banner banner banner
Жанна д·Дарк – твой коуч
Жанна д·Дарк – твой коуч
Оценить:
 Рейтинг: 0

Жанна д·Дарк – твой коуч


Я доверяла Богу, но доверяла и себе. Моя природная надежда не была подавлена надеждой сверхприродной, которую Бог вложил мне в душу в день крещения.

Я ожидала от Бога всего, как будто ничего не могла сделать сама, и всего ожидала от себя, как будто Бога не существовало. Я была ребёнком перед Богом и «гигантом» перед людьми.

Необъятность человеческого не была поглощена необъятностью благодати.

Вспомни слова Честертона: «Жанна д’Арк не топталась на распутье, отбросив все пути, как Толстой, или приняв их, как Ницше. Она выбрала путь и ринулась по нему стремительно, как молния (…). Толстой воспел крестьян – она была крестьянкой. Ницше воспел войну – она воевала. Она выиграла у каждого из них; была добрей и смиренней Толстого, яростней Ницше». [5 - Г.К. Честертон, Ортодоксия (1908), глава III «Самоубийство мысли». Перевод Н. Трауберг.]

Я была яростна…

Я была «супервумен» не потому что ездила верхом, руководила армией и ударом меча могла уничтожить несколько десятков вражеских солдат. Я не была голливудским героем. В бою я никого не убивала – я только поднимала своё знамя. Я была «супервумен», потому что воплотила в себе полноту женственности.

Я была настолько женщиной, что заставила Вольтера плакать от ненависти.

Этот отвратительный человек увидел во мне воплощение христианского гуманизма, разоблачавшего несостоятельность всех его теорий. Дочери Божии, когда они и вправду дочери Человеческие, устрашают врагов Иисуса Христа. Они слишком прекрасны, чтобы остаться незамеченными. В моей красоте Вольтер узнал своё уродство, и, чтобы опозорить меня, написал памфлет «Орлеанская девственница», в котором посвятил мне более десяти тысяч стихов.

Фридрих Шиллер меня защищал: «О, дева, глумящиеся тянут тебя в болото (…). Но не бойся, всё ещё есть прекрасные души, воспламеняющиеся от великого»[6 - Ф. Шиллер, Орлеанская Дева (1801)]. Но больше всех защищал меня Александр Пушкин. Он восстановил мою честь за несколько часов до своей трагической смерти в Санкт-Петербурге в 1837 году. В эссе, которое оказалось последним из его произведений, он писал: «Новейшая история не представляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти Орлеанской героини; что же сделал из того Вольтер, сей достойный представитель своего народа? Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что употребляет он вдохновение! Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня. Он как римский палач присовокупляет поругание к смертным мучениям девы (…). Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени цинизма (…). Жалкий век! Жалкий народ!» [7 - А. Пушкин, Последний из свойственников Иоанны д’Арк (1837)]

Поступок, достойный рыцаря! В момент его смерти – он погиб на дуэли – я попросила Бога даровать ему благодать покаяния. Я была ему обязана.

Вот и всё, что я сегодня хотела тебе сказать. Осознай свои таланты. Умножь их. Живи в полную силу. Пусть твоё смирение никогда не расстаётся с твоим великодушием. До предела развивай свой человеческий потенциал, а клевету гуманистов-ханжей презирай не меньше, чем сплетни ризничных святош.

Практические советы:

Составь список талантов – физических и духовных – которые ты получил от Бога, через родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр и друзей. Обдумай преимущества своего биологического темперамента: активность холерика, креативность меланхолика, общительность сангвиника, рациональность флегматика. «В чём я силён?» Спроси своих родителей, друзей, учителей. Затем постарайся приумножить эти таланты в работе, в семье, в общественной жизни.

Сессия 3. Развивай великодушие, а не самооценку

Ты осознал свои таланты и делаешь всё, чтобы их умножить. Но у тебя сомнения: злые языки говорят, что тебе не хватает смирения…

Не тревожься. Многие имеют малодушное представление о смирении. Но смирение – не малодушие, а добродетель тех, кто знает истину о себе и живёт в ней. А истина налицо: ты получил таланты, которые должны быть реализованы. Значит, смирение не может обойтись без великодушия.

Великодушие – древнее понятие. Великодушен тот, кто осознаёт своё достоинство и утверждает его в действии.

Много было сказано о смирении, чтобы подчеркнуть великую истину, а именно: Бог – источник всех благ. И напротив, недостаточно было сказано о великодушии, о величии блага, которое нам дано. Нас интересовал источник блага, а не благо само по себе. Считалось, что великодушие препятствует смирению. Это серьёзная теоретическая ошибка: великодушие, которое есть добродетель тех, кто осознаёт своё величие, является неотъемлемой частью смирения – добродетели тех, кто познаёт истину о себе и живёт ею. Правда об источнике величия не должна скрывать правду о самом величии.

Признание твоего собственного достоинства и величия – это проявление смирения, ибо это приближает тебя к истине о себе.

Ты скажешь: «А как же скромность?» Скромность не должна мешать смирению. Смирение важнее скромности. Вспомни слова Клайва Льюиса: «Совершенное смирение освобождает от скромности. Если Бог доволен Своим творением, то и творение должно быть довольно собой».[8 - К.С. Льюис, Бремя славы (1941)]

Мои голоса называли меня «дочерью Божией». Они говорили мне слова, которые до сих пор потрясают меня: «Иди, дщерь Божия». А сама я любила повторять: «Я дочь Божия. Я выгоню англичан из Франции. Для этого я и родилась!» Некоторые считали это гордыней. Они ошибались, поскольку это была правда. Другие говорили, что это недостаток скромности. Эти были правы: я была слишком смиренной, чтобы заботиться о скромности.

Считать, что великодушие затмевает смирение – это серьёзная теоретическая ошибка. Но ещё серьёзнее практические последствия этой ошибки: мы уступаем величие неверующим, агностикам, атеистам, отдаём в их руки мир, искупленный Христом для сыновей и дочерей Божиих. Какое несчастье и какая несправедливость!

Мы часто неверно говорили о смирении. Правда, что человек сам по себе – чистое небытие, но человек, сотворённый по образу Божию, искупленный Сыном и обоженный Святым Духом – это чудо. Каждый человек призван быть сыном Божиим. Эта высокая и сокровенная истина сподвигнет тебя на великое. Мечтай, как мечтает Бог, твой Отец. Нет нужды искать поводов к великодушию за пределами христианства. Ты сын Божий, нет достоинства выше.

Сегодня часто говорят о «самооценке». Знай, что ты нуждаешься в самооценке не больше, чем в скромности. Великодушие и самооценка – это совсем разные вещи. Великодушие – добродетель, самооценка – эмоция. Добродетель объективна и устойчива, эмоция же субъективна и неустойчива: можно проснуться с высокой самооценкой, а заснуть с самооценкой, близкой к нулю. Ощущение своего величия – одно, осознание своего величия – другое. Чтобы ощущать свое величие, нет необходимости познавать себя, достаточно бахвальства или лести: они создают в нас иллюзию величия.

Великодушие – плод самопознания. Самооценка же во многом зависит от того, как нас воспринимают другие.

Помни: тебе нужно смирение, а не скромность; великодушие, а не самооценка.

Практические советы:

Вспомни случаи, когда скромность мешала тебе действовать: «Кто я такой, чтобы желать спасти мир?.. Есть люди, более способные, чем я… Я не гений, я не учился в Гарварде или Стэнфорде… Я не супермен, я не звезда». Вспомни минуты малодушия и самообмана, когда ты отказывался от своего достоинства и талантов. Исправь себя. Если по темпераменту ты флегматик, великодушие будет для тебя настоящим вызовом, ведь ты по природе склонен недооценивать свои возможности, удовлетворяться рутиной, плыть по течению. Не унывай. Учись мечтать. Многие флегматики научились поступать великодушно.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)