Книга Норманнские храмы Апулии. Книга 3 - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Борисовна Жезмер
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Норманнские храмы Апулии. Книга 3
Норманнские храмы Апулии. Книга 3
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Норманнские храмы Апулии. Книга 3

Татьяна Жезмер

Норманнские храмы Апулии. Книга 3

ЧАСТЬ 10 МОЛЬФЕТТА


Рисунок 1 Схема расположения объектов


Рисунок 2 План старого города


Один из самых оживленных рыбачьих городов на Адриатическом море.

Впервые люди здесь поселились еще в эпоху неолита. Сегодня можно видеть остатки древних поселений в Пуло -древней пещере 23 м глубиной.

Первые письменные сведения о городе относятся к 925 году.

Торговля с Венецией, Дубровником, Амальфи, Константинополем, Александрией быстро обогатили город, и он стал вожделенной целью для многих завоевателей.

С глубокой древности рыбная ловля – основной промысел населения города. Для охоты на осьминогов здесь со времен античности пользуются трезубцами, похожими на те, что можно увидеть на статуях, изображающих Нептуна.


Рисунок 3 Рыбачьи лодки


В гавани сотни разноцветных лодок, названные в честь какого-нибудь святого, стоят в тени здания старинного собора. Многие лодки – обычные, весельные, с двумя большими ацетиленовыми лампами для ночной рыбалки.

На заднем плане поднимаются башни собора Сан-Коррадо.


Рисунок 4 Набережная Мольфетты


Коррадо – Конрад – один из крестоносцев, Конрад Баварский, был канонизирован и стал святым покровителем города. День Святого Коррадо пышно отмечается в городе 9 февраля и 8 сентября. За собором – лабиринт улиц старого города.

Собор освятили примерно в 1150 году, когда еще был жив Роджер II.


Рисунок 5 Сан Коррадо


Башни собора достигают высоты 20 метров. Одна из них служит колокольней, другая использовалась как сторожевая башня.

Когда мы, гуляя по городу, направлялись к храму, мы, естественно, ориентировались на башни, рассчитывая, что вход в храм находится где-то между ними. Однако, когда мы вышли на узенькую улочку, над которой возвышались башни, никакого входа там не нашли.


Рисунок 6 Восточный фасад храма


Плоская стена вдоль улицы с характерными норманнскими арками, окно с резным арочным карнизом, львы, над стеной – башни собора. Все вроде на месте, а входа нет. Ну, то есть, проем-то был. Маленький и без портала. Но он был заложен, судя по всему, несколько сотен лет назад. Мало того, это была восточная, алтарная стена храма. Но абсиды на ней тоже не было.

Мы заглянули за угол.

На северной стене храма двери, видимо, когда-то были. Целых две. Но очень давно.


Рисунок 7 Южный фасад Сан Коррадо


Впрочем, вот кажется еще одна. Но воспользоваться ей довольно сложно.


Рисунок 8 Пристройка на южном фасаде

Скорее всего, это – капелла – усыпальница


Рисунок 9 Западный фасад храма


Западный фасад фланкируют два странноватых каменных куба, несколько напоминающих крепостные бастионы – то-ли зародыши башен, то-ли пеньки от них. Между ними, наконец, нашлась дверь с порталом, которая, хотя бы, не была заложена каменной кладкой. Попасть в храм, впрочем, все равно не удалось.

Круглое отверстие над порталом двери слабо намекало на некоторую парадность фасада, но “розой” тут и не пахло. Слева вплотную к фасаду храма примыкала монолитная стена застройки старого города, мешая очередной раз завернуть за угол.

Но мы не сдавались.


Рисунок 10 Фрагмент фасада


Пройдя под аркой соседнего здания мы наконец пробрались в небольшой дворик, одну сторону которого составляла южная стена собора. В ней-то заветная дверца и нашлась.


Рисунок 11 Дорога к храму


Рисунок 12 Фрагмент северного фасада. Вход в храм


Зато все фасады изучили.

Ничего напоминающего алтарную абсиду на фасадах, правда, все равно не обнаружили.

Однако, в интерьере она есть.


Рисунок 13 Информационный стенд


На информационном стенде перед входом план собора почему-то перевернут на 180 градусов. Видимо, чтобы уже вообще никто ничего не понял.

Правильный план был наконец найден в туристическом буклете.



Рисунок 14 Картинка из буклета


Типологически этот храм является трехнефной базиликой.

Как и остальные норманнские храмы Апулии, собор Мольфетты в основе плана имеет так называемый латинский, а точнее – “египетский” крест. Трансепт расположен в алтарной части здания вплотную к алтарным абсидам. Тем не менее, этот собор существенно отличается от других крупных апулийских храмов.

Во-первых, он имеет четыре башни, которые ясно читаются на плане. Две западные не достроены, но важен принцип.

Далее. Практически у всех рассмотренных ранее храмов центральный неф освещается за счет базиликального разреза (окна – в перепаде высоты нефов). Здесь все не совсем так.


Рисунок 15 Световые проемы в основании купола


Рисунок 16 Опоры сводов


В принципе, конструктивная схема этого здания ближе всего к маленькой церкви Сан Леонардо ди Сипонто, в которую мы попали в самом начале нашего путешествия по Апулии: боковые нефы перекрыты сводами, представляющими собой четверть цилиндра.


Рисунок 17 Свод бокового нефа


Перекрытие трех пролетов центрального нефа составляют ТРИ КАМЕННЫХ КУПОЛА С ПРОРЕЗАННЫМИ В ИХ ОСНОВАНИИ СВЕТОВЫМИ ПРОЕМАМИ.


Рисунок 18 Своды центрального нефа


В Сан Леонардо мы видим почти ту же схему, только в среднем пролете там нет купола. Там их всего два.

Кстати, и кровля тут каменная, как в Сан Леонардо.

Некоторая странность состоит в том, что изнутри все три купола выглядят примерно одинаковыми, а снаружи все они разной формы и высоты.


Рисунок 19 Кровля храма


Да. Строители этого храма были настоящими мастерами камуфляжа.


Рисунок 20 Центральный купол главного нефа


Рисунок 21 Поперечный разрез


Смотрим на разрез. Купол над главным нефом вроде бы приподнят на барабане?

Рассмотрим купол ближнего к алтарю пролета главного нефа. На фасаде он прикидывается квадратной башней. Никаких следов подкупольного барабана тут не наблюдается. Так же, как и тромпов.

(Тромп (фр. trompe) – сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивающим перенос нагрузки от сферического купола или верхнего восьмерика на стены квадратного или прямоугольного помещения в основании)


Рисунок 22 Центральный неф


В среднем полете то, что в поперечном разрезе напоминает барабан, является частью восьмерика, прорезанного по бокам двумя световыми проемами. Четыре стороны восьмерика образованы тромпами. Вся конструкция плавно переходит в барабан, который заканчивается, едва возникнув.

Еще четыре окна прорезают основание поддерживаемого им купола.

Конструкция перекрытия самого дальнего от алтаря пролета аналогична, но подкупольный барабан, венчающий восьмерик здесь так невысок, что практически выродился в линию.


Рисунок 23 Центральный неф


Четыре мощных пилона поддерживают всю эту массивную конструкцию. Зрительно их объем дробится вертикалями пилястр, украшенных резными капителями.

Кроме капителей, гладкие каменные стены храма украшают лишь резные детали кронштейнов карнизов и оснований арок, тонкая резьба которых лишь подчеркивает лаконизм и чистоту архитектурных решений. Хотя, чтобы все хорошенько разглядеть, неплохо иметь бинокль.


Рисунок 24 Капители пилонов


Рисунок 25 Капители пилонов


Рисунок 26 Капители пилонов


Рисунок 27 Капитель пилястры


Рисунок 28 Карниз основания купола


Рисунок 29 Карниз основания купола


Рисунок 30 Фрагмент резного декора


Лишь небольшая часть резных деталей расположена в нижней части стен храма.


Рисунок 31 Водосвятная чаша


Рисунок 32 Фрагмент каменного декора


Рисунок 33 Пилястра

ЧАСТЬ 11 ДЖОВИНАЦЦО



Рисунок 34 Схема расположения объектов


В 18 километрах на север от Бари, на побережье Адриатического моря находится небольшой волшебный городок из желто-кремового солнечного камня – Джовинаццо.


Рисунок 35 План старого города


Рисунок 36 Порт Джовинаццо


Археологические находки дают основание полагать, что местность вокруг Джовинаццо была заселена еще в Бронзовом веке.

Легенда гласит, что город был основан сыном Зевса, Персеем и назывался «Jovus natio» (Джовус натио).

В начале своего существования, в эпоху древнеримского владычества город носил название «Natiolum» (Натиолум).

В 57 году н. э. население города было обращено в христианскую веру Апостолом Петром, а в 102 году император Траян строит городские укрепления.

В период Константина здесь появляется большое количество церквей.

В эпоху Средневековья старый город был почти полностью разрушен. На руинах строится новый город.


Рисунок 37 Улица старого города


Его называют «Juvenatium» (Джувенатиум). Большая часть старого города сохранились со времен средневековья. Город очарователен.


Рисунок 38 Собор SANTA MARIA ASSUNTA


СОБОР УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (SANTA MARIA ASSUNTA)


Рисунок 39 Собор SANTA MARIA ASSUNTA


Собор построен почти на самом берегу моря. Как ни странно, его выходящий на набережную восточный фасад абсолютно лишен декора. Главным входом, как и в соборе Мольфетты, служит дверь в южном фасаде.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги