Книга Краткий курс по уголовно-исполнительному праву - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Краткий курс по уголовно-исполнительному праву
Краткий курс по уголовно-исполнительному праву
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Краткий курс по уголовно-исполнительному праву

Краткий курс по уголовно-исполнительному праву

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ законности;

✓ гуманизма;

✓ демократизма;

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.


5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ исправление осужденных;

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.


6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

✓ определение средств исправления осужденных;

✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:

☝ из УИК РФ;

☝ других федеральных законов.


2. Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:

✓ общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);

✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

✓ применение средств исправления осужденных;

✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

✓ порядок освобождения от наказания;

✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.


3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются:

✓ на Конституции РФ;

✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;

✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.


4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.


5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

3. Уголовно-исполнительная политика

Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.


2. Уголовно-исполнительная политика определяет:

☝ цели, задачи, принципы, стратегию и основные направления деятельности государства. Цели и принципы в области уголовно-исполнительной политики стабильны, так как базируются на международных положениях об обращении с осужденными, закрепленных в соответствующих международных актах и Конституции РФ;

☝ основные формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений.


3. Задачами уголовно-исполнительной политики являются:

✓ установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

✓ обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

✓ определение целей, принципов и общих положений исполнения видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

✓ определение системы учреждений и органов, которые исполняют уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля их деятельности;

✓ определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных.


4. Уголовно-исполнительная политика закрепляется: 0 в УИК РФ;

✓ федеральных законах;

✓ постановлениях Правительства РФ по вопросам, которые связаны с исполнением наказаний.


5. Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов, к которым относятся следующие:

социально-политическое и экономическое состояние общества. Социально-политическое благополучие общества создает благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Дестабилизация социально-политической обстановки, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают отрицательное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания. Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества;

☝ господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления. Политика в сфере исполнения наказания зависит от нравственного состояния общества и уровня его правового сознания. Обострение социальных отношений влияет на формирование уголовно-исполнительной политики: она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются;

структура и динамика преступности в стране. На формирование и развитие уголовно-исполнительной политики влияет состояние преступности: при стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной области, как правило, более гуманна; рост преступности приводит к более жестким мерам в области уголовно-исполнительной политики;

☝ требования международных актов о правах человека и об обращении с осужденными;

☝ деятельность международных организаций;

☝ развитие общественных наук.


6. Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний являются:

☝ Президент РФ, который определяет основные направления внутренней политики государства, в том числе в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть уголовно-исполнительная политика);

☝ Федеральное Собрание РФ, которое принимает в том числе и уголовно-исполнительные законы, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания.


7. Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов:

✓ департамента судебных приставов;

✓ органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями;

✓ учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

4. Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определенное, должное поведение участников правоотношений, возникающее по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Нормы являются основным элементом отрасли права, которые образуют комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.


2. Нормы уголовно-исполнительного права состоят из трех элементов:

1) гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого эта норма должна применяться, и определяет участников правового отношения. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для ряда норм. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте;

2) диспозиция устанавливает должное правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности;

3) санкция содержит указания на те правовые последствия, которые следуют за нарушение требований диспозиции нормы. Санкции норм уголовно-исполнительного права могут находиться в другой статье, а применяться за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к осужденному.

Такое структурное разделение норм характерно и для обязывающих, запрещающих и упорядочивающих норм уголовно-исполнительного права.


3. Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на следующие виды:

✓ регулятивные нормы, которые устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они подразделяются на обязывающие (устанавливают требования совершать определенные действия), уполномочивающие (разрешают субъектам правоотношений по своему усмотрению определять свое поведение) и запрещающие (требуют от субъектов воздержаться от указанных в них действий);

✓ поощрительные нормы предоставляют субъекту право лишь тогда, когда он сам создал для этого основание. Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных;

✓ охранительные нормы обеспечивают защиту правоотношений, которые возникают в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, а также реализацию иных норм уголовно-исполнительного права;

✓ организационно-технические нормы не предусматривают дополнительных обязанностей и прав участников правоотношений. Данные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций;

✓ бланкетные нормы, в которых делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания;

✓ отсылочные нормы облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм;

✓ материальные нормы устанавливают содержание правила поведения;

✓ процессуальные нормы регулируют условия и порядок реализации права.


4. Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное общетеоретическое значение. При конструировании новых норм следует учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения характера прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

5. Уголовно-исполнительные правоотношения

Под уголовно-исполнительными правоотношениями понимаются общественные отношения, которые урегулированы нормами уголовно-исполнительного права, возникающие между субъектами уголовного исполнительного права по поводу и в процессе исполнения уголовного наказания.

1. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений составляет совокупность прав и обязанностей субъектов, установленных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.


2. Уголовно-исполнительные правоотношения содержат следующие элементы:

☝ объект;

☝ субъект;

☝ содержание, основание, возникновение, изменение и прекращение.

Под объектом уголовно-исполнительного правоотношения понимается то, по поводу чего и для чего возникают правоотношения.

3. Объекты уголовно-исполнительных правоотношений бывают следующих видов:

✓ общие, которые возникают по поводу реального исполнения (отбывания) уголовного наказания по обвинительному приговору суда, а также в процессе исправительно-воспитательного воздействия на осужденных;

✓ конкретизированные – зависят от вида наказания и необходимого исправительно-воспитательного воздействия.

Под субъектами уголовно-исполнительных правоотношений понимаются физические либо юридические лица, обладающие определенными правами и обязанностями, которые регламентируются нормами права.

4. Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений подразделяются на следующие группы:

✓ лица, осужденные и отбывающие наказание либо условно осужденные, условно-досрочно освобожденные, и лица, которым наказание заменено более мягким;

✓ юридические лица, органы, учреждения, службы и отдельные должностные лица, которые осуществляют функции по исполнению наказания либо исправительно-воспитательное воздействие на осужденных;

✓ службы, осуществляющие социальную защиту осужденных и освобожденных;

✓ граждане, поддерживающие связи со своими осужденными родственниками, которые отвечают требованиям режима отбывания наказания;

✓ потерпевшие от преступления, которым до или в ходе отбывания наказания осужденный обязан возместить причиненный ущерб, материальный, физический и моральный, если это определено решением суда.


5. Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений наделены:

субъективными правами, которые представляют вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность требовать от других определенных действий или воздержания от них;

☝ обязанностями, которые представляют вид и меру должностного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица.


6. Основанием возникновения, изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические факты в различном их проявлении в зависимости от того, идет речь об общих уголовно-исполнительных или о конкретных правоотношениях. Основания для возникновения, изменения или прекращения общих правоотношений определяются из юридических фактов, предусмотренных в УИК РФ.


7. Возникновение уголовно-исполнительных правоотношений происходит с момента обращения вступившего в законную силу приговора к исполнению с официальным распоряжением суда.


8. У осужденного могут меняться содержание и другие составляющие уголовно-исполнительных правоотношений, в частности изменения содержания таких отношений, когда решением:

✓ суда в сторону улучшения или ухудшения, за хорошее либо плохое поведение осужденным меняют режим отбывания наказания переводом из одного учреждения в другое;

✓ администрации учреждения меняются условия содержания осужденного в лучшую или худшую сторону в зависимости от его поведения.


9. Понятие «прекращение уголовно-исполнительных отношений» для осужденного означает, что он выходит за пределы действия норм уголовно-исполнительного права путем:

✓ отбытия одноразового наказания, прохождения срока продолжительного наказания актами амнистии или помилования;

✓ прекращения уголовного дела ввиду отсутствия события либо состава преступления.

Основания прекращения уголовно-исполнительных правоотношений предусмотрены УИК РФ.

6. понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

1. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.


2. Наказание применяется в целях:

☝ восстановления социальной справедливости;

☝ исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.


3. Наказание бывает следующих видов:

✓ штраф;

✓ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

✓ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы;

✓ исправительные работы;

✓ ограничение по военной службе;

✓ ограничение свободы;

✓ принудительные работы;

✓ арест;

✓ содержание в дисциплинарной воинской части;

✓ лишение свободы на определенный срок;

✓ пожизненное лишение свободы; смертная казнь.


4. Уголовно-исполнительное законодательство для обозначения реализации мер принуждения использует понятия «исполнение» и «отбывание» наказания.

Под исполнением наказания понимается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения.

5. Исполнение наказания обращено к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Под отбыванием наказания понимается порядок, закрепленный уголовно-исполнительным законодательством, по выполнению возложенных на осужденных обязанностей и осуществлению прав.


6. Отбывание наказания обращено к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, и осуществлять свои права.


7. Применение мер государственного принуждения характерно для всех видов наказания, в то же время их объем зависит от конкретного вида наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания считается одним из основных средств исправления осужденных.


8. Наказание должно быть индивидуализировано. Индивидуализация исполнения наказания означает:

✓ возможность изменения объема наказания в процессе его отбывания. Это изменение может выражаться, например, в изменении условий содержания в рамках одного режима;

✓ индивидуальный подход к лицам, отбывающим наказание, при определении на работу, учебу, в выборе форм и методов воспитательной работы и т. д.;

✓ индивидуализацию мер исправительного воздействия в зависимости от степени исправления осужденных, а не только от степени общественной опасности совершенного преступления.

7. Исправление осужденных и его основные средства

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов