Екатерина Северная
Открой глаза
«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Девиз жителей страны Улыбандия: красота в глазах смотрящего. Они больше не видят разруху и грязь. Глазные фильтры с «Редактором реальности» превращают пустыри в цветущие сады, фантики и окурки – в розы, а обшарпанные аварийные дома – в небоскребы из белого мрамора. Все счастливы, а уровень недовольства населения стремится к нулю. Но однажды в городе появляется таинственный Мститель, который силой заставляет людей открывать глаза. Кто он – сумасшедший или герой? И есть ли смысл в том, что он делает?
Пролог
К 2060 году разрыв между той яркой заманчивой картинкой, которую упорно демонстрировали людям маркетологи всех корпораций страны, и реальностью, с ее серыми красками и бытовыми заботами, стал так велик, что люди начали все чаще проявлять недовольство.
Еще бы – они заходили в интернет и видели безупречно-глянцевую жизнь: загорелого мужчину в белоснежной рубашке на яхте, молодую девушку с идеальной фигурой в бирюзовом купальнике, бокалы с шампанским, горки спелой клубники и столики на фоне темно-синего моря, украшенные уютными фонариками и щедро уставленные блюдами с морепродуктами.
Они возвращались обратно в реальность – и видели совсем другое: серое небо и тучи, обшарпанные стены домов, тесную квартирку-студию в 20 квадратов с видом на другую такую же квартирку напротив, слипшиеся пельмени в кастрюле, стеклянные пивные бутылки и потертые от времени, усталости и бесконечного, хоть и умеренного пьянства лица друзей.
«Совершите вояж на роскошной яхте! Морское путешествие all inclusive всего за 3700 €»
Недовольство жителей постепенно нарастало, и правительство боролось с ним, как только могло. Сначала запретили выражать недовольство на улицах, собираясь вместе – кажется, раньше это называлось митинги – затем запретили жаловаться на жизнь в социальных сетях, а затем и в личных переписках. Казалось бы, внешне все стало спокойно, но недовольство – такова уж человеческая природа! – никуда не делось, просто теперь его выражали как когда-то давно, шепотом на кухнях.
«Все по красным и желтым ценникам. Только акционные позиции. Покупаю не то, что хочу, а то, что могу…»
Правительство день и ночь работало над тем, чтобы разрешить эту задачу. Прежде всего, оно хотело сделать граждан своей страны счастливыми и довольными, всех без исключения. И потом, неконтролируемое недовольство всегда грозит вылиться в общественные беспорядки, смуту, забастовки и прочие неприятные вещи, которые ничего не меняют, но хлопот доставляют предостаточно.
«Даже погулять сходить с детьми некуда. Одна старая детская площадка на огромный квартал. Деревьев нет, только крошечные газоны. Дома стоят вплотную друг к другу, неба не видно. Штукатурка со стен сыпется. Вместо парков – пустыри и грязь…»
Недовольство, как известно – это бомба замедленного действия. Сегодня ты жалуешься на грязь и лужи во дворе, которые невозможно обойти по тротуару ввиду его отсутствия, завтра саботируешь свои обязанности на работе, преступно уменьшая прибыль корпораций, а послезавтра уже готов идти кидать камни в своих сограждан в униформе, которые неустанно охраняют общественный порядок и спокойствие в стране. Надо было срочно решать, что делать с этим всевозрастающим потоком недовольства.
Счастливое решение пришло оттуда, откуда не ждали – из корпорации ZASLON, крупнейшего научно-технического центра страны с компетенциями в области разработки, производства и поставки информационных и комплексных систем автоматизированного управления, программного обеспечения, приборостроения и микроэлектроники.
«Теперь вы видите только яркие краски! Автоматический улучшитель реальности преобразит вашу жизнь. Отличное настроение 24 часа в сутки – это возможно! Красота – в глазах смотрящего»
Реклама съемных глазных фильтров пестрела на каждом углу. Фильтры напоминали обыкновенные контактные линзы для улучшения зрения, только улучшали они не зрение, а сразу – фантастика! – весь мир вокруг. Цвета становились более насыщенными, в пасмурный день светило солнце, морщины на лицах разглаживались, а мусор превращался в розы.
«Я всегда расстраивалась, когда общалась со своей бабушкой – так много у нее морщин! И даже начала бояться старости и смерти… Но с этими волшебными фильтрами бабуля преобразилась! Теперь я вижу ее молодой и красивой, почти как я сейчас!»
Фильтры синхронизировались с приложением «Редактор реальности», где можно было выбирать любые программы и оттенки для своего персонального маленького мира. Хотите – позитивные розовые тона, а хотите – роскошное золотистое сияние.
«А я сама настроила приложение для своего мужа! Теперь я не волнуюсь, что по утрам выгляжу сонной и растрепанной – он сразу видит меня с макияжем и шикарной прической!»
Грамотные маркетологи великолепно сделали свое дело. В первый же год покупатели выстроились в очередь и разобрали миллионы глазных фильтров – конечно, в кредит, потому что цена их была слишком высока для рядового обывателя. Психологи и социологи из правительства между тем внимательно наблюдали за обществом. И – хвала прогрессу! – настроения среди народа значительно улучшились. Уровень недовольства снизился с ярко-оранжевой до бледно-зеленой отметки.
Люди больше не видели грязи – «Редактор реальности» превращал грязь в зеленую траву, фантики и окурки – в розы, а обшарпанные аварийные дома – в небоскребы из белого мрамора и стекла.
На пустырях за городскими кварталами раскинулись цветущие сады, а каждая лужа автоматически превращалась в декоративный пруд с разноцветными рыбками.
Вместо морщин на лице жены муж теперь видел гладкую юную кожу, а жена вместо надутого живота мужа – точеные кубики пресса.
А во время ужина вместо сжимающих тебя в тиски стен крохотной студии можно было выбрать любой фон – от террасы ресторана с видом на море до парадного зала во дворце. В таком антураже даже самые обычные полуфабрикаты невольно приобретали вкус изысканных деликатесов, а дешевая приторная наливка, дурно пахнущая спиртом, становилась похожей на коллекционное вино.
Глава 1. Новая реальность
– Ах, какой там изумительно прекрасный дождь! Мама, ты бы видела – с неба льются струи воды, все вокруг серое, как небытие, а земля-то на самом деле не зеленая, как мы ее обычно видим, а вся черная от грязи. А ходим мы вовсе не по висячим мостам, а по деревянным таким штукам… ну, типа коробок или досок, и вот они свалены прямо в эту грязь…
– Аврора! Ты опять гуляла без фильтров?! А если бы тебя остановил полицейский!
– Мам, да ерунда все это! Меня ни разу еще не останавливали.
– Ерунда? Только устроилась на работу, а уже хочешь получить штраф в пять твоих зарплат? Я за твою глупость расплачиваться не буду!
– Сама расплачусь, если надо будет, – обиженно буркнула девушка, помолчала немного и добавила: – То есть тебя волнует не то, что я промокла насквозь под этим дождем, а то, что я на него посмотрела.
Мама ничего не ответила и отвернулась к плите. Аврора достала миниатюрную коробочку из кармана, надела фильтры, уселась на старый диван в углу и уставилась невидящим взглядом в стену. Точнее – не в стену, а на заснеженные вершины гор, вид на которые с этого дивана на воображаемой террасе был особенно захватывающим. Иногда там даже пролетали орлы. Картинка была настолько сочной и детализированной, что Аврора быстро забывала об ее эфемерности. Если на улице она частенько снимала фильтры – из чистого любопытства – то дома всегда ходила только в них.
Март 2090 года выдался на редкость теплым и приятным. И, конечно, солнечным – в приложениях «Редактора реальности» больше не осталось ни одной программы с дождем, хотя еще десять лет назад они были доступны. Впрочем, все равно не пользовались популярностью.
Также в «Редакторе» заблокировали возможность смены программ чаще, чем раз в год. Психологи установили, что люди, менявшие декорации вокруг себя каждую неделю, постепенно теряли связь с реальностью и даже сходили с ума. Поэтому теперь каждое 1 января каждому гражданину страны предстояло сделать выбор по целому ряду опций: омолаживать себя и людей вокруг на 10 или 20 лет; жить в особняке на берегу моря, в загородном коттедже, во дворце или в роскошной квартире в небоскребе; видеть из окна океанские закаты, горные хребты, тропические леса или неоновые огни города; превращать мусор в розы, пионы или миниатюрных плюшевых медвежат. Странно, но розы вскоре всем надоели, и особым спросом пользовались именно медвежата.
Что касается городской среды, еще в 2075 году было принято решение устанавливать одну общую программу для каждого квартала. Это отвечало требованиям безопасности и удобства – жители должны видеть единую картинку. Не должно быть такого, чтобы одно и то же здание у одних было дворцом, у других – небоскребом, а у третьих – египетской пирамидой, иначе путаницы не избежать.
В 2080 году был установлен рекордно низкий за последние 100 лет уровень недовольства среди населения. Страну решено было торжественно переименовать – теперь она стала называться Улыбандия – а недовольство и плохое настроение у ее граждан начали считаться опасным недугом, который общественно порицался и требовал незамедлительного лечения.
В 2085 году издали закон, запрещающий выходить из дома без глазных фильтров с «Редактором реальности». Созерцание висячих мостов и цветущих садов стало неотъемлемой обязанностью каждого гражданина. К тому времени выросло уже целое поколение тех, кто не помнил своей жизни без фильтров, и потому снимал их редко и с неохотой. Теперь же за прогулку без фильтров полагался огромный денежный штраф, а за повторное нарушение – арест.
Конечно, Аврора знала, что любой полицейский имеет право остановить ее на улице, посветить в глаз специальным фонариком и проверить наличие «Редактора». Но тем более интересными и захватывающими становились ее прогулки без фильтров. Они приятно щекотали нервы и будоражили воображение.
– Мам, а ты знала, что наше чудесное озеро с водопадом – там, за торговым центром – на самом деле просто грязное болото, и там труба такая, ржавая вся, по ней сливаются откуда-то сточные воды, и они шумят, как водопад, поэтому нам и кажется…
– Не знала и знать не хочу. Тебе что, заняться больше нечем?
– А угадай, что там на месте Сиреневой горы!
– Даже не собираюсь.
– Там свалка! Представляешь? – радостно восклицала Аврора. – Огромная свалка, гора мусора! А мы видим там цветущую сирень!
– Но ведь там правда пахнет сиренью, – заметила мама, привлекательная женщина лет сорока на вид. Аврора старалась забыть, что, когда она последний раз смотрела на нее без фильтров, мама выглядела гораздо хуже – потухшей, поникшей, уже совсем пожилой женщиной с глубокими морщинами под глазами и растрескавшимися губами.
– Ты что, не знаешь?! – удивилась девушка и засмеялась. – Я еще в детстве заметила! Там бочки такие огромные стоят, и из них пар вылетает… ну, то есть эти, ароматизаторы. Как гигантские духи для города! Мы вдыхаем аромат сирени, которой нет!
– Послушай, я достаточно насмотрелась на грязь, – раздраженно отмахнулась женщина. – Прекрасно помню то время, когда еще не носили фильтры. И нет в этом ничего хорошего.
– А мне кажется – лучше так, чем обманывать себя, – уже совсем другим, очень серьезным голосом сказала Аврора. – Мы как будто живем в каком-то мультике. Или в игре. В симуляции. Глаза постоянно завязаны…
– Я понимаю, для тебя это все игры, – устало вздохнула мать, села рядом и взяла ее за руку. – Но эти игры опасны. Пора уже повзрослеть и начать жить в реальном мире.
– В реальном мире? – снова звонко засмеялась дочь.
– Не придирайся к словам, – строго оборвала ее смех мама. – Тебе уже двадцать три. Пора взяться за ум. Перестань смотреть на то, на что смотреть не следует. Не нарывайся на неприятности.
Вечерами Аврора подолгу стояла перед зеркалом и разглядывала свое отражение – сначала в фильтрах, потом без них, потом снова в них, и снова без них. Она снимала и надевала их обратно, снимала и снова надевала – до тех пор, пока глаза не начинали болеть и краснеть от сухости.
Авроре ужасно не нравилось ее отражение без фильтров, и она никак не могла с этим смириться. В фильтрах на нее смотрела очаровательная юная девушка с гладкой сияющей кожей, ясными серо-голубыми глазами с безумными искорками и белокурыми, слегка вьющимися локонами – настоящий ангел.
Без фильтров кожа становилась неровной, кое-где виднелись черные точки и мимические морщинки, а под глазами отчетливо выделялись темные круги. Волосы лежали совсем не так пышно, а просто грустно свисали вдоль щек до плеч. Ресницы становились короче и светлее, и взгляд из-под них был уже не столь задумчиво-загадочным, а белки глаз были вовсе не белоснежными, а с красными прожилками. Аврора тяжело вздыхала, брала капли от сухости глаз, надевала фильтры обратно, любовалась собой на прощание и шла спать.
Глава 2. Ночная встреча
«В эфире – новости Улыбандии! – приятным голосом вещал спикер новостей и слащаво улыбался – или это глазные фильтры приукрашивали его улыбку. – Процент депрессий ко второму кварталу 2090 года снизился до 0,00094%, а процент самоубийств – до нуля!»
Аврора зевнула, потянулась и нехотя встала с дивана. Она обещала друзьям пойти с ними на ночную дискотеку. Место удивительно красивое: огромная площадка посреди моря со стеклянными панорамными стенами и потолком, сверху – яркие ночные звезды, на танцполе – разноцветные мигающие фонари и уютный свет лампочек, а с открытой террасы доносится шум прибоя и запах свежести.
Как жаль, что девушка однажды «подсмотрела», чем является ее любимое место на самом деле. Сходила в туалет, потихоньку сняла глазные фильтры и вышла без них. Лучше бы она этого не делала! Теперь невозможно отвязаться от навязчивой мысли, что все вокруг ненастоящее. Что вместо моря вокруг – обыкновенный пустырь, а сияющий огнями танцпол – всего лишь старинный бетонный ангар. Так может быть, мама права, и пора перестать «подглядывать за реальностью», как Аврора про себя это называла.
Вот и сейчас. Все вокруг танцевали и веселились, а Аврора с тоской стояла у окна и смотрела на такое сказочно-безупречное море, которое без фильтров являлось всего лишь морем сухой травы, битого стекла и бетонной крошки. Сегодня не спасал даже алкоголь – девушка выпила бокал шампанского, от которого откровенно несло спиртом, сослалась на головную боль, попрощалась с друзьями и направилась домой. Вместе с процентом депрессий и самоубийств упал также процент преступлений, поэтому идти одной в темноте было совсем не страшно.
Аврора шла в свой квартал по узкой улице между высотными домами, построенными почти вплотную друг к другу. Сейчас, в фильтрах, они выглядели неплохо: сияющие, натертые до блеска, горящие неоновым светом зеркальные небоскребы. Девушка старалась не вспоминать о том, как они смотрятся на самом деле, и потому привычно любовалась их ночным сиянием.
Она не сразу заметила две темные мужские фигуры, которые двигались ей навстречу.
Вдруг произошло нечто странное. Одна фигура, повыше ростом и пошире в плечах, нагнала вторую и прижала ее к стене дома.
– Сука, фильтры снимай! Снимай я тебе сказал, живо! – раздался угрожающий голос.
– Как снимай… так ведь штраф же… запрещено… как же… – залепетала фигура поменьше.
– Снимай твою мать! Или я вырву тебе их вместе с глазами!
Фигура испуганно задергалась, подняв руки к глазам. Аврора стояла, затаив дыхание, и наблюдала за этой сценой. Где-то в глубине сознания шевельнулась мысль о том, что надо бежать, но она застыла на месте, боясь даже вдохнуть. Сердце забилось как бешеное. При этом к страху, который сковал всю ее целиком, примешивалось жгучее любопытство.
– Сюда давай, – нападающий сделал несколько движений, по всей видимости забрал фильтры, бросил их на асфальт и растоптал ботинком.
– Что ты делаешь… – испуганно пробормотал второй мужчина.
– Открой глаза, сука! Открой глаза и смотри на реальный мир! – преступник схватил его за отворот куртки, пару раз встряхнул и оттолкнул от себя. Тот бросился бежать прочь.
Нападавший повернул голову и посмотрел на Аврору.
«Черт, он меня заметил», – девушка, наконец, вышла из оцепенения и побежала.
Через несколько секунд мужчина ее догнал, схватил за запястье и развернул к себе лицом. Он был в черной маске, но сквозь ее прорезь Аврора увидела два темных горящих глаза.
– Фильтры снимай, – приказал он.
– Зачем? – судорожно выдохнула она.
– Посмотришь на реальный мир! – гневно крикнул он.
– Так я и так… смотрю… вчера вот только смотрела… дождь был, – прошептала она. – А ты видел?
Человек в черной маске так удивился, что отпустил ее запястье. Аврора понимала, что бежать бесполезно – все равно догонит. Поэтому то ли неосознанно, от испуга, то ли специально, чтобы отвлечь преступника разговором, она начала болтать без умолку.
– Вот здесь вокруг, где мы сейчас – тут на самом деле очень старые дома. Все стены в трещинах. А там дальше – там вовсе не цветущий сад, там камыш растет, высокий такой, и лопухи. Мне этот камыш почему-то Африку напоминает, хотя я не знаю, какая она на самом деле – Африка…
Мужчина смотрел на нее с изумлением, потом вдруг молча развернулся и стремительно зашагал прочь. Аврора испытала странное, безумное желание последовать за ним, но, конечно, благоразумно и поспешно направилась в другую сторону – домой.
Глава 3. Прыжок в пропасть
Прошло уже две недели, а ночная встреча со странным преступником все не выходила у девушки из головы. Она никому не рассказывала об этом – ни маме, ни подругам, хотя, наверное, следовало бы пойти в полицию и дать показания. Намеренная порча чужих фильтров – наверняка серьезное преступление, ведь они, во-первых, стоят очень дорого, а во-вторых, закон запрещает жителям Улыбандии ходить по улицам без них. Таким образом, этот странный мужчина не только совершает насилие, нападая на других и уничтожая их имущество, но еще и вынуждает добропорядочных граждан нарушать закон.
«Зачем он это делает? – снова и снова спрашивала себя Аврора. – Ведь в этом нет никакой выгоды для него. Только риски».
Почему-то она не сомневалась, что преступник проделывал это далеко не в первый раз – настолько уверенно он выглядел, будто действовал по привычному, уже многократно отрепетированному и отработанному алгоритму.
«Посмотришь на реальный мир. Он говорил – смотри на реальный мир. Ему-то это зачем?» – гадала девушка.
Какая-то неведомая сила влекла ее теперь на полуночные прогулки. Хорошо еще, что мама взяла отпуск и уехала в другой город, чтобы погостить у сестры и понянчиться с племянниками; и целый месяц можно было ни о чем не думать, не сочинять себе оправданий и не искать предлогов, чтобы делать то, что хочешь, не выслушивая ее упреков и предостережений.
Часами бродила она по безупречно чистым и ухоженным улицам города. Глазные фильтры больше не снимала, но постоянно озиралась по сторонам в смутной надежде снова увидеть преступника и разгадать его тайну. Однако улицы оставались пустыми; лишь изредка встречались поздние прохожие. Аврора с невнятной тоской смотрела в небо, на нарисованные «Редактором реальности» звезды, и шла домой спать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги