Книга Великая французская революция и механизмы власти - читать онлайн бесплатно, автор Роман Николаевич Шалимов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Великая французская революция и механизмы власти
Великая французская революция и механизмы власти
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Великая французская революция и механизмы власти

Великая французская революция и механизмы власти


Роман Николаевич Шалимов

© Роман Николаевич Шалимов, 2024


ISBN 978-5-0062-7582-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Эта монография рассказывает о Великой французской революции с 1789 по 1794 годы. Её цель познакомить читателя с теми событиями в контексте политической истории, а её актуальность обусловлена предстоящей Олимпиадой-2024 в Париже. Изложенные факты являются общеизвестными и не требуют сносок, акцент сделан на некоторых политических закономерностях, актуальных для нашего времени.

Почему я решил взяться за эту тему? Как известно, скоро Олимпийские игры в Париже и на этот раз талисманом олимпиады стали фригийские шапочки – символ освобождения рабов в Древней Греции. Фригийская шапочка является символом многих государств – США, Франции, Бразилии, Аргентины и других.


Фригийские шапочки – талисман Олимпиады-2024


Печать сената США


Картина «Символ Бразилии», автор Мануэл Родригез


Герб Аргентины


Во время Великой французской революции, а её ещё часто называют просто Великая революция, фригийская шапочка была символом республиканской Франции. Как правило, символ включал в себя Марианну – Богиню Свободы, с фригийской шапочкой на голове. Сейчас Марианна во фриге является официальным и универсальным логотипом для органов исполнительной власти Франции. Также Марианна во фриге угадывается в эмблеме Олимпийских игр в Париже. Также по мотивам Марианны была создана статуя «Свобода, озаряющая мир», в Нью-Йорке.


Логотип исполнительных органов власти Франции


Плакат «Марианна во фриге» времён Второй мировой войны


Логотип Олимпиады-2024 в Париже


Картина «Открытие статуи Свободы», автор Эдвард Моран


Помимо талисмана, на открытии олимпиады, будет показана история борьбы за свободу, то есть, по сути, история Великой французской революции. И это шоу увидит весь мир. Поэтому, в каком-то смысле, узнать о церемонии можно уже сейчас и лучше всего это сделать на изучении событий Великой революции и её достижений.

О достижениях Великой революции напомнил недавно Международный олимпийский комитет. В октябре 2023 года, чиновники приняли решение о включении в принципы олимпийской хартии положения о необходимости соблюдения «международно признанных прав человека». Это означает, что участники соревнований, как-то связанные с нарушением прав человек не могут быть допущены к соревнованиям по олимпийским видам спорта, а это 90% спортивных соревнований. Я думаю, многие знают, что Декларация прав человека и гражданина – это первое достижение Великой французской революции, которое в корне изменило Францию и весь мир.

В декабрьском номере авторитетного журнала The Economist, в прогнозах на 2024 год, упоминается тот факт, что «2024 год будет стрессовым для тех, кого волнует судьба либеральной демократии, имея ввиду, что в этом году пройдут выборы в более чем 70 странах мира». То есть, в половине стран мира сменится правительство. И, как всегда это было, олимпиада окажет существенное влияние на общественное мнение жителей планеты.

Что касается механизмов власти. В интернете вы можете найти это словосочетание применительно к менеджменту или государственному управлению. Это действительно так. Но, во время революции, а в нашем случае социальной революции, государственное управление тесно связано с идеологией, поэтому механизмы власти во время Великой революции представляются, во-многом, как попытки проведения тех или иных законов в жизнь и вообще введение новых норм жизни. Мало написать новый закон, его надо ещё подкрепить революционной организацией и насилием.

Если вы планируете сдать экзамен по Великой французской революции или вас просто интересует данная тема, то эта лекция для вас.

Эта история – история Франции, империи Карла Великого или, как её ещё раньше называли, просто Империи Запада.

1. Идея о разделении властей

Прежде чем сказать о французских просветителях XVIII века, стоит обратить внимание, на какой почве они взросли. А политическая ситуация была следующая – последние три французских короля правили, 72 года – Людовик XIV, затем 59 лет – Людовик XV и 15 лет Людовик XVI. Поэтому было очевидно, что у населения накопилась некоторая усталость от дворянства. Помимо этого, незадолго до французской революции, произошла революция американская, в которой многие французы поучаствовали, набрались опыта и идей.


200 французских франков с изображением Шарля Монтескье


Среди французских просветителей, я бы отметил Вольтера, Руссо, Дидро, Сиеса и Монтескье. На идеях последнего стоит остановиться подробнее, потому как они радикально противоречили устоявшемуся политическому режиму. В 1748 году Монтескье опубликовал работу «О духе законов», в которой предложил идею о разделении властей, с учётом системы сдержек и противовесов. В 1750 году его книгу запретила Католическая церковь, а за её распространение полагалось отлучение.

Идея разделения властей основана том, что необходимо предотвратить концентрацию власти в одних руках путём сдержек и противовесов. Монтескье предложил три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, которые создают базу для республиканской формы правления. Республика – это форма правления противоположная абсолютной монархии, именно потому, что власть не концентрируется в одних руках, а распределена по трём ветвям. Распределение власти и балансирование между её ветвями – это признак современной республики.

По какой причине именно эти три ветви власти? Очевидно, что для выражения интересов нации требуются законодатели, которые установят нормы жизни характерные для данного общества. Но, как установить эти нормы? Для установления каждой из норм требуется некоторая профессиональная квалификация, поэтому из общества выделяются исполнители принятых законодателями решений – это и есть исполнительная власть. Но, как говорится «было гладко на бумаге, да забыли про овраги», гласит пословица, по этой причине, очень часто между законодателями и исполнителями возникают конфликты и для разрешения этих конфликтов требуется арбитр, то есть судебная власть.


Жан-Жак Руссо на почтовой марке СССР


Аббат Сийес, картина Жака-Луи Давида


Новацией Монтескье в триумвирате власти стало утверждение о том, что правильнее было бы допускать некоторое взаимопроникновение между исполнительной и законодательной ветвями, при этом судебная власть должна быть абсолютно независима.

Дополняя теорию разделения властей, стоит заметить, что с течением времени, количество ветвей власти увеличивалось и сейчас например, есть средства массовой информации – в лице государственной пропаганды. Об этом примере новой ветви власти стоит сказать подробнее.

С развитием радио и телевидения в начале XX века оказалось, что большинство людей не обладают достаточно устойчивой психикой, чтобы сопротивляться пропаганде или критически оценивать информацию и её источники, выяснилось, что лишь небольшое число людей обладают устойчивым к информационному воздействию мышлением. Большинство поверит во всё что-угодно, если это подкреплено авторитетом государства и цензурой. Я называю это явление «инопланетяне прилетели», то есть появление фантастической картины мира.

В художественной литературе есть образ, на мой взгляд, хорошо описывающий психологию большинства в ситуации цензуры и массированной пропаганды: «Люди боятся заглянуть в бездну (правды) потому, что боятся, что бездна может посмотреть на них в ответ». На этом основана идеологическая лояльность большинства.

В этой связи, зачастую складывается опасная ситуация, когда «хвост виляет собакой», то есть правительство даёт заказ на создание какой-то вымышленной истории, а сотрудники СМИ обрабатывают население, но, затем, с течением времени, заказчики начинают верить в эту вымышленную историю также, как и обыватели, потому что эта вымышленная информация доходит до них через их окружение. Достаточно несколько таких вымышленных историй, чтобы сформировать у правительства ирреальное восприятие действительности. То есть в вымыслы начинают верить их создатели, под управлением которых миллионы людей и оружие. Слово ирреальность можно также перевести, как реальность построенная иррациональной логикой, например религиозной. Многие религиозные книги запрещены к распространению именно потому, что обладают большой степенью убедительности, но при этом без всякой рациональной логики, яркий тому пример «Молот ведьм» за авторством средневековых инквизиторов.

В современном мире, насыщенном средствами контроля за жизнью человека, такими как видеонаблюдение, возможность чтения приватной переписки в социальных сетях и мессенджерах, а также получение информации об оплатах банковской картой, ещё одной ветвью власти можно считать органы госбезопасности. Обладая по сути неограниченными полномочиями по влиянию на жизнь человека, госбезопасность создаёт государство в государстве, то есть это некая ветвь власти спрятанная внутрь государства, как в матрёшке. Эта ветвь власти может жить только внутри государства, вне тела хозяина они гибнут.

Идея разделения властей Монтескье – это разумная идея, которая позволила удовлетворить запрос французского народа на свободу и справедливость. Но, кем был этот французский народ в 18 веке? В те времена государственная власть называла народ просто «третье сословие», подробнее о нём далее.

2. Третье сословие

В XVIII веке во Франции было три сословия – духовенство, дворянство и просто третье сословие, то есть все те, кто не принадлежал к первым двум. Выразителями мнения этого сословия считались предприниматели, ремесленники, жители городов и богатые крестьяне. Третье сословие – это было единственное сословие, которое платило налоги.

Напомню, что время Великой революции называлось Просвещение, то есть это был период накопления прогрессивных идей, которые постепенно реализовывались. Поэтому к 1789 году у третьего сословия уже сложилось некоторое видение нового политического устройства, которое включало бы это сословие в управление страной. Третье сословие не хотело королевского произвола и отрицало привилегии дворянства.

Накануне революции, один из её видных деятелей – аббат Сийес, выпустил брошюру с названием «Что такое третье сословие?», в которой назвал третье сословие «нацией» и ответил на ряд вопросов:

1) Что такое третье сословие? – Все.

2) Чем оно было до сих пор в политическом отношении? – Ничем.

3) Чем оно желает быть? – Чем-нибудь.

То есть Сийес сформулировал запрос на перемены.


Картина «Три сословия» из музея Карнавале, неизвестного художника


Среди третьего сословия выделялась группа предпринимателей, так называемая буржуазия. Эта группа требовала в первую очередь экономических свобод, то есть снижение налогов, обнуление пошлин, исчезновение государственного надзора, а также полную свободу в эксплуатации рабочих и крестьян. Под свободой эксплуатации понимался запрет ремесленных союзов, гильдий и цеховой организации, проще говоря – буржуазия пыталась запретить различные формы профсоюзов.

Причины по которым у буржуазии появились такие требования исходили из промышленной революции, которая шла с середины XVIII века. То есть, появились крупные предприятия, для поддержания стабильной работы которых требовалось уважение частной собственности, чтобы дворяне или силовики не приходили на фабрику и не требовали каких-то новых «налогов». Лозунг буржуазии был таков «Свобода. Собственность. Безопасность». В начале революции буржуазия была очень активна и, во-многом, на почве её требований к королю и развилась революционная ситуация.


Картина Адольфа Менцеля по мотивам промышленной

революции


У буржуазии были деньги – и это большая сила, но у аристократии и духовенства денег было больше, по сути у короля был «печатный станок» по выпуску облигаций государственного займа и он им от души пользовался. Поэтому французская буржуазия особо не надеялась на подкуп чиновников, а взяла себе в попутчики тех, чьим лозунгом станет «Свобода. Равенство. Братство». Это будут парижане и французские крестьяне, требовавшие уравнения в правах, то, что затем назовут правами человека.

Политическая жизнь так устроена, что в критической ситуации судьбы государств решают не отдельные лица – богатые люди или политические активисты, и даже не креативный класс или абстрактная интеллигенция, во время революции, единственной силой способной сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, является народ, без его поддержки революционеры – это никто. Поэтому союз буржуазии, горожан и крестьян был необходим.

Также стоит добавить, что не только революционеры берут себе в союзники широкие слои населения, иногда это делают и законные власти. Например во время военной мобилизации или «культурной революции», как это было в Китае. Иногда власти обращаются к народу с просьбой помочь, сознательно политизируя население. Под кураторством сотрудников силовых структур, создаются националистические клубы (в наше время это назвали бы чаты в мессенджерах), в которых участников обрабатывают какой-то примитивной идеологией. После чего, часть участников отправляется на войну, а вторая часть, не склонная к риску, остаётся жить в гражданском мире, но при этом продолжает исповедовать свою идеологию, и это вызывает рост преступности.

У националистических объединений есть особенность, их участники не без оснований полагают, что имеют право на управление делами в стране, по причине идентичности идеологии с государством, как они думают. То есть они знают «как надо лучше» и очень быстро пытаются составить конкуренцию чиновникам, как минимум идеологическую. В конечном итоге это приводит к тому, что националисты пытаются избавиться от куратора в силовых структурах и входят в противостояние с ними.

В ситуации политизации населения государством, политологи могут сказать «Народ люмпенизирован, а люмпен политизирован, и его надо деполитизировать». Поэтому мудрое правительство всегда пытается усыпить народ, а не заручиться его активной поддержкой или тем более войти с ним в противостояние, с заранее известным и многократно подтверждённым результатом.

3. Крестьянские восстания

К 1789 году во Франции сложилась тяжёлая макроэкономическая ситуации, во-многом она была обусловлена расходами на поддержку американской революции и невыгодным торговым соглашением с Британией.


Плакат «Young America», конца 19 века, по мотивам

американской революции


Помимо этого, король был склонен решать проблемы занимая всё больше денег и вводя новые налоги. Идея ограничить потребление дворян, силовиков и духовенства не приходила в голову королю.

Между 1700 и 1789 годами население Франции выросло с 21 до 28 миллионов человек, в то время, как в одном только Париже, насчитывалось более 600 тысяч жителей, треть которых не имела постоянной работы. Производство продуктов питания не успевало за ростом населения. В сочетании с рядом неурожаев, к 1789 году появились крестьяне, которым нечего было продавать и горожане, покупательная способность которых снизилась.

Бунтующих крестьян можно было разделить на две группы, которые побогаче и те, которые находились на пороге голодной смерти. Вторые не были оборванцами, но хлеб стоил так дорого и его было так мало, поэтому многие французы голодали. Спустя годы, на вопрос «Как делаются революции?» во Франции будут отвечать «Революции делаются брюхом», ведь сытое брюхо к ученью глухо.

У крестьян же побогаче был свой интерес в революции. Как только они накапливали некоторую сумму денег, то пытались выкупить дворянскую землю, но это редко удавалось, потому, что дворянин, догадываясь какой суммой владеет крестьянин, ставил высокую цену на выкуп. Поэтому, чтобы купить землю, крестьянин должен был отдать все свои сбережения и залезть в долги. А иных вариантов выкупа не было. Поэтому крестьяне во время бунтов первым делом жгли документы подтверждающие право дворянина на землю.

В июле 1789 года произошло крупное восстание крестьян, которое дало идеологический толчок крестьянскому движению. Помимо уничтожения дворянских документов, крестьяне стали публично отказываться платить десятины, феодальные повинности и вообще налоги, аргументируя это тем, что им требуется равенство в правах на землю. В городе Агде, во время бунта, по сообщениям городских чиновников «народ безумно вообразил себе, что он – это всё и что он всё может, ввиду того, что король якобы желает уравнения состояний». С этого момента крестьянские бунты приобретут некоторый идеологический окрас – крестьяне потребуют равенства.


Почтовая марка СССР с изображением И. С. Никитина


Эмоциональное состояние бунтующих крестьян хорошо выразил поэт Иван Никитин, хоть он писал о российских крестьянах, но настроения во Франции были похожими. Его стихи:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги