Владик – волшебник
После короткого летнего дождя ребята вышли гулять во двор.
– Давайте построим крепость из песка! Сейчас песок мокрый и из него хорошо строить, – предложил Владик. И ребята дружно принялись за работу: кто рыл ров вокруг крепости, кто – то строил башни и стены.
Когда крепость была почти готова, около песочницы появился Женька из соседнего дома. Он был старше Владика и его друзей и всегда хвастался перед ними своей силой.
– Что делаете, малышня? – крикнул Женька.
– Мы строим неприступную крепость, спокойно сказал Владик.
– Так уж она неприступная? – засмеялся Женька и наступил ногой на главную башню крепости. Башня и примыкающие к ней сооружения превратились в горку песка.
– Вот я и взял вашу неприступную крепость! Ну, пока, малышня! Мне с вами говорить не о чем, – и быстро ушел.
Мальчики с грустью смотрели за руинами своей крепости. Маленький Петя даже заплакал от огорчения.
– Не плачь, Петя! И вы ребята не грустите. Надо что – то придумать и проучить Женьку, чтобы он не обижал младших, – уверенно предложил Владик.
–А что мы можем сделать? – спросил Стасик. – Ведь Женька такой большой и сильный!
– Надо что – то придумать. Силен тот, кто умнее! – ответил Владик.
Прошло несколько дней. Как – то Владик си Стасиком были дома и обсуждали очередную прочитанную книгу. Вдруг из окна комнаты они увидели, что к группе играющих во дворе детей подошел Женька.
– Вот сейчас мы его проучим! – весело сказал Владик. – Я уже для этого все подготовил.
С этими словами он пошел на кухню. Взял магнитик, который удерживал на двери холодильника календарь, скотчем закрепил его внутри штанины брюк в районе колена, взял несколько белых и желтых монет и вместе со Стасиком вышел во двор.
– Привет, Женя! дружелюбно сказал Владик. – Если ты такой сильный , то сможешь ли сдвинуть взглядом вот такие монетки? – Владик вынул из кармана брюк несколько припасенных монет. Женька взял в руку монеты, внимательно оглядел их и отдал обратно Владику:
–Давай лучше мои монеты, – возразил Женька и из кармана вынул несколько монет. – Согласен?
По рукам! – ответил Владик и сел на лавочку, – Клади монеты на лавочку!
Женька разложил монеты на лавочке и тоже сел.
– Попробуй, ты первый! – предложил Владик.
Ребята с неподдельным интересом стали наблюдать за происходящим.
Женька стал пристально смотреть на монеты. Но сколько бы он на них не смотрел и не тер глаза руками, монеты даже не шелохнулись.
– Да – а! – озадаченно сказал Женька. – Ну, теперь, ты пробуй!
Владик сделал серьезный вид и стал пристально смотреть на монеты, лежащие на лавочке. А тем временем, чтобы никто не заметил, дотронулся коленом, где был магнит, до нижней поверхности доски лавочки, как раз там, где лежали монеты. Монеты вначале вздрогнули и стали перемещаться в сторону, куда Владик двигал колено.
– А ты можешь переместить их в другую сторону? – хитро сказал Женька.
В ответ Владик стал двигать коленом другую сторону и монеты медленно поползли вслед.
– Это у тебя что – то под лавочкой есть! – не унимался Женька и заглянул под лавочку.
Но Владик уже успел убрать ногу от нижней поверхности доски лавочки. Не увидев ничего подозрительного под лавочкой, Женька покраснел и грустно сказал:
– Владик, ты сильнее меня. Ты настоящий волшебник! – и отошел в сторону от ребят.
– Здорово ты Женьку проучил! – восхищенно сказал Стасик, когда они были уже дома. – Ты действительно волшебник?!
– Волшебство бывает только в сказках, а это научный факт, – скромно ответил Владик и добавил:
– Магнит может даже на расстоянии притягивать стальные предметы. – Он открепил магнит от брюк.
– Вот этот магнит служит для закрепления календаря на двери холодильника, дверь холодильника сделана из стали, поэтому магнит удерживается на ней и ещё держит календарь.
С этими словами Владик закрепил им календарь на двери холодильника.
С тех пор Женька никогда больше не обижал малышей.
Инерция
Владик и Стасик возвращались из школы. Сегодня им рассказывали, как правильно переходить улицу и друзья обсуждали, как должен вести себя пешеход. Владик сказал:
–Улицу можно переходить только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу. Движущийся автомобиль не может сразу остановиться и после торможения ещё движется некоторое расстояние по инерции.
– А что такое инерция, Владик? – спросил Стасик.
– Мне дедушка объяснял, что такое инерция, и я попробую тебе это пояснить, Стасик!
Владик немного подумал и начал рассказывать:
– Когда та едешь в автобусе, то всегда держишься за поручни. При подъезде к остановке, автобус тормозит, и ты чувствуешь, что какая – то сила толкает тебя вперед, хотя к тебе никто и пальцем не коснулся. И чтобы не упасть, надо держаться за поручни. После остановки автобус набирает скорость, и ты чувствуешь, что кто – то тебя тянет назад, но опять к тебе ни кто и пальцем не коснулся.
Вот эта сила, которая тебя толкает вперед или тянет назад, называется силой инерции. Для того чтобы предмет привести в движение к нему надо приложить силу. Когда играешь в футбол, то бьешь по мячу ногой, и он летит в ворота. В этом случае на мяч действует конкретная сила удара ноги. Или, например, когда забиваешь гвоздь в доску. Здесь молоток, с какой – то силой действует на гвоздь и он проходит в доску. Сила инерции не связана с действием одного тела на другое. Она возникает, когда, например, автобус увеличивает или уменьшает скорость движения. Когда автобус движется с постоянной скоростью, то сила инерции не возникает. Если я буду кататься на качелях, то ты не сможешь их сразу остановить. А если качели будут пустые, то их остановить будет легко. Это значит, что чем тяжелее предмет, тем большую силу надо приложить, что бы его остановить. Поэтому инерция более тяжелого тела больше, пустые качели раскачать и остановить легко. А если я или ты сядем на качели, то раскачать или остановить значительно сложнее. Для этого надо будет приложить большую силу. Одним из первых, кто применил понятие инерции, был великий итальянский ученый 16 – 17 веков Галилео Галилей.
После того как Владик закончил объяснять что такое инерция некоторое время друзья шли молча.
Потом Стасик сказал:
– Я понял, что такое инерция. В прошлое воскресенье я бежал и запнулся о камень. Ноги остановились, а я по инерции стал двигаться вперед, упал и чуть нос не разбил. Или когда поскользнешься: ноги скользят вперед, а туловище остается сзади, и поэтому падаешь назад. И всё это из – за инерции.
– И никогда нельзя перебегать дорогу перед идущей машиной. Дорогу надо переходить только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора, – добавил Владик.
Как Стасик решетом воду носил
Стасик читал сказку своей маленькой сестричке Нике. В сказке рассказывалось о том, как злая колдунья приказала Иван – царевичу наносить в бочку воды решетом. Закончив читать, Стасик подумал: – Как это можно носить воду решетом? И сам себе ответил: – Ну, в сказках все бывает! А вот можно ли на самом деле переносить воду решетом? Сейчас я это проверю!
Стасик пошел на кухню и взял решето. Мама его использовала для просеивания муки. Подошел к ведру с водой и зачерпнул её решетом, но вся вода вылилась через отверстия в решете.
– Да – а! Это только в сказках воду можно носить решетом, а на самом деле это выдумка! – заключил Стасик, но потом подумал. – Надо бы с Владиком посоветоваться. Стасик вышел на улицу и направился к Владику домой.
Владик был дома, и Стасик подробно рассказал ему как в сказке Иван – царевичу носил воду решетом.
– Можно ли носить воду решетом? – повторил Владик вопрос Стасика.
– Давай об этом спросим дедушку, – после некоторого раздумья предложил Владик. – Он сейчас как раз дома читает газеты.
Мальчики постучались и вошли в дедушкину комнату. Оторвав взгляд от газеты, дедушка посмотрел на ребят и с улыбкой спросил:
– Что Вас интересует, молодые люди?
Друзья наперебой рассказали про свой вопрос.
Отложив газету в сторону, дедушка серьёзно ответил
– Я понял Ваш вопрос, а теперь послушайте меня внимательно и постарайтесь понять то, что я вам скажу. Садитесь на диван поудобней и слушайте.
–Если каплю жидкости поместить на поверхности какого – либо предмета, то она может растекаться по ней, а может, наоборот, оставаться в виде капли. Если жидкость растекается по поверхности предмета, то это значит, что она смачивает поверхность этого предмета. А если жидкость собирается в каплю считается, что данная жидкость не смачивает эту поверхность предмета. Одна и та же жидкость на поверхности разных предметов может их смачивать, а может – не смачивать. Например, если на чистое стекло капнуть воды, то она растечется по нему тонким слоем. А если стекло предварительно смазать жиром, например, кремом для рук, то вода не будет растекаться, а соберется в отдельные капли. Это значит, что вода не смачивает жир. Вода смачивает чистую поверхность решета, и поэтому будет вытекать из отверстий. Если смазать решето жиром или парафином, то вода не будет его смачивать. Поэтому вода не сможет вытекать из отверстий решета. Это значит, что в этом случае решетом можно носить воду.
Невидимые чернила
Как – то на уроке в школе Стасик написал записку своему другу Владику. Тот сидел на первой парте, а Стасик на последней. Дети скрытно передавали записку от одной парты к другой, но учительница Мария Александровна это заметила и попросила принести записку ей. Развернув записку, Мария Александровна прочитала её, а в конце стояла подпись «Стасик». Так как в классе был только один ученик с таким именем, учительница сделала ему замечание.
Возвращаясь домой после школы, Владик и Стасик обсуждали, как можно писать записки, но так чтобы их никто, кроме них не смог прочитать.
– Надо чтобы чернила в ручке были бесцветные, – заключил Владик.
– Но тогда, как мы её сможем прочитать? – возразил Стасик. Владик немного задумался и ответил:
– Я где – то читал как разведчики и шпионы писали друг другу сообщения. Для того чтобы прочитать написанное надо было поднести листок с сообщением к включенной электрической лампе. Под действием тепла от лампы чернила становились видимыми, и можно было прочитать написанное. Чернила делались из молока с добавлением нескольких капель сока лимона. А писали на обычной бумаге заостренной спичкой, предварительно обмакнув её в чернила. Мне дедушка рассказывал, что когда он был в таком возрасте как мы, то писал записки своему другу Кольке азбукой Морзе. В азбуке Морзе каждой букве соответствует определенное количество точек и тире в заданной последовательности. А если кто не знает эту азбуку, то не сможет прочитать записку. Будем писать записки и класть в их почтовый ящик: я – в твой, а ты – в мой. Наши записки никто кроме нас не сможет прочитать. Только на уроках писать записки нельзя.
– Да, – согласился Стасик. – Мне больше нравится идея с бесцветными чернилами.
Сказано – сделано.
С тех пор Владик и Стасик частенько пользовались невидимыми чернилами для написания сообщений друг другу. Пока не выучили азбуку Морзе. Но, это уже совсем другая история.
Как Владик стекло резал
Мальчики сидели у подъезда дома на лавочке и рассказывали разные истории. Вдруг смотрят, что идет дядя Вася из пятой квартиры и несет оконное стекло.
– Вчера Мишка мячом разбил стекло в окне на кухне у дяди Васи. Вот он купил стекло и будет его вставлять, – сказал Петя.
– Стекло очень трудно резать, для этого надо специальный инструмент, который называется стеклорез, – добавил Стасик.
– А я могу стекло резать обычными канцелярскими ножницами, – возразил молчавший до этого Владик.
Ребята недоверчиво посмотрели на него.
– Не верите? – удивился Владик. – Хорошо! Я сейчас принесу из дома канцелярские ножницы и кусок оконного стекла, и покажу как буду его резать.
Принеся ножницы и кусок оконного стекла, он сказал:
– Теперь пойдемте к фонтану на площади!
И ребята веселой гурьбой последовали за Владиком. Подойдя к фонтану, Владик взял в левую руку кусок стекла, а в правую – ножницы и стал резать. Но стекло не поддавалось резке.
Ребята ехидно заулыбались, а Петя спросил:
– Владик! Ты хотел нас обмануть?
Но Владик сказал:
– А вот теперь смотрите!
С этими словами он погрузил стекло в воду и стал его резать.
И, о чудо! Ножницы разрезали кусок стекла на две части, потом ещё каждую часть пополам.
– Вот это да! – восторженно ликовали ребята.
А Владик воскликнул:
– Знание – сила, как сказал один выдающийся ученый! Резать стекло обычными канцелярскими ножницами можно благодаря эффекту Ребиндера – названного в честь известного российского ученого, который впервые это предложил в начале 20 века.
Рычаг Архимеда
– Ну что, искатели! Закончили свои обсуждения? – сказала бабушка входя в беседку. – Владик! Вскопай, пожалуйста, сейчас грядку, мне надо посадить редиску. А Стасик тебе поможет. Да, Стасик?
– Конечно! Я папе всегда помогаю на даче окапывать плодовые деревья – ответил Стасик.
– Ребята! Лопаты возьмите в сарае, – вставил дедушка.
Грядка была большой и ребята поочередно копали и отдыхали. Вдруг Стасикина лопата уперлась во что- то твёрдое. Очистив землю, друзья увидели большой камень
– Надо его вытащить из земли, – предложил Стасик.
Ребята руками схватились за камень и стали его вытаскивать, но он прочно сидел в земле.
– Так мы его не вытащим! – запыхавшись заявил Владик. – Надо что – то придумать
И ребята стали обдумывать, как вытащить камень из земли.
– Я думаю надо применить рычаг, – уверенно сказал Владик. – Помнишь, мы в школе по физике изучали рычаг Архимеда? «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» – это знаменитое его изречение. А тут какой – то камень!
– Да, было что – то, – усиленно вспоминая школьный курс физики не очень уверенно произнёс Стасик.
– Мы подсунем лопату под камень и изо всех сил надавим на черенок, заключил Владик.
Подкопав камень с одной стороны, и подсунув под него лопату, друзья, дружно взявшись за черенок двумя руками, стали давить вниз. После нескольких попыток камень неохотно, но стал выходить из земли. Наконец, он полностью был вытащен и лежал около грядки.
– Теперь мы перекатим камень ближе к дорожке, а когда папа придет из рейса он выбросит его на мусорную свалку, – предложил Владик.
Перекатив камень ближе к дорожке Стасик, вытирая рукой пот со лба сказал: – Без помощи рычага мы ни за чтобы не вытащили бы камень из земли.
– С помощью рычага можно маленькой силой поднять большой предмет. Ещё в древности при постройке египетских пирамид строители использовали рычаг для поднятия больших каменных блоков. А придумал рычаг ученый Архимед.
Стакан смеха
Стояла весенняя солнечная погода. Сделав уроки, Владик пошел во двор поиграть с ребятами. Там он увидел ребят играющих в футбол, но среди них не было его лучшего друга Стасика.
– Наверное, он сейчас сидит дома и делает домашнее задание. Пойду-ка я его проведаю, – подумал Владик.
Он подошел к дому Стаса, поднялся на пятый этаж и позвонил в дверь.
Дверь открыл Стасик.
Взглянув на друга, Владик сразу понял, что тот чем- то огорчен.
– Чем ты так расстроен? – участливо спросил Владик.
Стасик ответил, что родители не пускают его гулять на улицу, пока не сделает домашнее задание на завтра. Особенно не получились примеры и задача по математике.
– Да- а, – протянул серьёзно Владик, – Ситуация сложная , но её можно исправить. Во – первых, надо тебе поднять настроение, а то ты совсем раскис, а, во – вторых, я тебе помогу сделать домашнее задание, тем более, что я его сделали у меня всё сошлось с ответом.
– То, что ты поможешь сделать домашнее задание, я в этом не сомневаюсь. Но как ты сможешь поднять мне настроение? – озадаченно спросил Стасик.
Вместо ответа Владик пошел на кухню сказал:
– Дай, пожалуйста, мне стакан!
Получив стакан, Владик налил в него из крана воды почти до самого края:
– А вот теперь возьми стакан в одну руку и посмотри через него на пальцы и ладонь другой руки.
Стасик послушно взял стакан в правую руку и сделал то, что велел Владик.
– Что ты сейчас видишь? – спросил Владик
– Я вижу пальцы левой руки, ответил он.
– А теперь, поднеси левую руку ближе к стакану, а потом отодвинь подальше, – посоветовал Владик.
Стасик начал перемещать левую руку то удаляя, то приближая её к стакану.
Он увидел, что отдаляя руку от стакана, пальцы становились очень длинными и тонкими, а ладошка маленькой. При приближении руки к стакану пальцы делались толстыми и короткими, а ладошка большой.
Лицо Стасика стало преображаться: вначале слегка улыбнулся, а затем просто неудержимо захохотал.
– Ой, смехота какая! – кричал радостно Стасик, рассматривая свои пальцы и ладонь через стакан с водой.
Вдоволь насмеявшись, он поставил стакан на стол и сказал:
– Давно я так не смеялся! Это как в комнате смеха с кривыми зеркалами. А здесь стакан смеха! Огромное тебе спасибо, Владик! Теперь у меня настроение стало на все сто процентов.
– Делу время, потехе час, – серьёзно сказал Владик, – пора заняться уроками.
Сделав уроки, ребята побежали во двор.
Человек – невидимка
Прочитав роман Герберта Уэллса «Человек – невидимка» Владик и Стасик обсуждали сюжет. Более всего их интересовал главный вопрос: может ли быть на самом деле Человек – невидимка?
Но сколько бы они не обсуждали, так и пришли к единому мнению.
– Мало мы ещё знаем! – в заключении подытожил Владик, – пойдем, спросим у дедушки.
– Может ли быть Человек – невидимка? – переспросил дедушка. – Предлагаю пойти в парк и там, на свежем воздухе, на природе это обсудить и я вам попробую ответить на ваши вопросы.
Вскоре дедушка с ребятами не спеша прогуливались по аллеям парка и вели беседу.
– Споры о том может ли быть в принципе Человек – невидимка возникли сразу же, как Герберт Уэллс написал свой знаменитый роман в конце 19 века. С нравственной и художественной точек зрения роман совсем не о человеке, которого не видно. Но это мы с вами обсудим как-нибудь в другой раз. А сейчас по существу вашего вопроса. Рассмотри вопрос более широко. Почему мы видим тот или иной предмет? Наука, отвечая на этот вопрос, говорит, что если мы видим какой – то предмет, это значит, что он излучает свет, либо отражает падающий на него свет. Например, излучают свет Солнце, звёзды, некоторые микроорганизмы, белый фосфор (кстати, о применении белого фосфора рекомендую вам прочитать рассказ Конан Дойля «Собака Баскервилей»). Это естественные источники света. Включенная электрическая лампочка, горящий костер – это примеры искусственных источников света.
Другие предметы сами не излучают свет, а его отражают. Это также как солнечный свет, попадая на зеркало, отражается «солнечным зайчиком». В темной комнате мы ничего не видим, так как стол, стулья, стены сами не излучают свет. А если мы включим фонарик или электрическую лампу, то мы увидим зажженную лампочку потому, что она сама излучает свет. А находящиеся в комнате вещи мы увидим потому, что они отражают падающий на них свет от электролампы. Падающий или отраженный свет попадает нам в глаз и мы видим предмет. Глаз – это сложный оптический прибор и о его строении я расскажу в другой раз. Если предметнее излучает свет и не отражает его, то мы видим его в виде темного пятна. Обратите внимание, что в солнечный день окна освещенной стороны улицы выглядят черными. Это связано с тем, что лучи света, проходят через стекла окон в комнату, и там многократно отражаясь от стен, мебели, потолка, пола поглощаются ими. Свет обратно через стекла окон не выходит на улицу и не попадает нам в глаз. Поэтому окна видны как черные пятна.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги