banner banner banner
Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения
Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения
Оценить:
 Рейтинг: 0

Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения


Собственная самооценка ребёнка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей ребёнка на этом этапе формирования психики предрасполагает к более гармоничному развитию его способностей и естественных склонностей, а также создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и приводит к занижению своей будущей своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии очень важную роль.

Стадия конкретных операций (аналитического мышления или логики в соционической терминологии) – от семы до одиннадцати – тринадцати лет соответствует доминирующему юнговскому психологическому признаку «мышление» (логика), который включает: сопоставление фактов, умение строить объективные умозаключения и т.д.;

Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Подросток в настоящее время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода он старается завоевать признания в окружающих и избавиться от детского эгоцентризма благодаря развитию своей социализации, то есть путем принятия норм и правил, которые существуют в конкретном социуме, в данном случае – в школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).

Стадия формальных операций (концептуального мышления) – от 13–14 лет и старше. Это стадия развития юнговского психологического признака «интуиция» (изобретательность в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям и т.д.).

Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой жизненных ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.

В это время психология подростка обогащается такими категориями, как собственные убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Стремление к знаниям приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой концентрируется все внимание и интерес. Идет интенсивное накопление информации, часто без разбора, иногда выборочно.

На первой стадии дети особенно уязвимы и не самостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребёнка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребёнком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.

Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности – умение строить отношения с окружающими, быть чутким, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция ребёнка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, а также – от недопустимости физических наказаний и унижений ребёнка. Формирование высокой самооценки у ребёнка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках и других самостоятельных проявлениях.

На третьей стадии решающую роль в формировании личности играют социальные факторы. Успехи в обучении, положение среди ровесников, материальное благосостояние семьи, социальный статус родителей – все это влияет на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил социума, в котором формируется ребёнок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается. В этом возрасте формируются кумиры и авторитеты, возникают определенные профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Поэтому на данном этапе очень важно уберечь ребёнка от участия в личных конфликтах родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.

Четвертая стадия – период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, существует опасность размывания ощущения своего «Я».

Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развития структуры личности, и от того, насколько окружающие – учителя, родители, друзья – влияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к ранним проявлениям симпатий и влюбленности подростков, чтобы не ранить «самое утреннее из чувств».

Можно заметить, что существует связь каждого уровня формирования и проявления личности в социуме с определенным психологическим признаком, который отражает свой особый способ переработки информации:

1. Физический уровень связан с психологическим признаком – ощущение, то есть умением хорошо владеть конкретными вещами – своим телом, окружающим пространством, предметами, людьми и собственными ощущениями, данными нам от природы. Это также реализм и конкретика мировосприятия.

2. Психологический уровень связан с таким признаком как чувство, то есть умением творчески строить отношения с другими, выражать свои чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, глубоко сочувствовать им.

3. Социальный уровень связан с логикой мышления, понятием, которое определяет соотношения между явлениями и вещами объективного мира и установления определенных норм этих соотношений, а также – с возможностью объективно, логически мыслить и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

4. Информационный уровень связан с интуицией – умением предусматривать события, улавливать скрытые возможности процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или с помощью собственного опыта, а через догадку, озарение, используя подсознательный, архетипический опыт человека, то есть – этот уровень связан с формированием концептуального и абстрактного мышления.

Можно установить следующую коррелятивную связь между четырьмя стадиями развития детей, выделенными Ж. Пиаже, и формированием соответствующих им юнговских психологических признаков личности:

Сенсомоторная стадия отвечает физическому уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является ощущение.

Дооперациональная стадия отвечает психологическому уровню. На этом уровне развития ребёнка главным признаком является чувство.

Стадия конкретных операций отвечает социальному уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является мышление.

Стадия концептуального мышления отвечает информационному уровню. На этом этапе развития ребёнка главным признаком является интуиция.

Таким образом, эволюция личности ребёнка и его социализация идет поэтапным путем – от наиболее низкого, физически-чувственного уровня к высшему, логически-концептуальному, то есть – от индивидуального, физического и психологического уровня – к социально-информационному уровню. Это происходит вследствие поэтапного развития у ребёнка соответствующих юнговских признаков, которые предопределяют соответствующие стадии развития детской психике, описанные Ж. Пиаже.

Американский психолог Э. Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз:

1. Младенчество. Главная задача этой фазы – выработать у ребёнка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если ребёнок не получает их в достаточной мере, у него возникает чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая часто у взрослого проявляется в форме замкнутости, ухода в себя.

2. Раннее детство. У ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. На этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважения к дисциплине и порядку.

3. Игровой возраст (5–7 лет). В это время формируется чувство инициативы, желание сделать что-то из задуманного. Если это желание не встречает поддержки или пресекается, возникает чувство вины. В таком возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.

4. Школьный возраст. Происходит развитие чувства предприимчивости и эффективности, способности добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся авторитетность и компетентность. При осознании нехватки этих качеств появляется чувство неполноценности, связанное с учебой, спортом, дружбой. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

5. Юность. Характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. В негативном варианте ролевая и личностная неопределенность, расплывчатое «Я». Время самопознания, переоценка ценностей, психосексуальные интересы.

6. Молодость. Характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком (в том числе сексуальной). Ее противоположность – чувство самоизоляции и одиночества.

7. Взрослость. На этом этапе главное для человека – его творческая деятельность и чувство продуктивности. Это: труд, забота о других, родительство, передача своего опыта другим. Отрицательный вариант – чувство стагнации (застоя), невозможность самореализации.

8. Зрелый возраст (старость). В этом возрасте чаще всего проявляются: чувство удовлетворенности, полноты жизни, осознание исполненного долга. Отрицательные проявления – отчаяние и разочарование, ощущение своей ненужности. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.

В период младенчества доминируют сенсорные потребности ребёнка: пища, материнское тепло, забота. «Доверие» к окружающему миру возникает при максимальном удовлетворении физических потребностей младенца. Родительская любовь, в первую очередь, связана с чувством эмпатии – умением сопереживать ребёнку, ощущать его радость и боль как собственные. Это дано не каждому. В большей степени эмпатия проявляется у родителей с преобладанием чувственной доминанты в характере. Функция отношения в сочетании с функцией конкретных ощущений – это те качества родителей, которые формируют у ребёнка чувство «базового» доверия к внешнему миру. Не случайно самыми умелыми и заботливыми матерями и нянечками становятся социальные типы с сочетанием – чувственного и сенсорного начала своей личности. У них лучше всего получаются: уход за новорожденными и работа с детьми ясельного периода.

В раннем детстве, когда ребёнок впервые начинает осознавать себя как личность, зеркалом для его собственной оценки служат окружающие его люди, чаще всего близкие. Нужны особая чуткость и прозорливость, чтобы в ребенке от двух до пяти лет увидеть яркую индивидуальность, суметь пробудить в нем чувство самоуважения и уважения к другим. Быть психологом своей семьи – задача, с которой может справиться не каждый родитель. Понимать внутренние мотивы ребёнка и сознавать причины его текущего состояния эффективнее всего могут люди гуманитарного направления, чувственно-интуитивного типа.

Для педагогов, занимающихся с детьми игрового возраста, проблема состоит не столько в том, чтобы чему-то научить, сколько в том, чтобы удержать внимание детей и возбудить их интерес к конкретной теме или занятию. Наиболее мощным средством, помогающим вызвать и удержать детский интерес, является игра. Учитель-воспитатель, обладающий навыками и талантом игротехника, умеющий сочетать эмоциональный накал в игре с элементами познания и обучения, является непререкаемым авторитетом на этой стадии развития личности. Опыт общения с разными педагогами показывает, что наиболее креативными личностями для придумывания и проведения групповых игр являются воспитатели с развитыми психологическими функциями интуиции и логики. Неиссякаемый оптимизм, динамичность, демократизм в отношениях с детьми позволяет такому воспитателю развивать в детях воображение, инициативность, умение включаться в любую ситуацию моментально, освобождаться от комплексов, приобретенных ранее (в семье, под руководством других педагогов).

И, наконец, фаза школьного возраста. Согласно Пиаже, она подразделяется на две стадии – конкретных операций и концептуального мышления. В этом периоде идет интенсивное накопление знания – норм общественной жизни, морали, складываются представления об иерархии, отношении полов, закономерностях природных явлений и использовании знаковой системы в естественно-научных и гуманитарных предметах (буквы, цифры, условные обозначения). С этой задачей хорошо справляются педагоги, сочетающие в своем типе личности творческую интуицию и развитое аналитическое мышление.

На этом этапе выстраивается первоначальная система ценностей, позже следует их переоценка. В то же время идет бурная перестройка всего организма и психики школьника; от робкого интереса к предмету или занятию он переходит к определенной ориентации на вид деятельности. На смену детской дружбе приходит первая подростковая влюбленность. Увеличивается значение этики и эстетики в развитии личности. Идет интенсивный поиск авторитетов. Важными становятся внешние данные учителя: ребёнок ждет, что женщина-учитель должна уметь со вкусом одеваться, быть обаятельной и уверенной в себе, располагать к доверию. Если же учитель мужчина, то он должен обладать физической силой, напористостью, волей, умением подчинить себе класс и быть при этом великодушным.

В то же время уровень авторитетности педагога зависит еще и от того, насколько он сведущ в самых разных областях знания, умеет не дать загнать себя в угол вопросами, на деле продемонстрировать свою компетентность, сделать что-то своими руками. Конкретное реалистическое мышление, практичность и высокий профессионализм, деловая логика – доминирующие функции, внушающие в первую очередь уважение подростку. Таким критериям часто удовлетворяют преподаватели с ведущими признаками логики и конкретики (сенсорики).

5. Тип личности ребёнка: особенности тестирования

Воспитание – это рано сложившиеся привычки,

только они самые прочные и надежные в человеке.

Ф. Бэкон

Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой – неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор в психологии и психопедагогике еще мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде, и др.

Аналитическая психология здесь может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам.

Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребёнка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти свою оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребёнка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.

Если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: психофизическом, психологическом, социальном и социально-психологическом.

Наблюдая за ребёнком, еще в раннем детстве можно определить его тип личности или хотя бы некоторые его признаки – ощущение (сенсорика), интуиция, мышление (логика) и чувствование (этика). А также две пары установок, в которых эти функции проявляются – экстраверсия-интроверсия и рациональность (рассудительность) – иррациональность (восприимчивость). Они были описаны Карлом Густавом Юнгом в своей фундаментальной работе «Психологические типы» и применяются в постюнгианской типологии личности – соционике в новой терминологии.

Если прибегнуть к помощи названных качеств, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребёнка.

Говоря об идентификации типа личности ребёнка, нужно учитывать, на какой стадии развития она находится, и применять соответствующие этой стадии методы.

Поэтому, в возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в основном, по внешним признакам, то есть по сенсорной компоненте личности ребёнка, поскольку ни о логике мышления, ни об интуитивном восприятие информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки или совсем не выражены или выражены на очень слабом уровне. Следовательно, рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность психодиагностики не приходится, вероятность попадания в тип крайне низкая и делать окончательные выводы о личности ребёнка было бы просто опрометчиво.

На возрастной стадии от двух до семи лет, когда начинает формироваться следующая компонента – чувственная, мы с большей долей уверенности можем говорить о личности ребёнка. Здесь тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребёнок ориентирован, в основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное влечение, считая их «своими».