banner banner banner
Код «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Правда и вымысел в тексте знаменитого романа
Код «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Правда и вымысел в тексте знаменитого романа
Оценить:
 Рейтинг: 0

Код «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Правда и вымысел в тексте знаменитого романа


Подпись: Мазур Зигмунд».

Остается добавить, что профессор медицины Рудольф Мария Шпаннер никогда не привлекался к суду за содеянное и умер в своей постели в 1960 году в возрасте 65 лет. Во время Нюрнбергского процесса советская сторона обвинения пыталась использовать деятельность Анатомического института в Данциге как одно из доказательств преступлений нацизма против человечества, однако не получила поддержки. Более того, за три года до смерти Рудольф Шпаннер возглавил Кельнский анатомический институт и создал там анатомический атлас, который хорошо известен специалистам и используется до сих пор. Сожалел ли профессор о том, что варил мыло из людей? Мучили ли его угрызения совести? Об этом нам ничего неизвестно.

Глава II. Действительно ли они так ужасно воняли?

Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов – луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями… Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника – как жена мастера, воняло дворянство, и даже король вонял, как дикий зверь, а королева, как старая коза, и летом, и зимой.

Патрик Зюскинд,

«Парфюмер. История одного убийцы»

Помните шок, испытанный вами при первом прочтении «Парфюмера»? Не о похождениях гламурного убийцы Жана-Батиста Гренуя речь: таким жителей современных мегаполисов давно не удивить. Любой следователь по особо важным делам может за кружкой пива поведать истории куда кошмарнее. Речь о другом – жутчайшей вони и антисанитарии, сопровождавшей жизнь предков современных европейцев. Не таких уж, кстати, и далеких предков – с описанных в книге Патрика Зюскинда времен и десяти поколений не сменилось. Что в данном описании правда, а что – художественный вымысел? На этот счет есть прямо противоположные мнения. Причем сторонники каждой из версий ссылаются на свои источники.

Начнем с той, что вполне соответствует тексту Зюскинда.

Короли и мочалка

Если вы познакомите меня с человеком, который ассоциирует исторические периоды с именами великих художников, музыкантов или ученых, я буду долго и искренне жать ему руку, расточая комплименты уникальному мировосприятию. Для большинства же историческая эпоха – это, прежде всего, история руководства: царей, императоров, султанов, шахов, президентов и генеральных секретарей. Так проще и запоминается легче. Не забудем и об огорчительном лизоблюдстве, сопровождающем человечество на протяжении многих веков: привычки и повадки монарха тут же становились общепринятыми сначала в его окружении, а затем и в более широких кругах управленческой элиты. Решительное расставание с бородами при Петре I и повальное увлечение теннисом ельцинских чиновников – явления одного порядка.

Поэтому, говоря о гигиене, санитарном состоянии наших западных соседей, обычно начинают с коронованных особ.

Некоторые европейские властители пахли тошнотворно. Рядом с ними вы бы не простояли и пары минут. Многие бомжи дали бы фору по части запаха такому правителю европейской страны.

Воняли царственные личности в полном ладу с рекомендациями тогдашних эскулапов. Известный нам как «прорицатель» Мишель Нострадамус (1503–1566) заслуживает гораздо большего уважения как умный лекарь, эффективно боровшийся с чумой, а также как пропагандист элементарных гигиенических процедур. Заглавие одной из его книг (экземпляры сохранились в парижских библиотеках) звучит так: «Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделенная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варенья различных сортов из меда, сахара и вина. Составлена магистром Мишелем Нострадамусом – доктором медицины из Салона в Провансе. Лион 1572 г.»

Нострадамус пишет о том, как приготовить зубной порошок, как придать дыханию приятный запах, как очистить зубы, даже сильно порченые гнилью, как сделать мыло, делающее руки белыми и мягкими, как уничтожить слишком большую полноту тела. Но этой книжкой автор не прославился. В ходу были совершенно иные медицинские советы.

Скажем, личный врач английского короля Эдуарда II Джон Гатисден в конце XIII в. рекомендовал в качестве процедуры для сохранения в целости зубов дышать собственными экскрементами (и это через много столетий после древних римлян, которые для чистки зубов готовили порошок из толченого жемчуга или кораллов!).

Автор вышедшего в ХV веке популярного медицинского трактата глубокомысленно утверждал, что вода ослабляет организм и расширяет поры на коже, а туда может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Так что от души помывшийся человек может заболеть или даже помереть.

Другое медицинское светило, уже в ХVI веке, особо предостерегало от умывания лица: еще бы – оно вызывает катар и ухудшает зрение! Смешно? Нет! Поводом для всех этих заблуждений стала Великая эпидемия чумы 1348 года. Она и положила начало вполне, в общем, логичным представлениям о том, что все болезни, каждая из которых в то время могла стать смертельной, живут в зловонном воздухе и воде, и в любой момент способны ворваться в тело.

Надо ли удивляться тому, что хорошо знакомые с достижениями современной им медицины монархи с опаской относились к водным процедурам?

Из книги французского историка Филипа Эрланже «Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы. 1558–1715» мы узнаем, что король Англии и Шотландии Яков I (1566–1625) никогда не мыл руки, только смачивал кончики пальцев влажной салфеткой. Королева Кастилии Изабелла (1451–1504), при царствовании которой Христофор Колумб открыл Америку и появилась «святая» Инквизиция, в воспоминаниях современников осталась женщиной выдающейся красоты и добродетели. Для нас же особый интерес представляет другой факт – Изабелла Кастильская дала обет не мыться и не менять исподнее, пока Испания не одержит победу над Гранадой. Месяц шел за месяцем, белоснежное королевское исподнее постепенно ветшало, приобретая серовато-желтый цвет. Этот «изысканный» оттенок испанцы с тех самых пор именуют «цвет исабель». Легенда гласит, что получить разрешение и деньги на экспедицию Колумбу помогло то обстоятельство, что он приблизился к королеве Изабелле на расстояние 5 метров и мужественно выдержал 20-минутную аудиенцию, ничем не выдав своего отвращения.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)