banner banner banner
История врачевания. От заговоров до киберножа
История врачевания. От заговоров до киберножа
Оценить:
 Рейтинг: 0

История врачевания. От заговоров до киберножа


Медицина Древней Индии основывалась на системе под названием аюрведа, положения которой были впервые записаны более 3000 лет назад.

Выслушав жалобы пациента, индийский врач стремился помочь ему выздороветь с помощью растительных препаратов и продуманной диеты. Врачи аюрведы лечат человека, а не болезнь.

По индийским верованиям, богами, придумавшими медицину, были Шива и Дханвантари. Изначально, как и в Египте, врачебным делом можно было заниматься только браминам (жрецам). Далее врачевание перешло в отдельную касту. Которая, в отличие от браминов, получала награду за свои труды. Помимо награды человек, который становился врачом, должен был чисто одеваться, следить за собой, вести себя мягко, культурно, приходить по первой просьбе пациента, бесплатно лечить жрецов.

В Индии очень заботились о своей гигиене: помимо простых омываний индийцы чистили зубы. Был отдельный список продуктов, которые помогают пищеварению. Отдельно из медицины выносили хирургию, называя её «шалия». Хирурги могли как извлечь катаракту, так и удалить камни. Очень популярны были операции по восстановлению ушей и носа.

Именно древняя медицина Индии описала полезные свойства более 760 растений и изучила влияние металлов на организм.

Особое внимание они уделяли акушерству. При враче должны были быть четыре опытных женщины для помощи. Медицина в Индии была более развитой, чем в Египте или Греции.

Древняя медицина Тибета строилась на медицинских традициях Индии.

Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 года до н. э.) содержит магические заклинания против демонов болезни. Некоторые относящиеся к медицине сведения есть и в Аюрведе (ок. 700 года до н. э.).

Великими медиками Индии считаются Чарака, который жил в начале христианской эры, и Сушрута (ок. 500 года н. э.). Так, Сушрута описал более сотни хирургических инструментов, составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии, чуме, туберкулёзе (называемом в Индии «королевской болезнью») и оспе. Полагают, что именно он обнаружил связь между крысами и чумой, комарами и малярией.

Медицинская мысль Индии отличалась стремлением к детальной классификации. Общее представление о болезни основывалось на учении о жизненных соках; человек заболевал, когда нарушалось равновесие между первичными элементами, составляющими организм. К числу причин болезней относили также климат, наследственность, несчастные случаи, переедание и «карму», то есть кару за проступки, совершенные в прежнем воплощении. Так, полагали, что человек, убивший брахмана, будет в следующем воплощении страдать анемией.

Диагноз ставился по возможности тщательно, с использованием прощупывания (пальпации), прослушивания, осмотра. Угрожающие жизни симптомы были тщательно пронумерованы. Лечение производилось с помощью лекарственных растений, кровопускания, банок, пиявок, рвотных и слабительных средств и клизм. Применяли также жир различного происхождения как внутрь, так и наружно.

Выполнялись операции по поводу анальных свищей и грыж, удаление миндалин, извлечение плода, ампутации, удаление опухолей. При этом накладывались разнообразные швы и применялись различные инструменты.

Осуществлялись даже пластические операции носа. Причём они были довольно частыми, поскольку отрезание носа служило местью или наказанием за супружескую измену. Кожу брали со щёк или лба и фиксировали на месте пересадки, накладывая швы.

Важную роль играла гигиена. Законы Ману предписывали диету, обмывания, очищение от выделений. Большое внимание уделялось диете и соблюдению режима.

И всё же, поскольку общество в Индии издавна делилось на касты, достижения медицины были доступны в основном представителям высших слоёв общества. Низшие слои уповали на знахарей и йогу.

Йога – это целое понятие в индийской культуре, своего рода философия, диктующая не только уклад жизни, но и образ мышления. В неё входит совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление физиологическими функциями организма.

Камасутра – древний индийский текст, посвящённый теме камы – сферы чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. Камасутра опирается на многочисленные предшествующие труды в области камашастры – науки о каме, и многими рассматривается как основополагающий труд в этой области. Автором текста считается мудрец Ватсьяяна, он жил в III–IV веках н. э.

Камасутра содержит 64 главы, 7 разделов и 49 частей. Общий раздел включает в себя 5 глав и повествует о любви вообще, её месте в жизни человека. Раздел о любовном соединении (15 глав) включает в себя анализ поцелуев, различных типов предварительных ласк, оргазма, а также список сексуальных позиций. Здесь же говорится об оральном сексе, а также разбираются ситуации любовного треугольника (в основном, семьи втроём – муж, жена и любовница). Первоначально Камасутра не была иллюстрирована; её автор ограничился лишь описаниями поз.

Относительно замужних женщин (8 глав) – это раздел об отношениях в семье между мужем и жёнами; наставление о том, как жёнам следует вести себя.

Раздел о чужих жёнах (10 глав) – разбирает тонкости обольщения чужих жён. Затем следует раздел о гетерах (9 глав). И наконец, следует тайное наставление (6 глав) о том, как очаровывать окружающих и восстанавливать влечение.

Древняя Греция

В Древней Греции больных лечили в лечебнооздоровительных комплексах – асклепионах, храмах, получивших название в честь бога врачевания Асклепия.

Больные оставляли на алтаре подношения и ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Толкование снов составляло существенную часть медицины. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были водолечение, массаж и гимнастика.

Неотъемлемый атрибут Асклепия – змея

В греческой мифологии Асклепий (в Древнем Риме Эскулап) – сын Аполлона, бога музыки и поэзии, который почитался и как бог врачевателей. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона.

Неотъемлемый атрибут Асклепия – змея, в Древнем мире символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Возможно, Асклепий существовал в реальной истории и жил около 1200 года до н. э. По преданию, он женился на дочери правителя острова Кос, который впоследствии стал одним из центров медицины Древней Греции. Культ Асклепия зародился в Фессалии и был введён в Афинах в V веке до н. э. Храмы Асклепия, расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, были, в сущности, санаториями. Дети Асклепия пошли по стопам отца: Махаон стал знаменитым военным хирургом, а Подалирий прославился врачеванием внутренних болезней. К потомкам Асклепия причислял себя и Гиппократ.

В медицине Греции впервые была принята практика наблюдения за пациентом. Изучая древнюю медицину Греции, тяжело не заметь влияние на неё древнеегипетской медицины. Большинство используемых лекарственных средств давно было описано в папирусах египетских врачевателей. В Древней Греции выделяли две школы – в Кирине и Родосе. Первая школа делала акцент на то, что болезнь является общей патологией. Соответственно она лечилась, делая акцент на особенности пациента, к примеру, на телосложении. Школа из Родоса работала сразу с очагом заболевания. С другой стороны, медициной занимались философы, они распространяли свои знания среди публики. Именно они изучали медицину с научной точки зрения. Отдельно от всей медицины выделили гимнастику, как способ лечить вывихи и развивать своё тело.

Чем глубже проникали познания в древней медицине египтян, тем больше появлялось опытных врачей с новыми методами. Одним из таких отцов медицины стал Гиппократ. У него более глубоко разработаны хирургические практики. Он мог проводить трепанацию черепа, удаление гноя, прокол грудной клетки, брюшной полости. Единственной проблемой были операции с большим количеством крови – не умея работать с сосудами, Гиппократ отказывался от таких пациентов.

Греческая медицина прошла в своём развитии три этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Классический период греческой медицины начался с Эмпедокла, жившего в 490–430 годах до н. э. Он спас два города от мора, осушив болота и применив дезинфицирующие окуривания. Анаксагор (500–430 годы до н. э.) первым начал делать вскрытия животных. Алкмеон Кротонский (ок. 500 года до н. э.) считал мозг центром ощущений и интеллекта и рассматривал болезни как дисгармонию первоэлементов организма. И, наконец, Гиппократ (460–377 годы до н. э.), по праву названный «отцом медицины», считался автором более чем 70 трактатов знаменитого Гиппократова сборника. Эти произведения обозначили поворот пункт в развитии медицины.

Древний Рим

Вся медицина древнего Рима строилась на достижениях, ранее заимствованных у греческих врачей. Ситуация повторяется – как японская медицина была построена на основе китайской. Изначально вся медицина Рима строилась на приятных и доставляющих удовольствие методах: прогулки, ванны. Далее, основываясь на учениях Гиппократа, методическая школа, школа пневматиков пытались их усовершенствовать, но уже в научном плане. Лучшим медиком Рима был Гален. Он подробно изучил анатомию, написал о медицине более 500 трактатов. Более тщательно изучил работу мышц.

У римлян профессия врача не пользовалась уважением, на греческих врачей, которые стремились укрепить своё положение в Риме, смотрели подозрительно и с презрением.

Однако из-за скученности жизни в большом городе довольно часто болели как знатные, так и бедные. И Юлий Цезарь был принуждён дать греческим врачам римское гражданство, позволил им вести практику. Постепенно врачи стали популярны, богаты и знамениты.

Римские пациенты были защищены законом от врачебных злоупотреблений. Государство обеспечивало бесплатные консультации и медицинскую помощь для бедных, а общественные врачи были прикреплены к отдельным районам. Таким образом, римская медицина, хотя и не сделала оригинальных открытий, достигла высокого уровня в области общественного здравоохранения.

Общими усилиями медики того времени добились того, что в Риме достигла высокого уровня общественная санитария. Канализация и водопровод предохраняли от распространения эпидемий. Обязательной была уборка улиц. Существовало множество частных и общих бань. Государство обеспечивало бесплатные консультации и медицинскую помощь для бедных, а общественные врачи были прикреплены к отдельным районам.

Греко-римская медицина достигла своего апогея в творчестве Галена (130–200 годы н. э.) – уроженца Малой Азии, который практиковал в Риме, стал врачом императора, приобрёл великую славу и авторитет.

Славяне

Славяне с давних времён населяли южное побережье Балтики, берега Вислы, Днепра, Днестра и их притоков. Через южные степные просторы нашей Родины пролегали пути многих кочевых народов, с которыми восточным славянам приходилось вести ожесточённую борьбу, отстаивая право на существование и свои земли. Поэтому их поселения – городища – как правило, были укреплены земляными валами и рвами.

Арабские писатели Ибн-Донстара и Ибн-Фадлан (XII век н. э.) так рассказывают о них: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом». Греческий историк Диакон пишет о воинах Святослава: «Этот народ отважный до безумия, храбрый, сильный».

Религия имела здесь свои обряды, святилища-храмы, которые строились обычно из дерева на берегах рек и озёр. Исследователи древнего быта восточных славян считают, что местом культа предков были также бани.

Про медицинские познания древних славян сохранилось не так уж много сведений. Важнейшими источниками, из которых мы получили сведения о состоянии древнерусской медицины, являются легенды, сказания, былины.

Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, как ни странно на первый взгляд, являются произведения устного народного творчества: заговоры, присказки, пословицы, поговорки, любовно собранные Владимиром Далем. Пословицы, по его мнению, – это до минимума сокращённые притчи. «В здоровом теле – здоровый дух», – повторяем мы вслед за ним.

Ещё один источник сведений по древнерусской медицине – старинные лечебники и травники. В них в печатном виде собрана многовековая мудрость народа, прежде сохранявшаяся лишь в людской памяти, переходившая из уст в уста в течение многих-многих поколений.

По свидетельству арабских купцов, посетивших в X веке Волгу, их поразило отношение славян к заболевшим. Они отмечали, что «если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатёр и оставляют с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за всё время болезни… Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим»… По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно использовали карантин, что играло большую роль в предотвращении распространения заразных болезней. А вот индейцы – коренные жители Нового Света – с появлением европейцев понесли огромные потери (до 90 % населения) как раз потому, что собирались всем кланом у постели заболевшего, скажем, холерой.

Долгое время главными способами лечения на Руси были заговоры, заклинания. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: «Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у… (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час».

Жители древнерусского государства регулярно ходили в бани, которые обычно были в каждом доме

Довольно часто болезнь «сметали» или «сливали», обращаясь за помощью к ветру или воде. Со временем в лечебных заговорах появляется и так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. «Состригание» болезни – ещё один своего рода медицинский приём. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали их.

Во времена существования Киевской Руси жилища и пища людей была несравненно лучше, чем в более поздние времена. В те далёкие времена люди значительно больше употребляли в пищу мясных продуктов, чем люди, которые жили во времена Российской империи. По этой причине люди в ту эпоху были значительнее более здоровыми, чем их потомки.

Города Киевской Руси не страдали перенаселением, и благодаря этому была более благоприятная санитарная обстановка. Тем не менее медицина древнерусского государства, так же как и в остальных странах средневековой Европе, находилась на невысоком уровне развития и не могла справиться со многими болезнями и различными эпидемиями того времени. При заболевании человека обычной болезнью, люди, проживающие в городах, обращались к лекарям, а сельское население просило помощи у волхвов и знахарей. Это отнюдь не всегда было эффективно, но у людей появлялся небольшой шанс на выздоровление.

Люди, жившие во времена Киевской Руси, довольно тщательно следили за личной гигиеной и чистотой своего тела. Жители древнерусского государства регулярно ходили в бани, которые обычно были в каждом доме. Бани, как и сами дома славян, строились из дерева. Банные процедуры включали в себя пропаривание при большой температуре, после чего обливались холодной водой, а в том случае если рядом находилась озеро или речка, то нагими с красными от жара телами окунались в прохладную воду. Бани посещались практически ежедневно в любое время года и в любом возрасте.