banner banner banner
Организация и технология торговли
Организация и технология торговли
Оценить:
 Рейтинг: 0

Организация и технология торговли

Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомственность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:

• оптовая торговля;

• розничная торговля;

• общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Виды торговли показаны на рис. 2.1.

В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Рис. 2.1. Виды торговли

Государственное регулирование торговли

Рис. 2.2. Задачи, принципы и формы государственного регулирования торговли

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Рис. 2.3. Меры государственной поддержки торговли

Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

В современных экономических условиях государственное регулирование торговли включает основные задачи, принципы, формы и меры государственного регулирования (рис. 2.2), используются различные меры государственной поддержки торговых организаций (рис. 2.3).

2.3. Лицензирование торговой деятельности

Одной из основных форм государственного регулирования торговли является лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Вопросы лицензирования торговой деятельности регулируются ст. 13 Конституции, Гражданским кодексом, Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 17 июля 2003 г. № 17 и другими нормативными актами.

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. На рис. 2.4 представлены лицензируемые виды деятельности в торговле. Схематично порядок получения лицензии представлен на рис. 2.5.

Рис. 2.4. Лицензируемые виды деятельности в торговле

Лицензиат – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо (осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность).

Рис. 2.5. Порядок получения лицензии

Рис. 2.6. Лицензирующие органы по розничной и оптовой торговле

Лицензирующие органы – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы. Лицензирующие органы по оптовой и розничной торговле представлены на рис. 2.6.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных законодательством требований и условий, предъявляемых к соискателю при выдаче лицензии и к лицензиату при осуществлении им деятельности (рис. 2.7).

Соискателю лицензии дополнительно к документам, перечисленным на рис. 2.5, необходимо предоставить и другие документы, установленные соответствующим законодательством.

Не требуется специальных разрешений при реализации бывших в употреблении товаров; проездных талонов, интернет-карт, пластиковых телефонных карт; билетов на посещение театрально-зрелищных, выставочных и спортивных мероприятий; при продаже сельхозпроизводителями своей продукции (за исключением торговли в торговых объектах); предметов религиозного назначения в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях религиозными организациями; образцы товаров, экспонируемых на выставках; произведений живописи, графики, скульптуры и предметов народных промыслов авторами этих произведений (при наличии документов, подтверждающих их профессиональное образование или членство в творческих союзах).

Рис. 2.7. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении розничной и оптовой торговли

Лицензирующий орган может аннулировать лицензию при выявлении грубых нарушений лицензиатом. К ним относятся:

• продажа товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, повлекшая создание опасных условий для жизни, нанесения ущерба здоровью, имуществу потребителя;

• осуществление розничной торговли в местах, не установленных местным исполнительным и распорядительным органом;

• отсутствие сопроводительных документов либо не соответствующих действительности документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, заполненных в установленном порядке;

• несоблюдение ассортиментного перечня товаров;

• торговля алкогольными напитками без акцизных марок и (или) специальных марок, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких напитков, если маркировка их акцизными марками и (или) специальными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких изделий, если маркировка их акцизными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• неоднократная (два и более раз в течение года) розничная торговля товарами без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

• осуществление индивидуальными предпринимателями розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью более 1 литра (массой более 1 килограмма);

• несоблюдение режима работы, установленному торговому объекту, включая торговое место на рынке, а также времени продажи алкогольных напитков;

• и др.

Лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии при выявлении государственным органом просроченной задолженности по расчетам с поставщиками за реализованную лицензиатом мясную и молочную продукцию (свыше одного месяца), за водку, ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 28 % и табачные изделия (свыше двух месяцев), за продовольственные товары (свыше трех месяцев) при условии, что производство указанных товаров осуществляется на территории Республики Беларусь.

Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии на основании заявления или копии документов, подтверждающих осуществление расчетов с поставщиками, в течение 20 дней со дня подачи заявления. При повторном выявлении в течение шести месяцев у лицензиата просроченной задолженности принимается решение об аннулировании лицензии в порядке, установленном законодательством.

2.4. Организационные структуры розничной торговли Республики Беларусь

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговая система – это совокупность организаций розничной и оптовой торговли, входящих в министерство (ведомство), с учетом формы собственности, специфики продаваемых товаров и контингента обслуживаемого населения. Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.

Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.