Омраам Микаэль Айванхов
Основной ключ для решения проблем существования
Том 11 – Полное собрание сочинений
Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме.
Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту
© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства «Просвета».
Лицензия ИД № 02296
Отпечатано с разрешения издательства «Просвета», Франция
© Издательство «Просвета», Франция, 2022 г.
© «Издательство ПРОСВЕТА», Россия, Москва, 2022 г.
Предисловие
Все говорят о переменах, хотят их, но ничего не меняется. Почему? Потому что нужен великий проводник Посвященческой науки, который ясно покажет нам, где необходимы перемены.
Истинные перемены начинаются внутри каждого человека, который сумел установить в себе покой, порядок и гармонию: только они способны включить динамику изменения к лучшему. Наш внутренний мир можно сравнить с полем битвы, он является местом постоянной борьбы наших склонностей: наши великодушные порывы сталкиваются с эгоистичными чувствами, наши бескорыстные мысли – с грязными расчетами… То, на что рассчитывает наш интеллект, отвергается нашим сердцем, и наоборот – всё это конфликты, которые неизбежно порождают поведение, полное противоречий. Логичность поведения, как результат взаимосвязи мыслей, слов и дел, наблюдается только у исключительных существ, одаренных великой силой характера, абсолютно преданных высшей цели, благодаря которой они смогли всё подчинить в себе и достичь вокруг себя действительных изменений. Но как только уходят эти избранные существа, достигнутые изменения потихоньку сходят на нет, если никто не приходит им на смену.
Только тот, кто может делать самого себя лучше является носителем истинных изменений.
Человеческое существо характеризуется способностью осознавать самого себя, то есть размышлять, наблюдать и анализировать свой внутренний невидимый, но всегда действующий мир: мир своих мыслей, своих чувств, своих желаний и своей воли. Но «я», которое осознает человек, не может быть осознано полностью, раз и навсегда, ибо большей частью пребывает в подсознании. Мы по мере сил извлекаем и выводим на экран сознания лишь бесконечно малую часть наших энергетических резервов и подсознательных образов. Вот почему мы бываем удивлены нашим снам, внезапным эмоциям, непредвиденным изменениям настроений, навязчивым идеям, которые ежеминутно окрашивают и оформляют нашу психическую жизнь.
Это подсознательное «я» и есть, собственно говоря, наша природа: она достается каждому человеку, оставаясь со своим непредвиденным и неконтролируемым характером, пока не предпринимается духовная работа. Но особенность этого «я» еще в том, что оно является двойным, ибо мы подвергаемся его воздействию двумя различными способами.
Один из способов его воздействия на нас хорошо описан психоанализом. Вторжение подсознательного в сознание настолько разрушительно (ибо оно не приспособлено к общественной жизни), что сознание силится подавить его проявления, от которых испытывает чувство стыда: здесь и детское самолюбование, которое бы требовало от других иметь предметом любви только это «я», и непомерная гордость, которая хочет соперничать с Создателем всех вещей, жажда мести и стремление устранить всех тех, кто мешает или препятствует удовлетворению его удовольствий… Под давлением воспитания и норм общественной нравственности, сознание учреждает, как говорит психоанализ, целую систему запретов, которые подвергают цензуре, оценивают и подавляют инстинктивные порывы, первобытные импульсы нашего эгоцентризма.
Но то, что психоанализ отказывается описывать[1], это другие проявления нашего бессознательного, от которых, несмотря на их бессознательную природу, мы бы не захотели отказаться ни за что на свете. Смелый импульс, надежда, открытость миру гармонии, возвышенная радость, порожденная контактом с небесной чистотой, фонтанирование творческого света, неописуемое единство человечества на уровне души и духа, чувство бессмертия, вечности… приходят затронуть сознание, которое не может их удержать, несмотря на желание узнать себя в этом внезапном расширении своего поля восприятия и ощущений.
Являясь отражением неба и ада, наше сознание не может создать или изменить ни то, ни другое. Речь о том, что в нас присутствуют две натуры или два уровня бессознательного, и именно благодаря нашему образу посведневной жизни, объясняет Омраам Микаэль Айванхов, мы переживаем опыты света, красоты, гармонии, или беспорядка, дисгармонии, тоски и ужаса…
Выявление второго бессознательного, называемого высшей природой, в отличие от первого бессознательного, называемого низшей природой, чрезвычайно важно для психологии, педагогики и понимания всех социальных проблем. Термины высший и низший ясно указывают место, которое мы должны отдавать каждой из этих двух натур. Если физиологическим достижением человеческого существа было приобретение прямохождения, когда голова больше не оставалась на уровне живота и половых органов, то психологическим достижением человека должно стать достижение внутреннего «прямохождения»: на самом деле ему остается только идентифицировать и затем расположить по иерархии в самом себе то, что идет от эгоцентрических импульсов, толкающих человека к поиску всё еще грубых, ограничивающих и парализующих удовлетворений, и то, что идет от его светлых и обширных вдохновений, которые открывают разум и сердце человека и заставляют его всё рассматривать в своей жизни с точки зрения пользы для всех.
Эти две природы, низшую и высшую, Учитель Омраам Микаэль Айванхов называет персональность и индивидуальность. Персональность – эгоцентричная и корыстная, непостоянная и ненадежная, жестокая и раболепствующая – меняет свою манеру разговаривать и свое поведение в зависимости от своей выгоды, потешается над всем к собственной радости и удовольствию. Латинское слово «персона», от которого создано слово «персональность», означает театральную маску, за которой игра, множественность, обман. Индивидуальность, напротив, отсылает к неделимому характеру человеческого существа, к его чистой и простой сути, к тому, без чего оно не может быть: к его духу[2].
Персональность и индивидуальность имеют одну и ту же тройственную структуру, то есть они подразделяются на три категории проявлений: мысль, чувство и действие[3]. В этой низшей гамме интеллект является обиталищем лживых мыслей, сердце – обиталищем чувств обладания и ненависти, воля – обиталищем разрушительных и насильственных поступков. В высшей гамме разум является местопребыванием космических мыслей, которые открывают великие законы существования, освещают путь к братской жизни, благоприятной для всех; душа – местопребыванием чувств великодушия, милосердия и прощения, а также поклонения и хвалы Божеству; дух – местопребывание освободительных и творческих дел. Освобождая от пут персональности, дух оживляет изнутри каждое создание, реанимируя чувство принадлежности к Божеству.
Этой идентичной тройственной структурой Омраам Микаэль Айванхов показывает, что наши две натуры призваны сообщаться друг с другом и объединяться. Могущество высшей природы никогда не будет полным, если ей не удастся проявиться через низшую природу своими мыслями, чувствами и поступками, в которых реализуются неслыханные силы души и духа. Таким же образом, чтобы коснуться Бога, нужно мобилизовать все энергии нашей низшей природы: грубый сок, поднимающийся в нашем внутреннем дереве, питает листья, цветы и плоды высшей природы.
Великая непрерывная циркуляция между низшей природой и высшей природой дает человеческому существу оптимальное сочетание всех его качеств[4], и именно тогда ему удается единственное изменение – истинное и желательное: то, которое позволяет стать подобным солнцу. Беспристрастным умом он просвещает, бескорыстной и чистой любовью согревает, силой духа оживляет и творит. Подобно солнцу, которое, будучи центром нашей планетарной системы, является источником всякой жизни на земле и на протяжении миллиардов лет вызывает непрерывные трансформации на шкале живых существ, подталкивая их ко всё более сложной организации, внутреннее солнце нашей индивидуальности одарено творческим оплодотворяющим всемогуществом по отношению к нашей собственной земле: персональности. Тема этой взаимосвязи персональность-индивидуальность покажется неисчерпаемой для того, кто станет на путь ее реализации.
Прежде всего заметим, что большинство людей живут только с половиной самих себя: с персональностью, и что счастье, покой, любовь, успех, разумность, которых они желают, они упорно пытаются найти в ограничениях, беспорядке и противоречиях персональности. Разумеется, они там всегда найдут какие-то крохи, какие-то остатки, и то благодаря именно той связи, которая существует между низшей природой и высшей. Время пришло для всех нас вновь подняться к вершинам нашего существа, где с силой, в полноте и совершенстве проявляется то, что мы желаем, чтобы затем проявить и выразить в нашем поведении.
А сколько открытий, когда ключ «персональность-индивидуальностъ» вставлен в замочную скважину двери, ведущей в мир политики! Каждый оратор произносит речи от имени «индивидуальности»: благо всех людей, счастье, свободный труд, пацифизм, права человека, права детства, освобождение угнетенных народов, помощь самым обездоленным… Но при этом все сохраняют поведение «персональности»: прежде всего собственная выгода, побольше заработать, поменьше поработать, поэксплуатировать других, воспользоваться угнетенными, теша их иллюзией нашей помощи и поддержки, вооружиться до предела и вторгнуться…
Это расхождение между словом и делом – идеологическая уловка преимущественно политики, которая каждого гражданина приучает к мысли о его беспомощности, неспособности к истинным переменам.
«Человек человеку волк» – тезис, многократно и с успехом применяемый, потому что люди думают, чувствуют и действуют на уровне своей низшей природы: персональности. Все конфликты являются результатом столкновения интересов, происходящих из-за эгоцентризма персональности. Так предвидится важность воспитания в духе всемирности для каждой страны, для каждой нации. Всякий государственный деятель, всякий политический руководитель, а также каждый индивидуум, наделенный какой-либо ответственностью, не может достаточно осознать необходимость расширения поля своего сознания до масштабов всего человечества, чтобы его решения и дела были в согласии с решениями и делами других людей и чтобы все его склонности, сгармонизированные, очищенные, контролируемые светом своей высшей природы, несли единение и покой всем тем, за кого он отвечает и кому должен служить. Будучи руководителем или не являясь таковым, всякий человек должен в своей интимной сфере выполнять эту работу, и никто не может сделать ее вместо него, поскольку его внутренний мир принадлежит только ему и прежде всего именно там он должен обрести королевскую власть.
Мысль о том, что нам надо обратиться к реалиям нашей высшей природы, или индивидуальности, чтобы обеспечить неразрывную связь индивидуума и коллектива, остается еще неожиданной для решения проблем современной педагогики. Некоторые социологи утверждают, что сплоченность первобытных и традиционных обществ основывалась на переходных посвященческих обрядах и ритуалах, которые позволяли ребенку входить в общество взрослых; а ведь эти традиции утрачены в нашем продвинутом индустриальном обществе; так для подростка становление взрослым не происходит без острого кризиса, бунта, более или менее жестоких актов агрессии против общества и порой против самих себя.
Другая заслуга этого произведения Омраама Микаэля Айванхова в том, что оно позволяет нам понять, что речь не идет о том, чтобы вернуться назад под предлогом придать более солидную структуру нашему современному обществу. Эти переходные ритуалы, которые сопровождались магическими церемониями: татуированием, огненными испытаниями… больше не соответствуют нашему современному менталитету, который требует объяснить причину вещей. Но должно сохраниться главное: посвященческий смысл перехода. Ибо переход от ребенка к взрослому есть не что иное как переход от персональности к индивидуальности. Если детская самовлюбленность естественна, поскольку она даже источник развития ребенка, то становление взрослым требует преодолеть этот эгоцентризм.
Эта необходимость преодолеть и превзойти себя, свойственная отрочеству[5], является непонятной для взрослого, оставшегося ребенком, который еще барахтается в противоречиях своей низшей природы. И тогда отрочество проживается как переход к пустоте, в лучшем случае сопровождаемое несбыточными мечтами, от чего чаще всего возникает действительное отвращение к отвергаемому обществу, к которому, однако, надо будет адаптироваться, ибо нет ничего лучшего взамен. Этот переход к пустоте сопровождается более или менее обостренным чувством смерти. Ведь надо умереть, чтобы жить[6], надо умереть для тюрьмы персональности, чтобы жить для свободы индивидуальности. Вот глубинный смысл посвящения. Но как взрослый может помочь подростку, если он сам еще не начал это внутреннее преобразование, которое является единственной движущей силой изменения, прогресса, совершенствования в мире? Свобода будет существовать внешне, когда человек внутренне укротит свои импульсы и будет свободен от их власти. Покой будет в мире, только когда человек успокоит самого себя. Гармония установится на земле, только если человек установит гармонию в самом себе, вплоть до вибраций клеток своего физического тела: тогда повсюду, где он будет проходить, он будет распространять эту гармонию.
Вот почему понимание наших двух натур, персональности и индивидуальности, решает все проблемы и ведет человечество к самым великим изменениям. Это понимание направляет науку и технику к решению проблем в планетарном масштабе, оно обязывает любить любовью, которая превосходит семейный и государственный эгоцентризм и которая усматривает в каждом существе вечную искру Бога. В этих условиях не сможет разразиться никакая война: в состоянии сверхсознания, свойственного индивидуальности, возникает чувство единства всех существ, и поскольку зло прежде чувствуется самим, его невозможно причинить другому.
Пока поддерживают и распространяют философию персональности, которая во всем исходит из потребностей тела, материи, сепаратизма, надеются разрешить проблемы, считая людей кусками плоти, которых где угодно скапливают, разрывают на части, мучают, убивают. Да, проблемы бывают решены, но только внешне и на короткое время, ибо бессмертная душа умеет влиять на другие души и карма потребует оплатить эти преступления. Такой ценой обретенное изменение остается в адском цикле мести. То есть на самом деле ничего не меняется, все только бесконечно повторяется.
Но речь не идет о том, чтобы Учитель Омраам Микаэль Айванхов призывал к какому-то односторонему разоружению. Надо, чтобы эта работа над собой была общей для всего человечества. Для этой работы не будет безработицы! Если бы элита всех стран восприняла эти идеи, она привнесла бы изменения, которые отразились бы во всех слоях общества во благо всех, ради выживания человеческого рода!
Хотя Омраам Микаэль Айванхов вложил в наши руки золотой ключ для решения всех проблем, мы не строим себе иллюзий. Если ставка велика, то требуется долгосрочная работа. Хватит ли каждому из нас одной жизни, чтобы сгармонизировать эти две природы?.. сделать видимым невидимый свет духа?
Читателю остается только позволить затронуть и увлечь себя примерами, образами, объяснениями, которые изобилуют в этой книге, оставаясь окруженным со всех сторон драмой нашего существования: как в соперничестве двух команд надо следить за каждым игроком и видеть всю игру в целом. Этих 25 лекций не так уж и много: они помогают нам усвоить правила борьбы между нашей высшей и нашей низшей природой и показывают нам, как решается победа высшей психической инстанции, индивидуальности, являющейся истинным творцом перемен. Повторы и пересказы являются частью атмосферы праздника, добавляясь к ожиданиям и энтузиазму публики, как во время больших турниров: несмотря на почти равные позиции игроков, результат варьируется… варьируется до бесконечности, ибо жизнь, великий импровизатор, пришпоривает нас своей мудростью и ставит перед нами новые проблемы, которые нам надо решить с умом, любовью и самообладанием, если мы стремимся к великому изменению: реализации Всемирного Белого Братства.
Бонфен 17 июля 1983 года
Агнес Лейбович
Agregee de I'Universite
Глава I
Персональность – низшее проявление индивидуальности[7]
Вопрос: «Учитель, вы нам однажды сказали, что персональность не божественной природы. Как можно это объяснить, если ничто не существует вне Бога?»
Вы задали мне важный вопрос, к рассмотрению которого очень трудно приступить. Слово «божественный» можно понимать в двух весьма различных смыслах. Когда я говорю, что персональность не божественной природы, я хочу сказать, что ей не присущи качества Божества, то есть света, устойчивости, вечности. В этом смысле только индивидуальность божественна, но в то же время персональность и индивидуальность суть части одной и той же реальности.
Посмотрите, что говорится в Священных Книгах о добре и зле. В некоторых старинных книгах Индии можно, например, найти такие фрагменты, приписываемые Самому Богу: «Я есть добро и зло. Я создал все…» Следовательно, все войны, все опустошения, все плохое для нас Бог создает Сам… Можно удивляться, читая подобное, но это правда, ибо ничто не существует вне Бога, значит, и зло, и то, что мы воспринимаем, как зло, часть Самого Бога. В то же время в других отрывках Бог заявляет: «Я не допускаю зла, Я непримирим, Я наказываю злых…» Чтобы понять это противоречие, необходимо пролить на него больше света. Как может Бог в одно и то же время и создавать зло, и бороться с ним, чтобы победить его и уничтожить?
Однажды я вам это уже говорил: возможно, Бог создал людей, чтобы организовать себе спектакль. Возможно, он скучал и захотел позабавиться… Теперь Он смотрит и смеется, так как видит, что происходит между ними. Но в действительности существует только Он.
Посмотрим теперь, как сформировалась наша низшая натура – персональность. Происхождение персональности связано с духом: он выделил, секретировал ее. В основе происхождения всего находится дух, и, когда дух захотел проявиться, он вынужден был смоделировать средства, приспособленные к все более и более плотным сферам материи, в которые он собирался спуститься. Эти средства называют телами. От более тонких до более плотных: это атмическое, буддхическое, каузальное тела, соответствующие нашей высшей природе – индивидуальности; затем ментальное, астральное, физическое тела, соответствующие нашей низшей натуре – персональности. Физическое тело, астральное (тело чувств) и ментальное (тело мыслей) отражают на низшем уровне атмическое, буддхическое и каузальное тела.
Вы скажете: «Но как же происходит, что персональность, если она является отражением индивидуальности, столь ограниченна, слаба, слепа и склонна к заблуждениям?» Я вам отвечу, что каждый из нас обладает этой индивидуальностью, являющейся божественной эссенцией: она существует в небесных сферах, где наслаждается самой большой свободой, самым большим светом; она в счастье, в мире, и обладает всеми возможностями. Но в более плотных сферах материи она может выразиться только с помощью трех низших тел (персональности), и человек, которого здесь мы видим слабым, невежественным, злым, там – наверху – в то же самое время представляется существом, обладающим знанием, любовью, могуществом. Вот почему в одном и том же существе находят эту ограниченность – внизу, и это богатство, всемогущество – наверху.
Эзотерическая наука нам объясняет, что человек – это очень богатое и сложное существо, и что он намного больше того, как его себе представляют люди. В этом большая разница между Наукой эзотерической и официальной наукой. Официальная наука говорит: «Мы хорошо знаем человека, он состоит из таких-то частей, обладает такими-то органами, такими-то клетками, такими-то химическими субстанциями – все перечислено и всему даны названия. Вот весь человек». Тогда как Наука эзотерическая утверждает, что, кроме физического тела существуют и другие тела человека.
В настоящий момент, когда индивидуальность хочет проявиться через плотные, густые сферы персональности, она не может это осуществить в полной мере. Необходимо еще много времени, много опытов, упражнений, исследований в течение веков и тысячелетий, чтобы тела, составляющие персональность, стали выражением качеств и добродетелей индивидуальности. Но когда-нибудь они достаточно разовьются, ментальное тело станет настолько возвышенным и прозрачным, что начнет, наконец, понимать божественную мудрость, астральное тело будет способно питать наиболее благородные и бескорыстные чувства, физическое тело приобретет все возможные способности, ничто не сможет ему сопротивляться.
Поскольку настоящего разделения между двумя натурами не существует, индивидуальность всегда ищет возможность влияния в положительном направлении на персональность, но персональность, которая хочет оставаться независимой и свободной и всё делать по-своему, весьма редко подчиняется импульсам свыше. Хотя она одушевляется, оживляется, питается, поддерживается индивидуальностью, она сопротивляется ей вплоть до того дня, когда, наконец, индивидуальности удается проникнуть в персональность, чтобы контролировать ее и господствовать над нею. Персональность становится настолько покорной, послушной, что действует только вместе с индивидуальностью: это полное растворение, истинная любовь, истинное супружество[8]. Вот что означает в Науке эзотерической «свести концы с концами». Один из этих концов – персональность, которая тройственна, как Цербер – собака с тремя головами, охраняющая вход в Ад; другой конец – наша индивидуальность, наша божественная натура, которая тоже тройственна. Это растворение, единение, это супружество, столь желанное, должно однажды наступить… но каким образом? Это трудно определить. Для каждого это может произойти по-разному. Вот работа ученика в ожидании такого дня: среди всех перипетий и невзгод жизни он должен достичь подчинения персональности индивидуальности, этой божественной воле в нём самом, чтобы стать ее послушным инструментом. Это цель всех упражнений и практик, которым обучают в Посвященческих школах.
Большинство людей послушны капризной, беспорядочной, бунтующей, анархической персональности, убежденные в том, что это лучшая манера поведения, истинный прогресс, настоящая эволюция. Некоторые, более разумные, более развитые, имевшие много опыта в других инкарнациях, выбирают другую дорогу – дорогу контроля над собой, дорогу самообладания. Благодаря разумности, воле, сознанию, которые всем управляют, все координируют и контролируют в их жизни… благодаря, если хотите, свету в них, им удается приручить в себе все беспорядочное и анархичное… И в этот момент Божество, живущее в них, начинает проявляться и выражаться через неподозреваемые дотоле средства: цвета, формы, запахи, музыку, разумность, небесную красоту.
Вопрос в том, что даже когда человек очень хорошо знает, что такое эволюция, свобода, самообладание, все-таки время от времени он позволяет персональности руководить собой. Почему? Потому что степень сознания, достигнутая нами в данный момент, является формацией персональности. Мы не достигли пока сверхсознания, являющегося степенью сознания самой индивидуальности. Если бы мы обладали этим расширенным сознанием, характеризующим индивидуальность, мы чувствовали бы, что жизнь едина, что мы все связаны, что все существа представляют единство в этом океане всеобщей жизни, в котором плавают все создания, и мы имели бы отличные от наших обычных ощущений ощущения радости, восторга, красоты, бесконечности… Но, поскольку наше сознание – это производная нашей персональное™, и корнями своими оно погружено в три тела персональности, оно ограничено; какие мы имеем мысли, эмоции, действия, таково и наше сознание. Ограниченное сознание, это сознание разделенности: мы чувствуем себя всегда исключенными из целого, отделенными от людей и природы.