Светлана Фрондзей
Общая психология
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Печатается по решению кафедры социальной работы и педагогического образования филиала ЮФУ в г. Новошахтинске (протокол № 7 от 26 марта 2019 г.)
Рецензенты:
зав. кафедрой социальной работы и педагогического образования филиала ЮФУ в г. Новошахтинске, кандидат философских наук Л. И. Пилипенко;
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, кандидат психологических наук А. Ю. Холодов
© Южный федеральный университет, 2019
© Фрондзей С. Н., 2019
© Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2019
Введение
На протяжении многих лет психология является верной спутницей педагогики. Известный швейцарский педагог И. Г. Песталоцци еще в XVIII веке поставил задачу психологизации образования.
Если педагог учитывает в педагогическом процессе те законы, по которым протекает психическая деятельность, формируются умения, навыки, знает об особенностях возрастного развития детей, закономерности формирования личности и т. п., он будет способен многократно увеличить эффективность педагогической деятельности на любой ступени образования.
Несмотря на то, что на современном этапе развития общества в системе образования создаются психологические службы, в штат школы вводятся психологи, тесно сотрудничающие с педагогами, самим педагогам необходимы психологические знания для того, чтобы это сотрудничество было плодотворным и результативным.
В настоящем учебном пособии представлен курс «Общая психология», которым открывается обучение педагогов на I курсе.
«Общая психология» ставит своей целью познакомить студентов с психологией как научной дисциплиной, сформировать у них научные представления об основных фактах, закономерностях и механизмах человеческой психики, о сущности формирования и развития личности.
Учебное пособие состоит из трех модулей.
Модуль 1 «Введение в психологию» знакомит студентов с историей развития представлений о предмете психологии, с современным состоянием психологической науки, ее отраслями и методами, с развитием психики в процессе филогенеза.
Модуль 2 «Психология познавательных процессов» дает представление об особенностях познавательной сферы личности.
В модуле 3 «Психология личности» рассмотрены основные свойства личности.
Для лучшего усвоения материала каждый модуль разбит на небольшие по объему параграфы. В начале модуля приведен перечень обсуждаемых в нем проблем. Заканчивается модуль списком рекомендуемой литературы для более глубокого изучения рассмотренных проблем. Использованная при подготовке текста учебного пособия литература приведена в конце книги.
Пособие не претендует на фундаментальность, скорее, это учебное средство для облегчения первоначальной ориентации будущих педагогов в целом океане психологических знаний.
Модуль 1
Введение в психологию
1.1. Общая характеристика психологии как науки
Определение психологии Предмет и объект психологии Этапы развития представлений о предмете психологии • Представления о предмете психологии в трудах философов Античности и ученых эпохи Средневековья • Предпосылки к смене предмета психологии в Новое время • Психология как наука о сознании • Кризис психологии сознания • Основные положения психологических школ и направлений, появившихся после кризиса психологии сознания • Современные направления в психологии
Этимологически термин «психология» образован слиянием двух греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (наука, учение)[1]. Первенство в использовании в науке термина «психология» приписывается хорватскому гуманисту М. Маруличу (1450–1524)[2]. Всеобщее же признание он получил после опубликования работ немецкого философа Х. Вольфа «Социальная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).
Длительное время психология развивалась в недрах «матери всех наук» философии и только в середине XIX века отпочковалась от нее и оформилась в самостоятельную эмпирическую науку.
В психологической литературе существует множество подходов к определению как самой науки психологии, так и ее предмета. Это зависит от того, приверженцем какой научной психологической школы или направления является автор. Так сложилось, что психология не относится к так называемым парадигмальным наукам, т. е. в психологии нет главенствующей теоретической или практической системы, определяющей всю науку в целом. Данная область знаний включает в себя очень много подходов, теорий, направлений, которые зачастую очень трудно соотнести и сопоставить друг с другом, так как они могут основываться на разных философских системах, объяснительных принципах, иметь различный понятийный аппарат и пр. И это лишний раз подтверждает тезис о том, что психология является наукой о самом сложном, что пока известно человечеству[3].
В данном учебном пособии акцент будет сделан на воззрениях отечественных ученых, согласно представлениям которых психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики в жизнедеятельности живых индивидов[4].
Объектом изучения в психологии выступают носители психики – человек (группа людей) и также животные, обладающие психикой, а предметом психологии является психика живых индивидов.
В свою очередь, под психикой понимают системное свойство высокоорганизованной материи (в случае человека – головного мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности[5].
Итак, психология изучает психику, однако понятие «психики» (как и понятие «души») эфемерно и эмпирически неуловимо; ее нельзя в чистом виде сделать предметом непосредственного исследования. Поэтому для изучения психики прибегают к другим, «вторичным» предметам и на основе их исследования делают косвенные выводы о собственно психике.
Например, закономерности психики человека можно исследовать через реально существующие разнообразные психические явления (или факты внутреннего, субъективного опыта), такие как психические процессы, свойства и состояния.
Психические процессы традиционно подразделяют на познавательные и эмоционально-волевые. Иногда к психическим процессам относят и неосознаваемые психические процессы, протекающие без контроля сознания. Познавательные психические процессы позволяют человеку получать сведения об окружающем мире и о себе самом посредством ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Эмоциональные психические процессы проявляются через эмоции и чувства и отражают оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Волевые психические процессы возникают в ситуациях сознательного регулирования человеком своей деятельности и связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Психические состояния (угнетенность, радость, страх, эйфория и др.) влияют на течение и результат психических процессов, могут способствовать деятельности или тормозить ее.
Психических свойств личности существует огромное множество, это все те прилагательные, при помощи которых мы можем описать того или иного человека (общительный, слабовольный, активный, отзывчивый и т. д.). Поэтому для удобства их изучения предлагается рассматривать свойства личности через такие укрупненные категории, как направленность, темперамент, характер, способности.
Помимо психических явлений существуют и другие формы проявления психики, например: факты поведения, психосоматические явления, продукты материальной и духовной культуры и пр., посредством которых психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.
К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, предмет психологии менялся с течением времени и трансформировался в зависимости от господства на данном этапе той или иной психологической теории или концепции (см. таблицу).
Основные этапы развития представлений о предмете психологии
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в различные временные периоды в понятие «душа» вкладывалось разное содержание.
Во времена Античности душа понималась как первооснова тела, а главными ее функциями считались придание телу энергии для активности, руководство поведением человека и познание.
Выделяют две противоположные точки зрения на природу души, сформировавшиеся среди античных философов: материализм и идеализм[6].
Сторонники материалистического подхода считали, что душа человека смертна, со смертью тела погибает и душа. Так, основоположник атомистического материализма Демокрит полагал, что все существующее состоит из двух начал – различных по форме, величине и подвижности атомов и небытия (пустоты). Душа материальна и состоит из атомов огня: самых мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных и рассеянных по всему телу. Они проникают в более тяжелые атомы, из которых состоит тело, и приводят его в движение. После физической смерти атомы огня выходят из тяжелых тел и рассеиваются.
Сторонники идеалистического подхода, напротив, полагали, что душа человека бессмертна и не погибает после смерти человека. По Сократу, душа нематериальна и невещественна, она является разумом, Божественным началом. Основоположником объективного идеализма называют ученика Сократа Платона, разработавшего учение об идеях. Согласно представлениям Платона, существуют две основные реалии: мир идей (идеальный мир) и мир вещей. Идеи – это истинно сущее бытие, вечное, неизменяемое, незримое и не имеющее возникновения. А вещи, материя – это нечто бесформенное, незримое, приходящее и смертное. Любая вещь – это лишь подобие, копия идеи. Душа же изначально в своем первоначальном состоянии существует в мире идей, затем она соединяется с телом и служит своеобразным связующим звеном между миром идей и миром вещей. После смерти человека душа возвращается в мир идей.
Попытка преодолеть противоречия между идеалистическим и материалистическим лагерем принадлежит Аристотелю, который считал душу и тело (материю) единым целым. Для определения природы души он использовал термин «энтелехия» (существование чего-либо). Душа, по Аристотелю, это энтелехия живого тела. Так, если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение, говорил Аристотель[7]. Взяв за основу три ступени жизни – растительную, животную и человеческую, философ выделил три уровня организации души: растительную, животную и разумную. Растительная и животная части души – материальны и смертны, тогда как разумная душа – идеальна, отделима от тела и по сути своей божественна.
Во времена Средневековья философия была тесно связана с христианской религией, душа стала изучаться в основном богословами, что и обусловило этико-религиозный характер представлений о душе на протяжении всего средневекового периода. Появилась теория двух истин, заключающаяся в том, что у науки есть своя истина, а у веры – своя. Однако уже в VIII веке теория томизма (ведущее направление в католической мысли), пытаясь защитить веру от научных доказательств, провозгласила, что, если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить.
Крупнейший христианский мыслитель Аврелий Августин на основе синтеза христианской доктрины и идеалистического учения Платона заключил, что душа – это самостоятельная, бессмертная и божественная субстанция, не связанная с биологическими функциями организма и вмещающая в себя лишь мышление, волю и память. Познание Божественной истины возможно только при помощи веры, а не разума.
Другой средневековый философ, Фома Аквинский, интерпретировав учение Аристотеля через призму христианства, пришел к выводу, что душа как божественная, чистая (не обладающая ничем, кроме способности сознавать) и независимая от всего материального субстанция дает основу всей человеческой жизни. Вслед за Аристотелем, Фома Аквинский выделяет три типа души: душу вегетативную (присуща растениям, отвечает за физиологические функции), душу сенситивную (присуща животным, отвечает за чувственное восприятие, стремления и произвольные движения) и душу разумную (присуща человеку, наделена разумом и включает в себя предыдущие низшие души). Человеку для своего спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, т. е. Божественное откровение.
Эпоха Возрождения характеризуется возвращением к традициям и ценностям античной философии, очищенной от «средневековых варваров». Возобновление дискуссии о бессмертии души обусловило появление двух направлений в философской мысли того времени – аверроистов и александрийцев. Аверроисты разделяли разум и душу и считали разум как высшую часть души бессмертным, тогда как александрийцы полагали, что со смертью тела исчезают и все душевные способности.
Кроме возврата к античным ценностям в эпоху Возрождения появляется и совершенно новое понимание природы человека как творца над всеми остальными элементами мироздания. Так, итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи полагал, что высшей ценностью является не Божественный разум, а сила и продукт творца, человек может преобразовывать природу своим творчеством.
Предпосылки к смене предмета психологии появились в период Нового времени. В науке возникли новые эмпирические методы, ориентированные на рациональность и доказательность теоретических положений, т. е. ученые стремились познавать истину на основе знаний, а не веры. Душу же невозможно «научно» обнаружить, доказать или опровергнуть ее существование, провести эксперимент. Поэтому мыслители Нового времени и эпохи Просвещения главной темой изучения избирают познание, происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании.
У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт, который «разделил» тело и душу и объяснил как они взаимодействуют. На основе механистической теории он сравнивал тело человека с подобием машины, способной осуществлять движение по принципу рефлекса и без помощи души. Тогда как душа наделялась им способностью к мышлению, принципом ее работы является рефлексия, или отражение собственных мыслей, чувств, ощущений, переживаний, идей, т. е. душа способна непосредственно осознавать свои собственные проявления и состояния. Именно такое понимание души и ее функций способствовало смене предмета психологии, сделав ее предметом сознание.
Новое время и эпоха Просвещения подарили человечеству таких выдающихся ученых, как Г. В. Лейбниц, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Гартли, Д. Юм и многие другие, каждый из которых внес свой вклад в развитие психологических идей. Мы же отдельно рассмотрим историческую роль для психологии только одного из представителей психологии сознания, творчество которого пришлось на конец XIX – начало XX века, – Вильгельма Вундта.
Немецкого ученого В. Вундта традиционно называют «отцом» психологии как формальной академической дисциплины, а 1879 год, год открытия им в Лейпцигском университете лаборатории экспериментальной психологии, считается годом рождения психологии как самостоятельной науки.
Предмет психологии, по В. Вундту, – это сознание; задача психологии – изучение простейших элементов сознания (ощущений) и связей между ними; методы психологии – интроспекция (самонаблюдение) и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе интроспекции.
Вундт создал собственную психологическую школу мирового масштаба[8]. При его активном участии был открыт первый Институт экспериментальной психологии и стал издаваться собственно психологический журнал «Психологические исследования». Вундт и его ученики изучали психологические и физиологические аспекты зрения, слуха и других чувств, проводили эксперименты, направленные на изучение времени реакции на раздражитель, также в сферу их интересов входили внимание и ассоциативные процессы. Были описаны многие важные свойства и феномены сознания, ряд из которых обсуждается и в настоящее время.
Взгляды Вундта подвергались ожесточенной критике, особенно те, что касались интроспекции. Дело в том, что ученый полагал, что только простейшие психические процессы – ощущение и восприятие – следует изучать с помощью эксперимента, тогда как для изучения психических процессов высшего порядка он не подходит, что вскоре было опровергнуто другими учеными. Начало ХХ века было ознаменовано массой исследований в различных областях психологии, что спровоцировало дискуссии по вопросу предмета психологии и борьбу мнений по этому поводу.
В истории психологии традиционно выделяют этап, который называют кризисом психологии сознания. А. Н. Ждан отмечает, что события, развивавшиеся на всем протяжении кризисного состояния психологии, не были однородными, и в зависимости от них выделяет следующие периоды[9]:
1. Период возникновения кризисной ситуации: третья четверть 70-х годов XIX века – первое десятилетие XX века.
2. Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов XX века.
3. Период «затухания» борьбы школ: с конца 30-х годов XX века по настоящее время.
Кризисный период был отмечен деятельностью таких выдающихся зарубежных психологов, как М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин, Дж. Уотсон, З. Фрейд, В. Дильтей, Э. Шпрангер и др.
В результате прохождения кризиса психология распалась на пять крупных направлений: гештальтпсихология, бихевиоризм, глубинная психология, французская социологическая школа и описательная психология. Каждое из этих направлений выдвигало свой предмет и метод исследования.
Гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ) стала одним из наиболее влиятельных направлений психологии начала ХХ века, наиболее яркими представителями которого являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.
Рассмотрим основные положения и идеи данного направления:
1) предметом психологии является сознание;
2) единицей анализа сознания является гештальт – целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений;
3) метод исследования – феноменологический метод, заключающийся в непредвзятом, объективном и непосредственном наблюдении и описании содержания своего восприятия, являющегося ведущим психическим процессом и определяющим уровень развития психики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Происхождение слова «психология» [Электронный ресурс] // Этимологические онлайн-словари русского языка. – URL: https://lexicography.online/etymology/п/ психология (дата обращения: 23.07.2019).
2
Васильев, В. В. История философской психологии. Западная Европа – XVIII век [Текст] / В. В. Васильев. – Калининград: ГП КГТ: Stoa Kantiana, 2003. – С. 27.
3
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Электронный ресурс]: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – URL: https://e-libra.ru/read/201926-vvedenie-v-obschuyu-psihologiyu-kurs-lekciy.html (дата обращения: 22.07.2019).
4
Маклаков, А. Г. Общая психология [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные билеты / А. Г. Маклаков. – URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3938355 (дата обращения: 22.07.2019).
5
Психика [Текст] // Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – С. 563–565.
6
Ждан, А. Н. История психологии. От Античности до наших дней [Текст]: учебник для вузов / А. Н. Ждан. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – С. 33.
7
Ждан, А. Н. Указ. соч. – С. 58.
8
Шульц, Д. П. История современной психологии [Электронный ресурс] / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц / пер. с англ. А. В. Говорунова, В. И. Кузина, Л. Л. Царук / под ред. А. Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. – 532 с. – URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/shultz_istoria_sovremennoj_psihologii.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
9
История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) [Текст]: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждана. – 2-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 6.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги