banner banner banner
Слова о воспитании
Слова о воспитании
Оценить:
 Рейтинг: 0

Слова о воспитании

Слова о воспитании
архимандрит Наум (Байбородин)

Л. А. Чуткова

Архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) вполне заслуженно считался одним из самых известных старцев Троице-Сергиевой Лавры. Многие помнят его как прозорливого и мудрого наставника, любящего, заботливого и неравнодушного к людским судьбам человека. Он обратил к Богу сотни людей, избавил их от мук душевных и привел к свету истины.

В этой книге собраны отрывки из проповедей архимандрита Наума (Байбородина), из его наставлений и бесед о воспитании детей и подростков. Слова лаврского старца, обращенные к родителям, всегда содержали призыв к ним начинать воспитание ребенка с совершенствования самих себя: «Чтобы действительно из ребенка сделать доброго человека, вам самим нужно стать таковыми… Только тогда отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».

Архимандрит Наум (Байбородин)

Слова о воспитании

Допущено к распространению Издательским советом

Русской Православной Церкви

ИС Р23-318-0431

© Сибирская Благозвонница, состав, текст, оформление, 2024

От составителя

Любовь к родителям он пронес через всю свою жизнь

Многие из вас, наверное, не раз слышали от архимандрита Наума (Байбородина), как он просто объяснял принцип и смысл человеческого богоподобия. Он говорил:

«Вот идет утка с утятами. На кого они похожи? На кур? На гусей? Нет! Но на свою родительницу. Так и мы в молитве называем Бога своим Отцом, говорим: “Отче наш”. Значит, мы дети, мы сыны Отца Небесного. А если мы дети, так и должны быть похожими на своего Родителя».

Лаврский старец хорошо знал, что многое дети получают от своих родителей – и привычки, и черты характера. От своей мамы, Пелагии Максимовны Байбородиной (схимонахини Сергии), Батюшка унаследовал многие добродетели[1 - Приводим слова настоятельницы Пермского Успенского монастыря игумении Марии (Воробьевой) о почившей старице схимонахине Сергии из кн.: Поминайте наставников ваших… Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум в воспоминаниях современников. М.: Сибирская Благозвонница, 2019.]. «Пелагия Максимовна воспитала сына в высоком благочестии, научила его главному: любить Бога и хранить свою совесть. Через всю жизнь пронес он понимание того, что церковность и целомудрие – основные характеристики личности православного человека. Все, кто знал схимонахиню Сергию, отмечали высоту ее духа и глубину веры…»

По воспоминаниям автора упомянутой книги, мать Сергия по натуре была очень живой. Гостей встречала радушно и непременно старалась угостить, накормить. «Она умела понять состояние человека и нас, опечаленных, угнетенных какими-либо сложностями жизни, как-то незаметно для нас самих утешала, нередко укладывала отдохнуть. Просыпались мы совсем в другом настроении: бодрыми и радостными. Видимо, пока мы спали, она молилась за нас, помогая этим и нам, и своему сыну. Она во всём была ему верной помощницей и другом. Нередко мать Сергия просила гостей почитать ей Жития святых по-славянски, так как Четьи-Минеи на церковнославянском языке воспринимаются значительно глубже. За простотой ее облика и манер таились ясный ум, духовная просвещенность и вкус к слову… Мать Сергия была великой труженицей. И в доме, и в огороде – везде у нее был безупречный порядок, несмотря на ее преклонный возраст».

Много рассказывала матушка о своем сыне, о том, что тот рано остался без отца, и поэтому единственным его другом стала мать, и у них были очень теплые отношения. Матушка Сергия говорила, что Коля всегда ее «со взгляда понимал».

«Когда она узнала, что у кого-то из соседей в тайнике скрыты Божественные книги, то попросила из милости дать их почитать сыну. (А время было такое, что даже за хранение духовной литературы могли арестовать.) Но соседи доверяли Пелагии Максимовне и книги брать разрешили. Они были на славянском языке, и поначалу мальчик мало что мог разобрать, но со временем научился понимать древние тексты и стал читать книгу за книгой».

Батюшка и сам рассказывал об этом в проповедях, не называя себя:

– Один человек вспоминал: когда он был юношей, лет шестьдесят-семьдесят назад, не знал еще Евангелия. В то суровое время таких книг нельзя было иметь, считались врагами народа кто крест носил, иконы имел. Его мама попросила у соседа книгу, положила ее в ведро, прикрыла полотенцем и так принесла домой. Это оказалась книга святителя Кирилла, Патриарха Иерусалимского. Да только открыл он ее, а там всё по-славянски, цифр не было, ничего не мог понять. И стал разбираться.

Коля Байбородин. Советская Гавань.

Ок. 1939 г.

Некоторые славянские буквы похожи на русские. На месте, где обозначают номер страницы, стоят тоже славянские буквы, значит, ими обозначаются цифры. За несколько дней он разобрался, составил себе как бы азбуку, стал читать. Потом смог понять, как рассчитывать Пасху, и определил, когда будет Пасха в тот год. То есть у кого есть желание, трудолюбие, пусть не страшится, двух-трех дней достаточно, чтобы понять славянский язык. На славянском языке говорили предки наши, в нем всё чисто, свято. Даже, как говорят ученые люди, логопеды, если ребенок заикается, то пусть поет, читает по-славянски, и у него будет улучшение… Немало рассказывала матушка о своих переживаниях о сыне в его армейские годы. Помнила до мельчайших подробностей день, когда, плача, провожала поезд, увозивший ее ненаглядного Колю. Она просила его писать каждый день, и он выполнил просьбу матери: каждый день утешал весточкой о себе.

Николай Байбородин с мамой

Однажды ей вручили письмо из воинской части, в котором командование благодарило «родителей сержанта Байбородина за отличную боевую и политическую подготовку сына». За восемь лет службы Николая мать получила несколько таких писем.

Курсант Н. Байбородин с мамой

«Любила матушка Сергия Царицу Небесную, и Божия Матерь ответствовала ей Своей Божественной материнской любовью. В любви к Богу и Его Пречистой Матери воспитывала Пелагия Максимовна и своего сына…»

«Не сомневаюсь, что Сама Божия Матерь была Руководительницей и Собеседницей Своего верного раба монаха Наума. Батюшка говорил о том, что в России возродится духовная жизнь, снова разрешат строить монастыри и храмы, – всё это казалось совершенно невозможным в 70-е годы прошлого века. Очевидно, Сама Царица Небесная открывала ему будущее…»

Конечно, отец Наум трепетно исполнял пятую заповедь – о почитании родителей. Любовь к ним, и особенно к своей матери, он пронес через всю жизнь. Тем более ценны для нас его проповеди, наставления, отрывки из творений, в которых Батюшка делится мыслями о воспитании детей и подростков, и эти важные для родителей слова: «А кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих, и в день печали избавит их Господь Бог. Вы же, дети, и словом, и делом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти».

От составителя

Часть 1

О боголюбивом и благочестивом народе

Мы знаем, что российский народ называют боголюбивым народом и Матерь Божия и Сам Господь берегут его. Вся история говорит об этом, потому что всё здесь освящалось. Рождается маленький гражданин Неба и земли, он принимает Святое Крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господь дарует ему Ангела Хранителя и Свой покров.

Если какие-то дела предстоят, может путешествие, то совершается молебное пение. Скот надо выгонять на пастбища – совершают молебное пение, кропят его святой водой. Надо рыть колодец – молятся Богу, освящают это место и тогда только роют. Строить дом надо – тоже совершается молебное пение, освящается это место и дом, чтобы бесы не стужали живущих в этом доме. Человек желает создать семью – идет в храм Божий с родителями и принимает таинство Бракосочетания, Господь благословляет невесту и жениха, чтобы они рожали детей.

* * *

В древние времена, когда жил преподобный Сергий и два века спустя после него, в каждом доме отводились отдельные комнаты, «горницы» назывались, в которых совершали молитву. Там лежали Псалтирь Святая и Новый Завет, Жития святых, иногда летопись. И в этой молитвенной комнате вся семья совершала правило, молилась Богу. Детей учили славянскому языку и благочестию. Епископы избирали учителей из людей благочестивых, благословляли их, чтобы они учили детей благонравию, трудолюбию. И когда путешествовали по России иностранцы, то писали: «В этой Руси в какое селение ни зайдешь, ребятишек с крестами белоголовых великое множество бегает». Это были будущие граждане Неба и земли, Господь освящал их и хранил. Потому что Русь была под Покровом Богоматери, благословением Господним за молитвы святых.

* * *

Давайте хранить древнее благочестие. В каждом доме Евангелие надо иметь, читать его каждый день, испытывать все свои дела перед тем, как что-либо предпринимать: во грех будет или в правду. Надо любить Бога, любить святых, посты, Церковь, любить ближних. Молодой, способный к труду – не будь тунеядцем. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Эта заповедь говорит не только о материальных благах, но и о духовных. Потому что труд надо прилагать и в молитве, и в посте, и в терпении, и в болезнях. Надо приучать себя к такому труду, чтобы всегда помнить о Боге.

* * *

Многие из нас не знают, что такое смирение, многие не хотят работать, матери не хотят воспитывать детей, не хотят многие терпеть скорби – и поэтому мы сами себе готовим вечное осуждение. Поэтому давайте смирим себя, будем за всё благодарить Бога (и за скорби), будем трудиться, терпеть всё.

* * *

Каждый должен на своем посту, в своем чине трудиться по совести. Судья – суди по правде; воин – неси службу честно; если ты начальник – начальствуй по правде, не бери никаких подарков, суди по справедливости, приучай всех к добру, к труду, к воздержанию; учитель – учи тоже добру и истине. Если ты жена – храни верность мужу, рожай и воспитывай детей, учи их христианскому благочестию. Пусть пятнадцать детей Бог тебе даст, всех воспитаешь с помощью Божией. Убивать детей нельзя. Не желаешь рожать – живи девой, молись, никто с тебя не будет спрашивать, почему у тебя нет детей.

* * *

Правила благочестия надо держать в уме своем. Надо соблюдать святые посты, потому что кто не соблюдает пост – отлучается от Церкви. Есть 69-е апостольское правило, которое гласит: «Если епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец не постится в среду и пятницу и в дни Святой Четыредесятницы, будет извержен из сана, а мирянин – да отлучен от Церкви».

Из Священного Писания

Известно, что только Ной с семьей спасся… Погибло всё допотопное человечество, только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. До сих пор на горе Арарат в Армении, во льдах, стоит Ноев ковчег, огромный деревянный корабль, немой свидетель страшного наказания Божия за беззакония человечества, и служит людям предостережением: если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3). Ученые ищут причины этого уникального, неповторимого происшествия в законах природы. А причины – в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 13).

* * *

Слово Божие учит нас, что счастье и благополучие или несчастье и беды любого человека, любой семьи, любого поколения и любого общества зависят от исполнения или нарушения ими Закона Божия. О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).

* * *

…Знаете, каков был идеал Православной Руси? Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал Православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена – верна, тиха, милосердна, кроткотерпелива, всепрощающа.