Краткое содержание книги: Умные граждане – умное государство. Бет Новек
Smart Citizens, Smarter State: The Technologies of Expertise and the Future of Governing
Beth Noveck
www.smartreading.ru
Как правительство США полюбило краудсорсинг
Краудсорсинг – привлечение человеческого капитала (знаний, творческих способностей, навыков и т. д.) широкого круга людей на добровольных началах для выполнения определенной задачи
В книге «Умные граждане – умное государство» рассказывается об опыте реформ президента США Барака Обамы (2009–2017), направленных на повышение открытости правительства для граждан.
В ходе подготовки к выборам президента США избиратели могли свободно размещать свои предложения по улучшению предвыборной программы Барака Обамы на его сайте.
Первым документом, подписанным новоизбранным президентом Обамой, стал «Меморандум об информационной прозрачности и открытом правительстве». Идея открытого правительства предполагала три основных принципа работы – прозрачность, вовлечение общественности в госуправление и сотрудничество с гражданами, общественными организациями и бизнесом при реализации решений властей.
В первые 100 дней президентства Барака Обамы на его сайт поступило 44 тысячи различных предложений от более чем 125 тысяч интернет-пользователей. Идеи, набравшие в результате голосования пользователей сайта наибольший рейтинг, были приняты во внимание правительством. Также на сайте можно было подать заявку на работу в администрации президента.
Читайте в нашей библиотеке саммари книги Бет Новек «Wiki-правительство. Как технологии могут сделать власть лучше, демократию – сильнее, а граждан – влиятельнее»
Автор книги – профессор Бет Новек, работавшая при администрации Барака Обамы на посту первого заместителя уполномоченного по технологиям (2009–2011), делится уникальными наблюдениями о том, как именно реализовывалась идея открытого правительства в США и какие методы – традиционные и новаторские – оказались эффективны, чтобы привлечь для совершенствования работы государства внешнюю гражданскую экспертизу. В том числе Бет Новек рассказывает о построении экспертных сетей с использованием больших данных и об опыте применения таргетированного краудсорсинга для вовлечения граждан в реализацию государственных проектов.
Концепция открытого правительства
Барак Обама вступил в должность президента США с четким предвыборным обещанием: открыть правительство для граждан, чтобы они могли участвовать в разработке политического курса государства в качестве привлеченных экспертов. Новую администрацию президента не устраивали имеющиеся институты власти. Они придерживались традиционной модели управления: для любого кризиса найдется одномоментное решение, и найти его способны лишь правительственные советники-профессионалы.
Идея открытого правительства, которую были намерены реализовать Бет Новек и другие специалисты из команды Барака Обамы, предполагала разделение понятий экспертизы и профессионализма. Эксперты – люди с уникальными знаниями и навыками, способные их транслировать другим или применять для решения различных задач.
Владелец фермы, который много лет выращивает продукцию на рынок, – это эксперт по сельскому хозяйству.
Профессионалы – люди, прошедшие специальное обучение в какой-либо сфере деятельности и получившие документ, который подтверждает их квалификацию.
Выпускник по специальности «агроном» – это профессионал в области сельского хозяйства.
В команде Барака Обамы понимали: в текущих условиях привлечение гражданских экспертов к выработке государственной политики и сотрудничество правительства с гражданами, общественными структурами, бизнесом – не просто один из способов государственного управления. Это реальная необходимость, и она продиктована несколькими причинами:
1. Глобальный характер многих современных проблем. Проблемы XXI века, связанные с глобализацией, экологией, энергетикой, демографией затрагивают каждого жителя планеты. Они не могут быть решены локально, с одной лишь помощью государственной власти. Решения для них нужно искать на уровне всего населения планеты, а это возможно сделать только путем привлечения самой широкой гражданской общественности в каждой стране и во всем мире.
2. Разочарование работой властей во всем мире. Отсутствие доверия к чиновникам вызвано низкой прозрачностью работы властей, бюрократией, коррупцией. Такая ситуация наблюдается во многих странах, и она требует кардинального пересмотра самой модели государственного управления.
В 2014 году, согласно проведенному среди американцев опросу, только 17 % респондентов доверяли президенту США и только 10 % (по сравнению с предыдущими опросами это был самый низкий результат) – Конгрессу.
3. Наличие вдохновляющих примеров успешной внешней экспертизы. Современные технологии размывают границы между функционалом чиновников и граждан. Чиновники одновременно являются гражданами, а властным структурам могут быть доступны те же технологические возможности, которыми пользуются потребители. Так, благодаря развитию интернета практика краудсорсинга и краудфандинга стала весьма популярной при реализации самых разных проектов, в том числе государственных.
С 2009 по 2014 год власти Бразилии активно обсуждали с гражданами положения будущего закона об интернете. Граждане ежедневно присылали на электронную почту правительства комментарии к проекту, а также свои альтернативные варианты закона. Даже изначальная идея регулирования интернета поступила от граждан – ее описал профессор юридической школы университета Рио-де-Жанейро.
США – не единственная страна, в которой востребована идея открытого правительства, поэтому в 2011 году Барак Обама и лидеры других демократий инициировали создание организации «Открытое правительство».
Сегодня международная организация объединяет 79 стран-участниц. Соблюдая правила членства в «Открытом правительстве», государства инициируют проекты по повышению открытости работы властей для общества (как это сделала администрация Обамы) и обязуются выполнить все пункты своих проектов. Россия на протяжении шести лет была участницей этой организации, но в 2018 году официально приостановила свое членство. Однако благодаря проектам, реализованным в рамках участия в «Открытом правительстве», в России были запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов и т. д.
Сведения о работе властей или собранные в процессе работы данные, которые могут быть опубликованы и многократно использованы
Благодаря усилиям организации «Открытое правительство» власти многих стран (США, Великобритании, Канады, России) стали предоставлять гражданам онлайн-доступ к открытым государственным данным. Некоторые эксперты называют этот тренд «революцией открытых данных».
В день принятия Бараком Обамой меморандума об открытом правительстве был издан еще один меморандум – «О свободе государственной информации». Его положения значительно расширяли сферу применения закона о доступе к государственной информации в США. Также в нем был провозглашен принцип «перед лицом сомнений открытость преобладает».
В документе говорилось: «Учреждения должны принимать решительные меры, чтобы сделать информацию доступной для общественности. Они не должны ждать конкретных запросов со стороны общественности».
«Открытое правительство» в США
Реализуя политику открытого правительства, команде президента США удалось достичь значительных успехов, однако с внедрением этих идей в жизнь появились определенные сложности. Как уже говорилось, политика Барака Обамы по созданию открытого правительства ставила целью выполнение трех пунктов.
1. Увеличение прозрачности работы правительства – для повышения собственной легитимности государство предоставляет гражданам сведения о том, чем занимается их правительство.
Когда Бет Новек возглавила вашингтонскую инициативу «Открытого правительства», она ужаснулась тому, насколько американские чиновники отгородились от мира: ведомства пользовались устаревшим программным обеспечением, практически никакая государственная информация нигде не публиковалась, у администрации президента не было аккаунтов в соцсетях, а для экскурсии по Белому дому требовалось несколько разрешений, в том числе от ФБР.
Благодаря инициативе «Открытого правительства» американским ведомствам напомнили, что с 31 декабря 2008 года в США введена обязательная регистрация всех запросов на предоставление государственной информации, срок исполнения которых превышает 10 дней. Регистрационный номер передавался лицу, подавшему запрос. Далее с помощью интернет-сервиса пользователь мог отследить состояние запроса и сроки его исполнения.
В 2009 году в Конгресс США был внесен законопроект о том, что документы органов исполнительной власти должны быть доступны в интернете с возможностью поиска по ним. Законопроект так и не был принят до переизбрания Конгресса, поэтому был повторно внесен в Конгресс нового созыва 4 апреля 2011 года.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги