banner banner banner
Философы древности. Изучайте мудрость
Философы древности. Изучайте мудрость
Оценить:
 Рейтинг: 0

Философы древности. Изучайте мудрость


Человек не может постичь истинное Дао с помощью интеллектуальных поисков, скорее, он подчиняется его сути и выражает ее в своей жизни, через саморефлексию и гармоничное взаимодействие с другими. Правителям особенно рекомендуется принимать Дао, поскольку, следуя их примеру, их подданные будут поступать так же. Согласно Дао-Дэ-Цзину, лучший правитель – это тот, кто управляет так легко, что кажется, будто он ничего не сделал, а между тем сделано все. Лучший человек – это тот, кто может распознать течение существования и двигаться вместе с ним так же легко, как течет вода.

Даосизм Лао-цзы – или, по крайней мере, даосизм 6 века до нашей эры – подчеркивал важность недеяния, непротивления, «плыть по течению», чтобы жить возвышенной и преобразующей жизнью. Тем самым он опроверг философию Конфуция и ее настойчивость в отношении образования, знания как силы и строгого следования общественным обычаям и ритуалам для улучшения характера и качества жизни. Утверждение Лао-цзы (перефразированное) о том, что «чем больше правил человек устанавливает, тем больше преступников он создает», является антитезой утверждению Конфуция о том, что соблюдение ритуала улучшает моральный облик человека и делает его лучшими гражданами.

Конфуций

Конфуций, также известный как Кун Цю или Кунг Фу-цзы, был китайским философом, учителем и политическим деятелем. Его учение, сохранившееся в Аналектах, было сосредоточено на создании этических моделей взаимодействия семьи и общества и установлении образовательных стандартов. После его смерти Конфуций стал официальной имперской философией Китая, которая была чрезвычайно влиятельной во времена династий Хань, Тан и Сун.

Конфуций родился, вероятно, в 551 году до н.э. (по лунному календарю) в современном Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Мало что известно о детстве Конфуция. Записи историка, написанные Су-ма Чиеном (родился в 145 г. до н. э.; умер в 86 г. до н.э.), содержат наиболее подробный отчет о жизни Конфуция. Однако некоторые современные историки скептически относятся к точности летописи, считая ее мифом, а не фактом.

Согласно записям историка, Конфуций родился в королевской семье династии Чжоу. В других источниках говорится, что он родился в бедности. Что бесспорно в жизни Конфуция, так это то, что он существовал во времена идеологического кризиса в Китае.

Конфуцианство – это мировоззрение в области политики, образования и этики, которому Конфуций и его последователи учили в пятом и шестом веках до н. э. Хотя конфуцианство не является организованной религией, оно устанавливает правила мышления и жизни, которые сосредоточены на любви к человечеству, поклонении предкам, уважении к старшим, самодисциплине и соблюдении ритуалов.

Начиная с четвертого века до нашей эры, Конфуций считался мудрецом, заслужившим большего признания в свое время. Ко второму веку до нашей эры, во времена правления в Китае первой династии Хань, его идеи стали основой государственной идеологии. Сегодня Конфуций широко считается одним из самых влиятельных учителей в истории Китая. Философии Конфуция до сих пор придерживаются многие люди, живущие сегодня в Китае, и она оказала влияние на мышление в Японии, Корее и Вьетнаме.

В шестом веке до нашей эры конкурирующие китайские государства подорвали авторитет империи Чжоу, которая удерживала верховную власть более 500 лет. Традиционные китайские принципы начали разрушаться, что привело к периоду морального упадка. Конфуций признавал возможность – и обязанность – укреплять общественные ценности сострадания и традиций.

Социальная философия Конфуция была основана в первую очередь на принципе «жэнь» или «любви к другим» при одновременном соблюдении самодисциплины. Он верил, что жэнь можно привести в действие, используя Золотое правило: «Чего ты не желаешь для себя, не делай другим».

Политические убеждения Конфуция также основывались на концепции самодисциплины. Он считал, что лидеру необходимо проявлять самодисциплину, чтобы оставаться скромным и относиться к своим последователям с состраданием. При этом лидеры подавали положительный пример. Согласно Конфуцию, лидеры могли мотивировать своих подданных следовать закону, обучая их добродетели и объединяющей силе соблюдения ритуалов.

Философия образования Конфуция была сосредоточена на «Шести искусствах»: стрельбе из лука, каллиграфии, вычислениях, музыке, вождении колесниц и ритуалах. Для Конфуция главной целью профессии педагога было научить людей жить честно. Своим учением он стремился возродить традиционные ценности доброжелательности, приличий и ритуалов в китайском обществе.

Луньюй, в котором излагаются философские и политические убеждения Конфуция, как полагают, составлен его учениками. Это одна из «Четырех книг» конфуцианства, которую китайский философ Чжу Си, самопровозглашенный неоконфуцианец, опубликовал как Сишу в 1190 году. Книга Луньюй, имеющая далеко идущие последствия, позже была переведена на английский язык под названием «Аналекты Конфуция».

Другие книги Конфуция включают перестановку в Книге Од, а также пересмотр исторического Сборника документов. Он также составил исторический отчет о 12 герцогах Лу, получивший название Весенние и осенние анналы.

Конфуций умер 21 ноября 479 года до н.э. в Цюйфу, Китай, через год после того, как потерял в битве своего сына Цзы-лу. На момент своей смерти Конфуций был убежден, что его учение не оказало существенного влияния на китайскую культуру, даже несмотря на то, что его учение впоследствии станет официальной имперской философией Китая. Его последователи устроили похороны и установили траур в его честь.

Анаксимандр

Анаксимандр Милетский (610—546 гг. до н.э.) был одним из ранних досократических философов, заложивших основу для развития западной философии. Он был учеником Фалеса Милетского (ок. 585 г. до н.э.), признанного первым философом древней Греции.

Фалес считает это различие первым, кто инициировал философское исследование природы существования в попытке определить Первопричину сотворения мира. До его работы считалось, что мир действует в соответствии со сверхъестественными влияниями бессмертных богов, и даже после того, как он начал свои исследования, этот взгляд на устройство мира и человеческой жизни преобладал. Однако его исследования открыли другим путь к дальнейшему расширению и исследованию, что в конечном итоге привело к процессу, понимаемому сегодня как научный метод. Анаксимандр был первым из учеников Фалеса, кто продвинулся по этому пути исследования.

Фалес утверждал, что Первопричиной была вода, которую Анаксимандр отверг и заменил концепцией Апейрона, определяемой как «беспредельное, безграничный, бесконечный или неопределенный». Апейрон был космической силой, объединяющей и рассеивающей материю, но его точная форма неясна, поскольку все работы Анаксимандра утеряны и известны только по одному предложению и ссылкам в более поздних работах писателя.

Недавние исследования утверждают, что его, а не Фалеса, следует считать первым западным философом из-за того факта, что существует прямая и бесспорная цитата из Анаксимандра (даже если это всего одно предложение), в то время как у Фалеса не сохранилось даже фрагмента. Анаксимандр изобрел идею моделей, нарисовал первую карту мира в Греции и, как говорят, был первым, кто написал книгу прозы.

Он много путешествовал и был высоко оценен своими современниками. Среди его основных вкладов в философскую мысль было вышеупомянутое утверждение о том, что «основным веществом» Вселенной был апейрон, философское и теологическое утверждение, которое до сих пор обсуждается среди ученых и которое, как утверждают некоторые, дало Платону основу для его космологии.

Фалес утверждал, что Первопричиной всех вещей была вода, основываясь на своем наблюдении, что вода принимает различные формы. Какой бы ни была Первопричина, рассуждал Фалес, она должна была обладать свойствами всех вещей, которые появились позже. Вода была жидкостью, но при нагревании превращалась в воздух (пар), а при охлаждении – в твердое вещество (лед), а также могла смешиваться с землей, превращая ее в грязь, но затем затвердевать и снова становиться твердым веществом. Таким образом, вода обладала качествами всех четырех известных элементов.

Анаксимандр, однако, признавал, что вода была всего лишь одним из земных элементов и предполагал не более древнее происхождение, чем три другие. Он пришел к выводу, что Первопричина должна исходить из чего-то за пределами наблюдаемого мира, но все же может быть постигнута действием этого мира. Его ответом на вопрос «Откуда все взялось?» был апейрон, безграничное, но, как уже отмечалось, что именно он подразумевал под «безграничным», послужил поводом для многовековых споров. Относится ли «безграничное» к пространственному или временному качеству или к чему-то неисчерпаемому и неопределенному?

Он нанес на карту небеса, много путешествовал, был первым, кто заявил, что земля плавает в космосе, и первым, кто установил ненаблюдаемую первопричину. Считается, что его апейрон повлиял на платоновскую концепцию Царства Форм, «истинной реальности», отражением которой является наблюдаемый мир. Вопрос о том, вдохновлял ли Платона апейрон, как и почти все остальное, связанное с Анаксимандром, вызывает споры, но его концепция бесконечности, из которой исходит все остальное, имеет много общего с концепцией Аристотеля о Первичном двигателе, о том, что, оставаясь неподвижным, приводит в движение все остальное.

Говорят, что он дожил до преклонных лет и пользовался всеобщим уважением. Диоген Лаэртий пишет: «Аполлодор в своих Хрониках утверждает, что на второй год пятьдесят восьмой Олимпиады Анаксимандру было шестьдесят четыре года. И вскоре после этого он умер, достигнув расцвета примерно в то же время, что и Поликрат, тиран Самоса.» В честь Анаксимандра в Милете была воздвигнута статуя при его жизни, и его наследие все еще живет спустя столетия после его смерти.

Парменид

Парменид (ум. ок. 485 г. до н.э.) из Элеи был греческим философом из колонии Элея на юге Италии. Он считается одним из самых важных досократических философов, которые инициировали философские исследования в Греции, начиная с Фалеса Милетского (ок. 585 г. до н.э.) в 6 веке до нашей эры.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)