banner banner banner
Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века
Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века

Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века
Сергей Иванов

Валентина Ваганова

Данная книга подготовлена командой международного проекта Arts and Fashion. Целью «Энциклопедии Современного Искусства. 100 мастеров XXI века» является продвижение современного искусства и талантов России на международной арене.

Сергей Иванов, Валентина Ваганова

Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века

«Не угашайте свое вдохновение и свое воображение; не становитесь рабом своей модели».

Винсент Ван Гог

Уважаемый читатель, «Энциклопедия Современного Искусства. 100 мастеров XXI века» создана командой международного проекта в области современного искусства и моды «Arts & Fashion». В ней собраны биографии и удивительные истории художников, фотографов, скульпторов, иллюстраторов и дизайнеров одежды. Данная книга предполагает ознакомить публику с яркими творческими людьми, которые живут с нами в одно время и создают красоту современного мира – мира современного искусства.

«Судить об искусстве просто, а понимать его – еще проще». Одна из важных целей проекта «Arts & Fashion» – это популяризация «молодых» деятелей современного искусства. Отдав предпочтение менее известным, но не менее талантливым мастерам, начать энциклопедию мы хотим со знакомства с выдающимися людьми, которые привнесли большой вклад в наш мир.

Зураб Церетели – один из наиболее известных советских деятелей искусства, а ныне президент Академии художеств России. Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить практически во всех сферах современного искусства. Автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима.

Александр Шилов – художник-живописец советского и российского периода, портретист, график. Обладатель премии Комсомола, народный художник Советского Союза. Александр Шилов владеет галереей, расположенной в центре Москвы и уже на протяжении многих лет создает монументальные портреты самых известных личностей современного мира.

Эрик Булатов – советский и российский живописец, чьи работы обрели широкую известность только после распада СССР. Художник проявил свой талант сразу в нескольких стилях современного искусства. Он считается основателем таких направлений, как соц арт, московский концептуализм и поп-арт. В настоящее время творец проживает в Европе, но старается как можно чаще возвращаться на родину за новыми идеями и вдохновением.

Александр Петрелли – художник, график, автор перформансов. Работы подчинены панк-эстетике. Основал галерею «Пальто», в которой экспонирует на внутренней подкладке пальто графику, живопись и объекты. Собственные картины пародируют различные жанры и виды искусства – от русского авангарда до портретов рок-звезд.

Андрей Ремнев – его имя, по мистическому совпадению, созвучно Андрею Рублеву. Живой классик, соединивший иконописные каноны с традицией русского конструктивизма, сегодня популярен как в России, так и далеко за ее пределами. Даже испанские модельеры создают коллекции по мотивам его картин. Однако заграничным далям художник неизменно предпочитает родные просторы.

Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор. Яркий и эпатажный, этот мастер сумел покорить Европу и Америку, став известнейшим творцом современности. Его работы, колоритные, неоднозначные, у одних вызывают восхищение, у других – непонимание, но никого не оставляют равнодушными. Сам скульптор подчеркивает, что понятие «творить по вдохновению» ложное: есть только кропотливый труд, который и позволяет добиться успеха.

Владимир Дубосарский – живописец, автор крупномасштабных полотен, неизменно воспроизводящих счастливый мир, роскошную утопию, сон или мечту. С 1994 по 2014 год работал вместе с Александром Виноградовым. Их художественный тандем стал одним из самых ярких явлений в постсоветском искусстве, отразив настроения и вкусы трех десятилетий – «лихих» 1990-х, «жирных» нулевых и кризисных 2010-х. В сольном творчестве продолжает изображать «портрет нашего времени», в том числе исследуя репрезентацию в соцсетях и переосмысляя советское прошлое.

Егор Кошелев – далеко не всякий профессиональный живописец готов вовлекаться в практики стрит-арта, но в жизни москвича Егора Кошелева был и такой период. В дальнейшем у него осталась эта тяга к соединению «высокого» и «низкого», массового и элитарного. Сюжетам его картин свойственны миксы и парадоксы; социальная критика здесь не редкость, но она никогда не обходится без философской подоплеки, граничащей с абсурдизмом. Порой автор намеренно маргинализирует традиции академической живописи, стремясь к максимальной звучности своего высказывания.

Игорь Мухин – классик российской фотографии и главный хроникер 1980-90-х. На его пленках сохранились главные герои переломной эпохи и сама атмосфера того времени. Был и ведущим фотографом российского рока со времен его андеграундного существования – снимал едва ли не всех культовых музыкантов и публику на концертах. Отдельные его книги посвящены стрит-фотографии и динамичной жизни большого города в разные десятилетия. В них есть смятение, отчаяние и надежда митингов, бесконечных строек и нелегальной торговли и в то же время много витальности и поэзии человеческих отношений и целующихся пар.

Тимофей Парщиков – автор фото серий, снятых как в России, так и за рубежом, стремится к эффектному, киногеничному кадру. Так, прославившая его серия Suspens, объединена темой тревожной неопределенности, которая, по идее, лишена атмосферы крупных городов. Нужные ракурсы и антураж обнаруживаются в самой городской жизни, подсмотренной, как правило, в вечернее время. Для него любая фотография стремится выявить неочевидную событийность, упускаемую из виду в потоке жизни. Его персональные выставки прошли в России, Франции, Германии, Италии и других странах.

Ольга Тобрелутс – формировалась как художник в конце 1980- х, изучала архитектуру в Ленинграде и компьютерную графику в Берлинском институте ART+COM, входила в легендарную группу «Новая Академия», основанную Тимуром Новиковым. Неоакадемизм с его культом человеческого тела, классическими канонами красоты и многочисленными цитатами из истории искусства соединился в ее творчестве с современными компьютерными технологиями. Лентикулярные панели, видео и живопись становятся способом создания собственной метавселенной, где скрещиваются современные поп-идолы, античные герои, реклама и модные бренды.

Юрий Альберт – относится к поколению новой волны московского концептуализма 1980-х. Он занимается выяснением главных вопросов современности – «что такое искусство?» и «кто такой художник?» и делает это с большой долей иронии. Выясняя положение художника в арт-системе, он свободно фланирует по страницам истории искусства, доводя до абсурда общепринятые представления и стереотипы.

Дмитрий Аске – начинал в 2000-х писать граффити, занимался графическим дизайном и иллюстрацией, автор масштабных муралов в Москве, Владивостоке, Мангейме (Германия) и других городах. Добившись популярности в области стрит-арта, перешел к успешным галерейным продажам и крупным коллаборациям с известными брендами (Nike, Sony и другие). Узнаваемые работы последних лет – уличные крупноформатные скульптуры и интерьерные многослойные рельефы из фанеры с локальными цветовыми пятнами и мозаичным изображением.

Татьяна Ахметгалиева – художник-график, а также мастер запоминающихся инсталляций, в которых вышивка с холста нитями памяти вторгается в окружающее пространство. Родилась в Кемерове, училась в Петербурге, а живет и работает между двух столиц. Ее большой дебют состоялся в 2010-м на Уральской биеннале в Екатеринбурге. С тех пор ее работы представляют пара европейских галерей, а яркую сюрреалистичную графику показывают в музеях и галереях разных стран.

Александр Бродский – архитектор по образованию, в 1980-е он был одной из ключевых фигур направления «бумажная архитектура» – феномена конца советской эпохи, в рамках которого талантливые архитекторы сбегали от унылой действительности в проектирование воображаемых зданий, неизменно производивших фурор на международных конкурсах. В постсоветское время для его фантазий нашелся выход – тотальные инсталляции, объекты, формирующие пространство, в том числе парковое. Как художник он интересуется непостоянством и хрупкостью памяти, личной и коллективной, перебрасывает неустойчивые мостки к советскому прошлому и детским воспоминаниям, говорит об утраченной культуре и уходящем времени, и делает это тонко и точно, играя на полутонах.

Зорикто Доржиев – работает в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, скульптуре и как художник кино. Восприняв основы русской академической школы и «космополитизм» современного европейского искусства, он продолжает следовать бурятским национальным традициям. Творческий метод Зорикто Доржиева строится на синтезе нескольких составляющих, главные из которых – фигуративная традиция академической школы и культурное наследие кочевых народов Бурятии. Среди почитателей таланта Зорикто и коллекционеров его работ немало известных политиков, бизнесменов, звезд кино и музыкантов.

Покрас Лампас – российский художник-каллиграф, который стал амбассадором собственного стиля граффити. Сегодня он рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, мастер, работы которого всегда впечатляют. Его творчеством интересуются международные бренды, а сам Лампас стал создателем мерча. Начало этому длительному пути положили поездки на электричках Подмосковья вдоль промышленных зон, где уже в начале 2000-х красовались смелые росписи.

Самое интересное и поразительное в современном искусстве – это возможность по-новому взглянуть на вещи, которые, казалось бы, уже понимаешь и знаешь. Человек, который понимает и разбирается в искусстве, понимает и то, что такое красота линий, пропорций, гармония и дисгармония. Для того чтобы хорошо разбираться в жизни, надо разбираться в искусстве.

Цель книги «Энциклопедия Современного Искусства. 100 мастеров XXI века» подарить возможность приблизиться к современному искусству и убедиться в том, что наш мир богат на талантливых людей. Творцы удивительного и прекрасного, есть и живут с нами в одном мире, дышат одним воздухом, вдохновляются одной природой и проживают те же переживания что и мы.

Уважаемый читатель, после прочтения данной книги, мы рекомендуем познакомиться с мастерами ближе. Посещайте выставки, различные мастер-классы, лекции, культурные мероприятия, ведь самое глубинное и самое главное осознание приходит тогда, когда общаешься с автором лично.

*Все мастера опубликованные в «Энциклопедия Современного Искусства. 100 мастеров XXI века» прошли строгий кураторский отбор и были выбраны профессиональной командой проекта «Arts & Fashion».

Приятного прочтения! С уважением, команда проекта «Arts & Fashion».

ANNA BO

«Мне кажется, что я всегда была в искусстве. Просто осознание того, что я – художник, пришло позже», – рассказывает Anna.

В детстве увлекалась многим, начиная с бальных танцев, заканчивая капоэйра, но искусство всегда брало верх. «На каникулы я всегда брала с собой краски, пастель и карандаши, чтобы в свободное время рисовать», – повествует Anna. Окончила академию имени С. Г. Строганова. Считает, что профессиональное образование даёт базу, благодаря которой ты продолжаешь работать и совершенствоваться в своих навыках. «Для молодого поколения рекомендую учиться и не бояться пробовать, экспериментировать и быть смелее», – утверждает художник.

Anna рассказывает, что сколько себя помнит, всё время показывала свои работы в детстве, а позднее – на бесконечных просмотрах в академии, в настоящее время – на выставках.

«Скажу только одно, что я очень грущу, когда картины лежат и их никто не видит. Искусство без зрителя для меня не имеет смысла», – поясняет автор. Со временем ей пришло понимание, что художник – это не тот человек, который пишет картины, а прежде всего личность и главное, как она мыслит.

Anna является основателем направления «Многогранная живопись». Она представляет картины как арт-объекты, которые способны стать акцентом или даже центром внимания.

«Мы живём в современном мире, мы часто меняемся, куда-то переезжаем. Мне важно создавать искусство, которое соответствует текущему времени», – заявляет автор.

По её словам, она больший смысл вкладывает в возможность создавать различные комбинации между дизайном и классической живописью.

Также развивает в своих картинах тему: космос и человек. Мастер рассказывает, что как-то она спрашивала у одного скульптора: «Быть может, если работать в одном направлении, я смогу создать больше в искусстве?». На что получила ответ: «Это нормально, когда ты переключаешься и как бы отдыхаешь между двумя направлениями. Ты не распыляешься и создаешь свой стиль в двух направлениях».

«Моё искусство в целом усложняется по своим смыслам, техникам и сферам, в которых я хочу быть представлена как автор и как личность», – утверждает мастер. Вдохновение и силу, чтобы продолжать творить, она находит в таких необычных людях, как космонавты. «Я смотрю на фото, которое мне однажды подписал космонавт, на книгу с автографом, и вдохновляюсь такими людьми. «Хочется хоть чуть-чуть быть космонавтом в своей работе», – рассказывает художник о своём источнике вдохновения. В космосе много неизвестного и таинственного для человека. Anna хочет призвать общество обратить внимание на науку и современные технологии. Она считает, что человек, смотря на образы других планет, также задумывается о Земле, так как она уникальна и необходимо о ней заботиться. В её работах из серии «FlY ME…» заложена мысль о том, что у каждого человека, каждой личности есть своё предназначение, свой характер и свои преимущества. Аналогично тому, как и у каждой планеты есть своя миссия в космической системе.

Anna Bo – основатель направления Многогранная живопись. Член Международного Союза дизайнеров. Также её картины находятся в частных коллекциях в России, Англии и США.

«Мои заслуги, к которым причастны близкие люди и преподаватели – это все мои картины и выставки», – заявляет художник. Ей важно создавать искусство, соответствующее современному миру, использовать технологии. Например, дополненная реальность AR, с помощью которой картины оживают и озвучены диктором. Именно новые методы позволяют ей как автору донести гораздо больше смыслов до зрителя.

MERU МАТЬ СТЕКЛА

Родилась 17 августа 1991 года в городе Юрга в Кемеровской области. Закончила художественную школу, имеет высшее образование. Вспоминая детство, MERU упоминает, что она рисовала всегда. Значимой фигурой в увлечении искусством был отец, который помогал узнавать мир через уроки живописи, поэзии, рыбалку, лес.

Для нее это был некий процесс формирования навыков наблюдения и интуитивного чувствования: «Сейчас детский опыт помогает мне в нахождении нетронутых форм самовыражения, улавливании тонких импульсов запроса настоящего момента и реализации свежих идей».

Последние три года MERU была погружена в поиски своего уникального почерка, много экспериментировала, пока ни пришла к изобретению своей техники трансформации стеклотары в искусство. Ради него MERU оставила семью, работу, привычную жизнь. Художник поясняет: «Выстраивая технологию с нуля, мне пришлось отойти от общих технических регламентов работы со стеклом в технике фьюзинг. Но бесстрашие перед рисками, возникающими на пути, привело к созданию новых форм. Техника плавления стекла довольно своенравна и самостоятельна: после закрытия печи моя роль заканчивается, и на сутки жизнь берет искусство в свои руки. При нагревании стекло становится жидким и замирает в движении, полностью изменяя форму, в сути оставаясь неизменным». MERU всегда было мало холста, стены, мало формы, но благодаря стеклу она ощутила ту свободу, которую долго искала. Сейчас художник создает рельефы из стеклотары, расправляя осколки банок и бутылок, тем самым трансформируя использованную массу в искусство.

Благодаря выбранному пути апсайкла MERU реализует в своем творчестве основной принцип бесконечности бытия. Каждый ее рельеф – это воплощенный звук, в нем появляется присутствие, телесность. Разбивая бутылки, художник переносит в стекло энергии и вибрации, исходящие от людей, музыки, криков природы.

Всего за два месяца от идеи рельефа и первой его реализации прошло до признания на московских, петербургских и региональных выставках. Деньги с продаж рельефов частично направляются на благотворительность в ассоциацию «Интенрация», помогающую людям с ограниченными возможными города Новосибирск. Посыл своего искусства MERU определяет так: «Окружающая стандартизация, границы и ярлыки не искренне отражают субъективную реальность восприятия. Не бойтесь исследовать хаос личной самоопределённости, отдайтесь своему оголенному восприятию действительности. Останавливая внимание в глубине капель стекла, гипнотической игре света, мы замираем и неизбежно разворачиваем взор на происходящее внутри нас».

Фьюзинг – техника длительного спекания стекла в печи.