banner banner banner
Направлять, а не ругать. Как общаться с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным и уверенным в себе
Направлять, а не ругать. Как общаться с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным и уверенным в себе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Направлять, а не ругать. Как общаться с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным и уверенным в себе

Направлять, а не ругать. Как общаться с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным и уверенным в себе
Ханако Симамура

МИФ ПсихологияСпокойное детство (МИФ)
Воспитание сердцем на практике. Если Альфи Кон рассказывает, что такое безусловное воспитание, каковы его принципы и почему оно важно, то Ханако Симамура описывает, как применять эти принципы в жизни.

Как хвалить ребенка, чтобы не демотивировать его и не обидеть? Как правильно ругать? Почему не нужны наказания? Как взрослому слушать, чтобы установить и сохранить связь с ребенком?

В книге множество примеров и кейсов из реальной жизни. Для российских читателей издание особенно актуально: менталитет японских мам схож с нашим – они тоже склонны к перфекционизму и восприимчивы к давлению общества, которое требует быть идеальными и не допускать ошибок.

Для кого книга

Для родителей детей от 3 до 12 лет.

Для родителей, склонных к перфекционизму и тревожности, восприимчивых к давлению общества, которое требует быть идеальными и не допускать ошибок.

На русском языке публикуется впервые.

Ханако Симамура

Направлять, а не ругать. Как общаться с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным и уверенным в себе

Оригинальное название:

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

MONTESSORI KYOUIKU REGGIO EMILIA KYOUIKU WO SHIRITSUKUSHITAOXFORD JIDOU HATTATSU GAKU HAKUSHI GA KATARU JIBUN DE DEKIRU KO NI SODATSU HOMEKATA SHIKARIKATA

Copyright © 2020 by Shimamura Hanako

Original Japanese edition published by Discover 21, Inc., Tokyo, Japan

Russian edition published by arrangement with Discover 21, Inc.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2024

* * *

Предисловие

И дома, и в образовательных учреждениях встает вопрос о том, как хвалить и ругать ребенка: это очень сложная проблема, многие ломают над ней голову.

Вам доводилось задумываться над тем, как именно вы хвалите или ругаете ребенка? А может, вы используете такие слова неосознанно?

ХВАЛИМ

«Молодец!»

«Отлично! У тебя талант!»

«Сразу видно – старший братик (старшая сестричка)!»

РУГАЕМ

«Я же сказал(а): нельзя!»

«А ну-ка быстро …!»

«Мы же договорились!»

Оказывается, способы поощрения и порицания серьезно влияют на наши отношения с детьми и на то, какими они растут. Возможно, низкая самооценка у детей (считается, что в Японии это частое явление) возникает не потому, что их недостаточно хвалили в силу культуры скромности, а потому, что их поощряли и ругали неэффективно.

Работая в системе образования Монтессори[1 - Метод или система Монтессори – педагогическая система, основанная на создании такой среды, которая способствует самостоятельному развитию ребенка. Назван так по имени Марии Монтессори, итальянского педагога и врача. Здесь и далее прим. пер.] в Канаде, я на своем опыте убедилась не только в том, что «награда» и «наказание» равноценны, но и в том, что для ребенка в них нет никакой необходимости.

Если ваше чадо действует, чтобы получить поощрительную наклейку или избежать наказания от взрослого, крайне сложно распознать его любознательность и интерес.

В самом начале своей деятельности в сфере образования я как-то похвалила ребенка, который быстро справился с порцией букв: «Вот это да! Как ты быстро написал!» С того момента ребенок стал каждый раз стремительно заканчивать работу, чтобы показать ее мне. Он больше не старался выполнить задание так, как ему нравится, и сосредоточился лишь на том, чтобы скорее завершить его ради моей похвалы.

Так мой опыт педагогического работника позволил мне заметить, что награда через похвалу, как и наказание, даже когда вы делаете это неосознанно, может стать способом управления действиями и внешней мотивацией ребенка, помехой тому, что он на самом деле хочет сделать.

Мне стала интересна внутренняя мотивация детей, и я, поставив точку в своей педагогической деятельности, отправилась в Англию, чтобы заняться исследованием эффективных способов поощрения, основанных на теориях мотивации. Серьезный интерес вызывали у меня и другие образовательные методы помимо Монтессори, поэтому я проводила исследования, посвященные результатам системы Реджо Эмилия[2 - Метод или система Реджо Эмилия – педагогическая система, предусматривающая для детей возможность самостоятельного обучения и развития, нацеленная в том числе на установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и образовательной средой. Названа так в честь итальянского города Реджо Эмилия, где впервые был использован инновационный подход в воспитании детей, разработанный психологом Лорисом Малагуцци.]. Методы серьезно отличаются друг от друга на микроуровне, например учебными планами, но очень похожи на макроуровне тем, что в их основе – абсолютное уважение и почтение к ребенку.

И метод Монтессори, и метод Реджо Эмилия рассматривают каждого ребенка не только как всемогущего ученика, которому способности даны с рождения, но и как полноправного гражданина. Такое восприятие детей взрослыми, такой взгляд на них стали основой обоих методов. Рассматривая ребенка как отдельного гражданина, взрослый, чтобы развить его самостоятельность, желание «сделать самому», отступает в сторону и занимается созданием среды, в которой малыш может удовлетворить свою страсть к исследованиям. Воспринимая его как гражданина, наделенного правами, взрослый уважает его мнение, общается с ним, не забывая, что сам тоже скромный ученик.

Итак, взгляд взрослых на детей влияет не только на способ общения с ребенком, но и на концепции образования, на роль взрослого. И когда взрослый, наряду с образованием, говорит и о воспитании детей, он должен спрашивать себя, не навязывает ли ребенку невольно свое видение «успеха», не общается ли с ним, выставляя «условия», поскольку это необходимо для воспитания, – например, выторговывая привязанность.

Что же такое система образования, в которой принято хвалить и ругать так, чтобы это пошло на пользу ребенку, а не удовлетворяло эго взрослого? И что же такое воспитание детей, не навязывающее им надежды и оценки взрослых? Как дошкольный педагог и ученый, занимающийся вопросами развития детей, я взялась за написание этой книги, желая поделиться с читателями эффективными способами общения, основанными на образовательных теориях и результатах исследований.

Эта книга не только объясняет, почему «молодец», «отлично», «потрясающе» и «нет», «нельзя» оказывают негативное влияние на ребенка, но и знакомит вас с принципами общения без использования этих привычных выражений. Также я расскажу о принципах и методах безусловного внимания, направленных на ребенка в целом и не превращающих привязанность в награду.

Осознав и чуть-чуть изменив привычные слова, которыми, не задумываясь, обычно хвалят или ругают детей, вы сможете укрепить свою связь с ними. А чуть-чуть пересмотрев свой взгляд на ребенка, вы, возможно, поймете, как перейти от обусловленного внимания к безусловному. Я буду счастлива, если книга, которую вы держите сейчас в руках, поможет вам в воспитании и обучении детей.

Здесь говорится о способах поощрения или порицания детей в возрасте 3–12 лет.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДА РЕДЖО ЭМИЛИЯ

Глава 1. Ребенок меняется в зависимости от того, как к нему обращаются родители

Неужели похвала может лишить ребенка самостоятельности?

Поощрение и порицание – это кнут и пряник. Родители не задумываясь используют их и тем самым управляют действиями ребенка так, как они считают нужным.

Это называется обусловленным вниманием[3 - Assor A., Roth G., & Deci E. L. The emotional costs of parents’ conditional regard: A Self-Determination Theory analysis // Journal of personality. 2004. Vol. 72. Nol. 1. Pp. 47–88.]. Такой подход также получил название «положительное подкрепление» (positive reinforcement) и часто используется при работе с животными, чтобы повысить частотность желательных для человека действий.

Противоположность обусловленному вниманию – безусловное. Рассмотрим различия между ними подробнее.

Два вида внимания при воспитании ребенка