Вся современная медицина строится по принципу доказательной медицины.
Что это такое?
Например, учёные хотят испытать эффективность нового лекарственного средства или продукта.
Тогда берётся две группы пациентов и с их согласия одной группе даётся испытываемый препарат или продукт, а вторая группа пациентов вместо препарата или продукта получает совершенно нейтральное вещество, по-русски сказать просто «пустышку».
Причём пациенты, которые участвуют в эксперименте, не знают – получают они лекарство или «пустышку».
Через определённое время, установленное экспериментом, например, через месяц, два или три, учёные смотрят результаты проведённого лечения в той группе, которая получила лекарство или продукт и в контрольной группе, пациенты которой получили «пустышку».
Зачем так делают?
Чтобы не было предвзятости и субъективности в оценке результатов исследования.
После этого делается вывод: препарат, продукт или схема лечения эффективна или нет.
Вот такое исследование в медицине называется двойное, слепое, плацебо контролируемое исследование.
И такое исследование имеет высшую степень доказательности.
Если эффективность лекарственного препарата или какого-либо продукта доказана, то такой препарат или продукт включается в клинические рекомендации по лечению того или иного заболевания.
Ещё раз – вся современная медицина строится на принципах доказательной медицины и эти доказательства находят своё применение в клинических рекомендациях по лечению различных заболеваний.
Причём клинические рекомендации не являются догмой, они подлежат пересмотру каждые 3 года.
По мере того, как в медицине появляются новые доказательства, исследования, препараты, то и клинические рекомендации меняются, а предыдущие редакции отменяются.
Итак их пересматривают каждые три года.
То же самое касается и науки нутрициологии – то есть науки о правильном питании.
Если 30 лет тому назад, когда я заканчивала медицинский институт считалось правильным, что первый прикорм у ребёнка должен быть фруктовый сок и вводить его нужно было с двухмесячного возраста, то сейчас это категорически отвергается медициной.
Соки и фруктовые пюре из всего календаря введения прикормов сейчас вводятся в самую последнюю очередь.
Вот так поменялось представление о рациональности введения прикормов за 30 лет.
Если раньше считалось, что прикормы нужно начинать ребёнку вводить с двух месяцев, то теперь педиатры всего мира доказали, что до 4 месяцев ребёнок категорически не должен получать никаких прикормов, кроме грудного молока или адаптированной молочной смеси. Почему?
Потому что его ферментативная и иммунная система не готова к приему любых продуктов, кроме молока.
А что скажет по этому поводу старшее поколение: бабушки или прабабушки?
Разве они читали последние клинические рекомендации или интересовались последними достижениями доказательной медицины?
Конечно же, нет.
Они будут опираться на свой жизненный опыт взращивания детей и внуков, а не на клинические рекомендации.
И не в обиду будет сказано, не то чтобы бабушки, но даже, к великому моему сожалению, и многие врачи не читают новых клинических рекомендаций, а продолжают лечить пациентов по-старинке, так, как это было много лет тому назад, когда они заканчивали свои мединституты.
Хотя наука уже давным-давно ушла далеко вперёд и прежние представления о рациональном вскармливании кардинально поменялись.
Какие возражения могут предъявить бабушки в доказательство справедливости своих убеждений?
А то, что они вырастили своих детей или внуков, не слушая никаких врачей и все они здоровы и у них «якобы» всё хорошо.
На что я им могу возразить.
Приведу маленький пример: о влияние железодефицитной анемии на интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка.
Практически каждая вторая женщина к концу беременности испытывает недостаток железа.
На что влияет дефицит железа?
Китайские учёные провели очень интересное исследование среди детей и доказали, что дети в возрасте 12, 18 24 месяцев демонстрировали более низкий индекс умственного развития, если у их матерей была железодефицитная анемия во время беременности по сравнению с теми детьми, матери которых дефицита железа не испытывали.
Это называется упущенные возможности.
Следующий момент- дети, испытывающие железодефицитную анемию, более часто болеют инфекциями верхних дыхательных путей.
Плюс у этих детей наблюдается задержка как моторного, так я речевого развития, причём это очень сильно проявляется, если железодефицит ребёнок сохраняет продолжительное время, то есть более трёх месяцев.
Если ребёнок именно в раннем детском возрасте испытывал дефицит железа, то это приводит в дальнейшем к плохой успеваемости в школе, а у подростков повышается уровень тревожности и даже есть такие данные, что дефицит железа может провоцировать у подростков депрессии.
Вот видите, насколько важно правильно кормить детей в первые два года жизни!
И это только пример одного дефицита железа.
А какие могут быть последствия этого неправильного вскармливания и различных дефицитов в будущем у детей?
Очень печальные, потому что именно в этот период жизни идёт формирование иммунитета, закладка всех органов и систем организма, бурно развивается мозг, нервная система, скелет, мышцы и именно в это время чрезвычайно важно дать ребёнку все необходимые нутриенты: жиры, белки, углеводы, витамины, минералы, чтобы не было никакого дефицита, чтобы организм мог формироваться правильно.
Почему ещё нужно слушать грамотных врачей и не поддаваться на провокации бабушек?
А вы когда-нибудь задумывались над таким вопросом: почему в последние годы так помолодели инфаркты, инсульты, сахарный диабет, бронхиальная астма и т. д?
Разве можно было себе представить 40 лет тому назад, что диагноз: бронхиальная астма будет ставиться трёхлетнему ребёнку?
Да никогда в жизни!!!
А теперь у аллерголога считается абсолютно закономерно, что к трёхлетнему возрасту ребёнок получает тяжелейшее хроническое гормонально зависимое заболевание. Почему?
Да потому, что идёт нерациональное вскармливание на первом году жизни!!!
Каждый из нас знает поговорку: что посеешь то, и пожнёшь.