banner banner banner
Разговоры с таксистами о жизни и устройстве Вселенной
Разговоры с таксистами о жизни и устройстве Вселенной
Оценить:
 Рейтинг: 0

Разговоры с таксистами о жизни и устройстве Вселенной

Будет несправедливым сказать, что защита окружающей среды и космические путешествия всегда были диаметрально противоположны друг другу. Многие организации, участвующие в исследовании Земли, восприняли исследование космоса как новый рубеж, а астронавты прославляли опыт пребывания в космосе за возможность увидеть, насколько хрупка и мала наша планета. Но в более широком масштабе эти два направления оставались обособленными друг от друга, способствуя взаимному антагонизму и вызывая убежденность в том, что мы должны сперва решить проблемы на своей планете, а уж потом подаваться за ее пределы.

Но есть и другой взгляд на будущее человечества. Нам необязательно стоять на развилке, выбирая между заботой о родной планете и изучением Вселенной. Такое отношение определяет эти виды деятельности как взаимоисключающие, подчеркивая антагонизм между ними. Хотя на самом деле и то и другое пронизано взаимными научными и технологическими преимуществами. То, что мы узнаём, исследуя космос, может помочь нашему пониманию Земли. И многие начинания, такие как составление карт астероидов и освоение ресурсов, приносят немедленную практическую пользу, помогая нам защитить Землю и все живущее на ней.

Космический корабль Земля. Вот мы на нем, вращаемся на орбите вокруг Солнца. Вместо того чтобы рассматривать космос как нечто отвлекающее нас от наших мирских проблем, мы должны всем сердцем принять наше место во Вселенной. Поняв, что Земля связана со структурой и судьбой Солнечной системы и других планет внутри нее, мы научимся лучше заботиться о нашей родной планете и поймем, как мы можем использовать космос в своих интересах, чтобы повысить шансы на успех и обеспечивать наши потребности. Мы не должны терять время и откладывать решение критических экологических проблем, с которыми сталкиваются люди и вся остальная биосфера, на потом, но в то же время мы должны мобилизовать свои возможности для исследования космоса, чтобы улучшить наше будущее. Учитывая то, что экологический кризис нельзя отложить, может показаться, что освоение космоса должно подождать, что это непозволительная роскошь. На самом деле необходимость исследования, наоборот, обостряется, а не уменьшается из-за этого. Защита окружающей среды и исследование космоса идут рука об руку, и благодаря им у нас есть шанс добиться такого будущего, где Земля – убежище, о котором заботится цивилизация, преуспевшая в космических путешествиях.

Заплатив за проезд, я поблагодарил таксиста и растворился в толпе пассажиров, направлявшихся к поездам. Вероятно, последним, о чем они могли думать, были астероиды или Марс. Тем не менее мне кажется, что медленно, но верно такие разговоры, как у меня только что был с моим водителем, – о Земле и космосе, защите окружающей среды и успехах, которые могут быть достигнуты при изучении пространства вовне, – становятся все более распространенными. По мере того, как мы будем приближаться к звездам, возможно, идея о космических поселениях проникнет в общественное сознание так же, как понимание того, что будущее Земли находится под угрозой. Возможно, таксисты скоро поймут, что поддерживать разговор об экологии, городах в космосе и астероидах – это просто часть их работы.

Космические путешествия становятся общедоступными. На снимке показан корабль SpaceX Dragon, стыкующийся с МКС. На нем могут летать частные астронавты (NASA / SpaceX)

5. Полечу ли я на Марс?

Поездка от Эдинбургского университета до вокзала Уэверли, чтобы сесть на поезд до Лондона

– На вокзал? – спросила меня таксистка. – Куда поедете? В какое-нибудь интересное место?

На вид ей было чуть больше сорока. Очки в красной оправе и пышная рыжая шевелюра. У нее была привычка постукивать по рулю и время от времени поправлять очки.

– Я еду в Лабораторию Резерфорда – Эплтона в Дидкоте, чтобы поговорить об одном эксперименте, который мы хотим провести в космосе, – поделился я.

– Космос? Вы сказали «космос»? – она бросила любопытный взгляд в зеркало заднего вида.

– Да, пока просто идея, но мы думаем, как сделать, чтобы объект долетел до космической станции в ближайшие пару лет, – продолжил я.

Потом она задала вопрос, который я слышу довольно часто:

– А вы сами полетите?

Многие люди думают, что есть реальная вероятность, что я отвечу положительно. Мне бы этого хотелось.

– К сожалению, нет. Мне пришлось бы сильно постараться, чтобы стать астронавтом, – ответил я ей. – Может, когда коммерческие ракетно-космические компании смогут предложить какой-нибудь вариант подешевле, то такие люди, как я, смогут летать так часто, как захотят. Так что не в этот раз. А вы бы сами полетели?

Она снова взглянула в зеркало, которое на этот раз полностью заполнили ее широко распахнутые глаза, разглядывающие меня на заднем сиденье. Она поправила очки и побарабанила по рулю.

– Я бы да! – не колеблясь, кивнула она. – С удовольствием. Моего мужа бы это не особо впечатлило. Дети выросли, так что им все равно. Но вы только представьте, какой шанс! Я бы полетела. Не на всю жизнь. Я бы хотела вернуться. Но полетела бы.

Мне стало интересно, почему ей так этого хотелось.

– Это же приключение! – воскликнула она. – Даже если я стала бы не первой, без разницы. Мне нравится моя работа, вы не подумайте, но Эдинбург… Он может доконать своей монотонностью, каждый день одно и то же. В космосе все по-другому. Если бы мне выпал такой шанс, я бы им воспользовалась.

Она была не первой, кого я встретил, кто обеими руками ухватился бы за шанс полететь в космос. Если честно, меня это всегда удивляло и забавляло. Огромное количество людей, от которых такого совсем не ожидаешь, таят в себе горячее желание слетать в космос. Владельцы гостиниц, банкиры, консультанты в магазинах, заключенные – пожалуй, нет такой области, в которой бы не нашлось амбициозного потенциального галактического путешественника.

У меня есть личный опыт в этой сфере. Это было в 1992 году, когда я заканчивал свою докторскую. Я сидел в оксфордском пабе, восторженно рассказывая товарищам по учебе о своем интересе к Марсу. Так случилось, что это происходило за два месяца до всеобщих выборов[22 - Всеобщие или парламентские, выборы в Великобритании – выборы в палату общин, нижнюю палату парламента.], и мои собутыльники предложили, чтобы я выставил свою кандидатуру с программой, продвигающей марсианские путешествия. Я так и сделал. А они согласились присоединиться к моему теневому правительству. На следующий день мы подъехали к избирательному центру округа Хантингдон, где тогдашний премьер-министр Джон Мейджор был членом парламента. Мы собрали обязательные десять подписей, оплатили взнос, и родилась партия «На Марс». Мы установили колонки в мою машину (тогда это был «Мини Купер») и превратили ее в предвыборный автобус, разъезжая по улицам и прося подписи у прохожих. Конечно же, чтобы в этом преуспеть, требовался броский лозунг. Слоган «Пришла пора перемен… – ить планету!» прекрасно справился с задачей, вызывая улыбки на лицах людей, так что на нем мы и остановились. Затем мы приступили к работе с нашим довольно серьезным манифестом, в котором Британии предлагалось поставить перед собой цель построить на Марсе станцию и активизировать свое участие в исследовании этой планеты. Каждую субботу во время этой ураганной кампании я читал импровизированные лекции об исследованиях Марса на улицах Хантингдона и заходил в любые места, от радиостанций до больниц и церквей, распространяя информацию.

Наступила ночь выборов. Я стоял, трясясь от волнения, рядом с извечными сатирическими кандидатами – Скриминг Лордом Сатчем[23 - Скриминг Лорд Сатч (Вопящий Лорд Сатч) – британский рок-музыкант, а позже политический лидер, основавший «Официальную чудовищно-бредовую полоумную партию» (Official Monster Raving Loony Party). Несмотря на заявленную абсурдность партии, некоторые из ее идей были воплощены в жизнь, например пабы, открытые в течение всего дня, и право участвовать в выборах для восемнадцатилетних.] и Лордом Бакетхедом[24 - Лорд Бакетхед (Лорд Ведроголовый) – уже трижды выступавший против Консервативной партии кандидат, лицо которого скрыто ведром. Утверждает, что является межгалактическим лидером, и сильно напоминает Дарта Вейдера. Его слоган – «Сильное, не совсем стабильное лидерство» (пародия на слоган Терезы Мэй «Сильное и стабильное лидерство»).] – и даже действующим членом парламента и получил народный вердикт: девяносто один голос за. Я занял предпоследнее место, обойдя Партию закона природы и упустив свой шанс получить место в парламенте, ведь мне не хватило всего-то несколько десятков тысяч голосов. Но на самом деле даже девяносто один голос меня насторожил, учитывая, что я никого не знал в Хантингдоне. Я до сих пор понятия не имею, кто были эти люди. Но за те два месяца я многое узнал о том, что думают обыватели об исследовании космоса. Энтузиазм публики выходит за пределы просмотра тематических телешоу. Тот факт, что ты можешь заявиться на такое серьезное мероприятие, как парламентские выборы, и уговорить девяносто одного незнакомого тебе человека проголосовать за тебя и присоединиться к путешествию на Марс, многое говорит о степени воодушевления, которое вызывает перспектива межпланетных полетов. Так что энтузиазм моей таксистки не стал для меня сюрпризом, но я продолжаю подмечать широкий интерес к космическим путешествиям не только как к задаче для роботов и летчиков реактивных самолетов, но и для всех нас.

– Как долго придется ждать? – спросила таксистка, пытаясь понять, когда ей представится такая возможность.

Как и другие люди моего возраста, я помню ранние, пьянящие дни исследования космоса. Помню, когда мне было лет восемь, я прочел книгу о программе NASA «Аполлон». Была середина 1970-х годов, и полеты на Луну случились не так давно. Слова Нила Армстронга все еще звучали в ушах многих людей; обещание того, куда нас приведут эти грандиозные подвиги, вызвало лихорадочное возбуждение. В конце книги, в которой подробно описывались лунные приключения Армстронга и Базза Олдрина, были две страницы, посвященные блистательному будущему 1980-х. Страницы пестрели изображениями марсианских баз и космических кораблей, которые отвезут нас в дальние путешествия во внешние уголки Солнечной системы. Эти возможности казались далекими, но все же не настолько, чтобы не быть осязаемыми. Знаете, что самое грустное? В восемь лет я действительно думал, что отправлюсь на Марс в 1980-х.

Футуристы того времени предсказывали космические путешествия как нечто обыденное, а не как что-то, предназначенное для избранных, которым повезет обладать «правильными» качествами, чтобы стать астронавтами. Джерард О’Нилл, физик и преподаватель в Принстонском университете, в 1976 году написал целую книгу «Высокий рубеж: человеческие колонии в космосе» и заполнил ее фантастическими дизайнами космических поселений. Одно из них выглядело, как космический корабль тороидальной формы[25 - Представьте себе пончик.], окруженный зеркалами-отражателями, чтобы ловить лучи Солнца, и медленно вращающийся, чтобы симулировать земную гравитацию. А внутри корабля десятки тысяч космических колонистов выращивали еду, ухаживали за домами и строили дороги. Изображения О’Нилла предложили нам удивительное ви?дение двух городов по разные стороны огромного цилиндрического пространства, расположенные таким образом, что один будто подвешен прямо над другим.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)