Рождество. Тихо падает снег,
по дороге от усадьбы с помпезным сооружением в стиле Елизаветинских дворцов к нему спешит женщина (Мать Максима) в собольей короткой шубке, распластанной по кринолину, с которого струится голубое бархатное платье с розовыми цветами и подолом, вышитым райскими неведомой красоты птицами. Под сапожками женщины скрепит снег.
Женщина улыбается, нежно говорит Максиму:
МАТЬ
Ну иди, иди ко мне… Замёрзнешь…
Женщина берет на руки малыша, идет к дому, на них смотрит няня с санками, которая затем начинает идти за барыней в дом.
Взгляд малыша на няню с санками.
Взгляд малыша на белый дом с колоннами.
У парадного крыльца – кареты гостей, красивые лошади, праздничная суета. Надвигается шум, состоящий из тихого ржанья лошадей, французского говора господ, тихих переговоров возниц, музыки, идущей из глубины дома, женского смеха. Взгляд малыша поворачивается к солнцу.
Глазами малыша: Ели, сосны, высокие – над ними солнце яркое сквозь снег – редкий, искрящийся бриллиантами. Потом солнце совсем яркое, очень яркое, как вспышка.
Возврат к осаде Хотина.
Но теперь это реальное солнце, и над Максимом склонился его денщик, перевязавший ему рану и положивший на лоб холодную мокрую повязку.
ФЁДОР
Лошадей я спрятал. Стемнеет – уйдем к своим, тихо.
МАКСИМ
Пить…
Фёдор поит Максима из фляги.
ФЁДОР
Я еле нашёл вас, Максим Николаевич. Ну вы меня и напугали.
МАКСИМ
Отставить…
ТИТРЫ
Сцена 1. НАТУРА.
Молодой офицер возвращается в своё имение из Европы после войны к отцу, чтобы исполнить последнюю волю матери, которая состояла в том, чтобы жениться на дочери дворянина из соседнего имения. Имения должны были объединиться, а молодые получить хорошие перспективы при дворе.
Сцена. Экстерьер.
Тихая европейская улочка – может быть французская, может быть немецкая или австрийская. Светит солнце. Вдалеке играет музыка – классическая, парковый оркестр.
На коне скачет красивый русский офицер – Максим. Рука – на подвязке – типа – косынка – после ранения.
Невдалеке мы видим даму – это Настя, на руках у которой маленькая собачка, в стиле времен Екатерины Великой.
Собачка, почуяв лошадь, поднимает невообразимый лай, отчего лошадь под Максимом шарахается. Максиму одной рукой не очень удобно сдерживать лошадь.
МАКСИМ
(в сердцах больше, чем НАСТЕ, по-французски) Мадам, держите вашего зверя в руках! Покрепче!
НАСТЯ
(слегка обиженно, тоже по-французски)
Это ещё у кого зверь, не понятно!
Максим успевает оценить фигуру дамы, но сверху он не может видеть ее лица, только красивую шляпку и вуальку в новомодном стиле. Вынужденный сдерживать коня, он не может завязать разговор. Дама грациозно удаляется. В это время к Максиму подбегает денщик – ФЁДОР.
ФЁДОР
Вам от батюшки письмо будет.
Помогает Максиму сойти с коня, так как немного болит рука, Максим пользуется его помощью.
МАКСИМ
От батюшки? Что ж такого случилось?! Раньше только матушка и писала!
Берёт письмо, входит в дверь.
Сцена. Интерьер.
Максим проходит к столу, садится. Интерьер комнаты – типичная комната офицера, которые снимали в Европе русские офицеры. Максим открывает письмо. Голос Отца – Николай Алексеевич.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Максимушка, мужайся, вести мои горькие, маменька наша покинула нас. Как пришло в прошлом году письмо из полка, что Алексей, братец твой старший, погиб, так и не вставала она больше с постели, все болела. Всё жалела, что внуков не понянчила. «Одно, – говорит, – у меня желание последнее, пускай бы Максимушка приехал, да на Настеньке Головиной, соседке нашей, женился. Вот я бы спокойна тогда была». Приедь, ради бога, успокой её душу, оставь наследника, а то и мне свет мил не будет.
Жду тебя, батюшка твой, Николай Алексеевич, граф Галинский.
Максим встает. Мы видим, что Максим долго не был в этой квартире. Вокруг лежит пыль. Он смотрит в зеркало. Максим зовет фёдора.
МАКСИМ
Фёдор!!!
ФёДОР