений, где их можно подготовить. Вынужденно, этот пробел начали устранять. Хотелось бы надеяться, что это не очередной "национальный проект", а долговременная целенаправленная работа, которая будет повышаться повышением престижа инженерного и высоко-квалифицированного рабочего труда и людей, занятых в этих профессиях.
Немного об истории. Инженерное дело в России возникло в 16 веке. При Иване Грозном в 1557 году был учреждён Пушкарский приказ – орган военного управления, для которого были определены и инженерные задачи. При нём служили инженеры и иноземные соискатели, в роли экспертов и консультантов. К своему немалому удивлению, я узнал, что теоретическое образование русских военных инженеров началось в годы правления «земляка» Василия Шуйского. В 1607 году был принят «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до воинской науки», где рассказывалось о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели иностранные специалисты. Выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России принадлежит Петру I. В 1712 году он открыл в Москве первую инженерную школу, а в 1719 году вторую в Петербурге. В 1715 году он создал Морскую академию, в 1725 году Петербургскую академию наук с университетом и гимназией. Многие годы слово «инженер» в России употреблялось в основном по отношению к военным инженерам. Гражданских изобретательных умельцев называли «розмыслами». Лев Гумилевский в своей книге «Русские инженеры» пишет: «Розмысл обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на собственный опыт, но и на весь опыт, накопленный его предшественниками, на свой ум, изобретательность, даже на мечту, на фантазию». Правительство России не проявляло большого внимания к крупному промышленному производству. В первую четверть 19 века преобладала мелкая домашняя промышленность и ремесло. Исключением были Урал и Московская область. В царской России профессия инженера не была массовой.
В первой половине 19 века промышленность в России только начинала развиваться. В таких условиях потребность в инженерах почти отсутствовала. С середины 30-х годов стало наблюдаться внедрение машин в различные отрасли промышленности. Инженеры первоначально зачастую выписывались из-за границы. Наиболее активно развивалась текстильная промышленность, в том числе в моих родных краях. Инженерные кадры стали востребованы, но из-за их нехватки фабриканты часто принимали на себя функции инженеров. Во многих отраслях экономики никто вообще не знал об «инженерстве». Только во второй половине 19 века правительство занялось развитием системы технического образования. Было создано несколько инженерных училищ и технических вузов. Конкурс в них колебался от 4 до 7 занялось развитием системы технического образования. Было создано несколько инженерных училищ и человек на место. В многомиллионной массе безграмотного населения дипломированные инженеры стали относиться к элите общества. Это были «сливки» интеллигенции. Помимо социальной значимости профессии, её престижности, важную роль играла заработная плата. Инженеры не только приравнивались к военным, но даже имели перед ними преимущество в чинах и окладах. Советский и российский историк В. Р. Лейкина-Свирская отмечает, что материальное положение технической интеллигенции в конце XIX века, особенно специалистов высшей квалификации с большим стажем, соответствовало положению наиболее обеспеченных слоёв населения. Такой специалист зарабатывал 175–300 рублей в месяц. Например, знаменитому учёному А.М. Терпигореву по окончании Горного института предложили оклад-содержание в размере 150 рублей в месяц, казённую квартиру и «лошадь с экипажем». В романе Гарина-Михайловского «Инженеры», выпускник уже через несколько месяцев службы получил оклад в 300 рублей. При этом рабочие в Российской империи имели среднюю заработную плату в размере 37 рублей в месяц. Инженерная деятельность давала ряд дополнительных источников существования. Государство оплачивало, как правило, наём квартиры, дети инженеров обучались бесплатно в ведомственном институте, имели слуг и денщиков из числа мастеровых, причём оплата слуг осуществлялась казной. Такое отношение к инженерам было следствием бурного развития промышленности и острой нехватки квалифицированных кадров с инженерным образованием. Даже в 1889 году 97% технических специалистов были практиками. Существенный промышленный подъем начался лишь в конце 80-х годов 19 века. Быстро развивалась лёгкая промышленность, в которой было занято более половины всех рабочих.
Мой родной город Шуя стал одним из развитых текстильных центров царской России. В текстильных центрах рабочих рук стало не хватать. По переписи населения 1897 года 87 % населения жило в деревне. Эта перепись выявила только 21 % грамотного населения в Российской империи. Под грамотностью понималось умение читать и писать. Но, именно выходцы из деревень, переселившиеся в города, стали основой рабочего класса. После свершения Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, уже в Советском Союзе они смогли получить полное общее, а затем и специальное образование. Масштабные планы по электрификации, а затем и индустриализации страны требовали большого количества квалифицированных специалистов. Все это открывало широкие перспективы для развития техники и инженерного дела. В социалистическом государстве полуграмотной молодёжи создали условия для обучения и становления техническими специалистами. Они смогли в двадцатые и тридцатые годы 20 века создать мощную экономику, позволившую стране выстоять в Великой Отечественной Войне.
К 1924 году завершился процесс создания нового государственного образования – Союза Советских Социалистических Республик. После гражданской войны промышленность страны находилась в бедственном положении. Для её восстановления и обеспечения обороноспособности страны, разрабатывались пятилетние планы, которые должны были выполняться безоговорочно. И они действительно выполнялись. Ставились задачи в виде ежегодного увеличения производства на 30%. В первые годы существования Советского Союза, в условиях масштабной индустриализации страны, ощущалась острая нехватка инженеров, технических специалистов. До революции в России ежегодно выпускалось всего около двух тысяч инженеров. В годы гражданской войны часть инженерных кадров была потеряна. Кто-то погиб, кто-то эмигрировал. Бурные темпы социалистического переустройства страны с исключительной остротой выдвинули неотложную задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов. Разрешение этой задачи было основано на сближении теоретического обучения и производственной практики. Поскольку большинство молодёжи, как и мой дед, до революции смогли получить только начальное обучение грамотности, Советская власть создала по всей стране Комбинаты Рабочего Образования КРО (позже преобразованы в техникумы). Курсовые КРО организовывались на крупных предприятиях и кустовых объединениях и обслуживали рабочих, контингент которых должен был составлять не меньше 90 %, остальные 10 % – члены семей рабочих, красноармейцы служащие, активно проявившие себя на производственной и общественной работе. Удивительно, но задачей этих Комбинатов было подведение образовательного уровня молодёжи до того, чтобы они могли поступить в институты.
СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. О масштабных стройках тех лет хорошо рассказано в мемуарах первого наркома строительства СССР С. З. Гинзбурга. Они изданы под названием «О прошлом – для будущего». В течение 1923–1929 годов восстанавливались разрушенные первой мировой и гражданской войнами заводы и фабрики, строились новые. Началась масштабная индустриализация страны. Её главной целью было создание современной материально-технической базы социализма на основе тяжёлой промышленности и электрификации страны. В конце 20-х годов среднегодовой прирост народного хозяйства СССР превысил 11 %. В США, Англии, Германии, Франции и других капиталистических странах этот показатель не превышал 3–5%.
В СССР строилось огромное количество заводов, электростанций, автомобильных и железных дорог и других сооружений. Своих специалистов в стране катастрофически не хватало. Поэтому, в начале 30-х годов СССР пригласил более 20 тысяч иностранных инженеров и рабочих. С их помощью было подготовлено более 2 миллиона советских специалистов, освоивших новые технологии. Численность специалистов с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве стремительно росла. В 1913 году их было всего 190 тысяч, в 1928 уже 520 тысяч, а в 1941 году 2 миллиона 400 тысяч.
К 1937 году, темп развития страны удвоился и превышал в промышленности более 25 %. Было построено более 6000 новых заводов и фабрик. В 1937 году СССР вышел по валовой продукции промышленности на первое место в Европе и второе в мире. В 1937 году она увеличилась по сравнению с довоенным 1913 годом в 8 раз!
Прежде, чем перейти к описанию своей профессиональной инженерной деятельности, считаю необходимым напомнить, как менялось отношение к инженерам в России. В первой половине 19 века промышленность в России только начинала развиваться. В таких условиях потребность в инженерах почти отсутствовала. С середины 30-х годов стало наблюдаться внедрение машин в различные отрасли промышленности. Инженеры первоначально зачастую выписывались из-за границы. Наиболее активно развивалась текстильная промышленность, в том числе в моих родных краях. Инженерные кадры стали востребованы, но из-за их нехватки фабриканты часто принимали на себя функции инженеров. Во многих отраслях экономики никто вообще не знал об «инженерстве». Только во второй половине 19 века правительствозанялось развитием системы технического образования. Было создано несколько инженерных училищ и технических вузов. Конкурс в них колебался от 4 до 7 занялось развитием системы технического образования. Было создано несколько инженерных училищ и человек на место. В многомиллионной массе безграмотного населения дипломированные инженеры стали относиться к элите общества. Это были «сливки» интеллигенции. Помимо социальной значимости профессии, её престижности, важную роль играла заработная плата. Инженеры не только приравнивались к военным, но даже имели перед ними преимущество в чинах и окладах. Советский и российский историк В. Р. Лейкина-Свирская отмечает, что материальное положение технической интеллигенции в конце XIX века, особенно специалистов высшей квалификации с большим стажем, соответствовало положению наиболее обеспеченных слоёв населения. Такой специалист зарабатывал 175–300 рублей в месяц. Например, знаменитому учёному А.М. Терпигореву по окончании Горного института предложили оклад-содержание в размере 150 рублей в месяц, казённую квартиру и «лошадь с экипажем». В романе Гарина-Михайловского «Инженеры», выпускник уже через несколько месяцев службы получил оклад в 300 рублей. При этом рабочие в Российской империи имели среднюю заработную плату в размере 37 рублей в месяц. Инженерная деятельность давала ряд дополнительных источников существования. Государство оплачивало, как правило, наём квартиры, дети инженеров обучались бесплатно в ведомственном институте, имели слуг и денщиков из числа мастеровых, причём оплата слуг осуществлялась казной. Такое отношение к инженерам было следствием бурного развития промышленности и острой нехватки квалифицированных кадров с инженерным образованием.
Зарплаты инженеров и в первые годы Советской власти по-прежнему были значительно выше, чем у рабочих. Заводской инженер в конце тридцатых годов получал 1,5 тысячи рублей в месяц. Это соответствовало зарплате полковника и генерал-майора. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась 350 рублям. Инженеры тех лет обеспечили создание мощной индустрии, позволившей выстоять в жесточайшей войне. Промышленность страны развивалась стремительными темпами и после разгрома фашизма. Строилось огромное количество заводов и фабрик. Их нужно было спроектировать, быстро и качественно построить, оснастить оборудованием, которое тоже нужно было разработать. А затем требовалась профессиональная инженерная работа по эксплуатации предприятий. Инженеры нужны были и для изобретения всё более совершенной продукции. В связи с этим, государство начало интенсивно развивать высшее техническое образование. За короткий срок в стране было построено большое количество высших технических учебных заведений. Количество дипломированных инженеров стремительно увеличивалось. Если в 1950 году СССР выпустил 37 тысяч инженеров, почти в два раза меньше, чем США (61 тысяча). То уже в 1960 году выпуск составил 120 тысяч, в три раза больше, чем в США! В последующие годы количество подготовленных инженеров стремительно нарастало. В 1971 году СССР подготовил 287 тысяч специалистов с высшим образованием, что было в 5,5(!) раз больше, чем в США. Вследствие этого, численность дипломированных инженеров в Советском Союзе, начиная с 1960 года, в 2–2,5 раза превышала количество инженеров в США, и достигла в 1971 году 2 миллиона 650 тысяч. При этом техника и технологии становились всё более сложными, и подчас некоторые рабочие места требовали инженерной подготовки. Многие инженеры, становились руководителями участков, цехов, предприятий. Лучшие из них работали в отраслевых министерствах. И даже становились руководителями государства. Алексей Николаевич Косыгин, председатель Совета Министров в 1964–1980 годы, называл себя Главным Инженером Советского Союза. Его сменили инженеры Н. А. Тихонов и Н. И. Рыжков. Благодаря грамотной, профессиональной работе инженеров всех уровней, опиравшихся на достижения советской науки, в стране создавалось огромное количество новой техники. СССР был лидером в космосе, авиации, создании современного вооружения, энергетике и других отраслях. Экономический рост был стремительным в послевоенные годы. В более спокойные времена, на фоне уже развитой промышленности, темпы роста были выше, чем в подавляющем большинстве капиталистических стран и не опускались ниже четырёх процентов в год. Таким образом, инженеры обеспечивали устойчивое развитие народного хозяйства и обеспечивали надёжную оборону страны.
К сожалению, со временем к инженерам перестали относиться также трепетно, как в первой половине 20 века. Ситуация коренным образом изменилась в начале 60-х годов. 21-й (1959 год) и 22-й (1961 год) съезды КПСС, третья Программа партии подтвердили «ведущую роль рабочего класса во всенародном государстве, в дальнейшем совершенствовании социалистического общества, в создании материально-технической базы коммунизма». Закрепилась система уравнительного распределения, при которой все трудящиеся страны, кто бы, чем и в какой должности ни занимался, получали вполне сопоставимые зарплаты. Было принижено значение и статус инженера, разработчика, конструктора. Более того, государство даже стало считать инженерную деятельность менее важной, чем рабочую. Из этого следовали особые привилегии для рабочих. Они выражались в более высокой оплате труда, приоритете в очерёдности получения квартиры, путёвок в дома отдыха, на курорты, выборности в депутаты всех уровней власти. По окончании ВУЗа молодой специалист мог рассчитывать на зарплату в 110–120 рублей в месяц. Опытный инженер, начальник цеха получал 150–180 рублей. А рабочий на заводе получал 180–250 рублей, бригадир около 350. То есть, рабочий стал получать заработную плату больше, чем инженер, а некоторые, больше директора. У высококвалифицированных рабочих зарплаты были сопоставимыми с зарплатами профессоров университетов и директоров научных институтов. Помимо прочего, у инженеров часто был ненормированный рабочий день, а низкая оплата труда никак не соответствовала уровню возлагаемой ответственности. Многих людей, получивших дипломы, эта система категорически не устраивала. В результате, уже в 1972 году около 700 тысяч специалистов с дипломами инженера и техника, трудились на рабочих местах. Не в пользу инженеров стало соотношение доходов и по сравнению с офицерами. В нашем институте была военная кафедра. По окончании института мы проходили военные сборы и, пройдя аттестацию, получили звания лейтенантов дальней связи. Многих выпускников призвали в армию. Один из моих земляков радовался этому событию, поскольку довольствие лейтенанта составляло 250 рублей, в два раза выше, чем у инженера. К этому добавлялись и другие бонусы в виде служебной формы, бесплатного проезда в отпуск, обеспечение жильём. Плюс, ясные перспективы служебного роста и доходов при выслуге лет.