Михаил Лысов
Кибитка. Под звёздный небом у костра
Предисловие.
«Я пишу рассказ, шаг по собственным следам,
Слышу голоса, шепчут сказки чудесам.
Приоткрою дверь, ярким светом полоса
Пусть летят теперь белых сказок голоса…»
Все наши истории пишет время. Будущее можно лишь предвидеть, а что бы вспомнить прошедшие дни, достаточно оглянуться назад. Да к тому же ещё и взять, обмакнуть перо в чернила и зафиксировать события на бумаге, пока, то же самое время не перетёрло всё в труху своими огромными безжалостными шестерёнками.
Возможно, доживём и до больших мемуаров, но для этого нужно будет окончательно распрячь коней, снять с повозки колёса, скрутить и убрать подальше накидку, повесить на стену гитары и погрузиться в далёкие воспоминания. Но, у меня совсем другая идея.
Давайте представим, что Кибитка остановилась в чистом поле на ночлег. И вот, когда на темно-синий ночной платок, уже давно раскатились золотые звёздочки, а месяц медленно проползая по своей ночной дороге, забрался на самую макушку небосвода, сидя у горячего костра поём мы свои песни, вспоминая уже забытые, сочиняя новые, превращая эти истории в сказки, заплетая их в дым костра и пуская по ветру на вольную волю. Летите! Тогда на утро остаётся лишь взять перо, обмакнуть в чернила и записать всё на бумагу. Рассказывать буду от первого лица, то есть от себя. Добро пожаловать в Кибитку.
Михаил Лысов.
Часть первая. Начало.
«Река течёт
Бежит дорогой вдаль
Сходятся – расходятся… печаль.
Рассвет встаёт
И красками звеня
Будит утро солнечного дня…»
Официально, датой рождения коллектива мы стали считать день, когда состоялось первое выступление, а именно 5 декабря 2009 года. Но, конечно же, эта история корнями уходит куда глубже.
Конец девяностых. Давно уже отгремели танцплощадки с живыми музыкантами родом из семидесятых, закончились металлические самодеятельные группы восьмидесятых, а во всех сельских домах культуры громыхали дискотеки с модным тогда «евроденсом». Кому нужна была самодеятельная музыка? Почти никому. Но, «почти» это не значит «совсем», поэтому даже в такое время и в условиях маленького посёлка, нашлись энтузиасты, поддержавшие моё стремление к живой музыке. При местном Першинском сельском доме культуры есть Народный коллектив группа «Песня». Мужики тогда ещё играли живую музыку, с полным набором музыкантов, прямо как у «Чижа»:
Ударник, ритм, соло и бас,
И конечно Ионика.
Руководитель был учителем пения.
Он умел играть на баяне.
В общем, пока мужики «отдыхали» во время репетиций, репетировали мы, благо корифеи разрешали, немного подсказывали и доверяли свои недешёвые инструменты. С особым теплом, в этом плане вспоминаю ныне покойного Лебедева Сергея. Весёлый, большой и добрый был человек, давал для выступлений и свой немецкий бас и японскую гитару… Соответственно тогда в 1998 году и сыграли в первый раз Лысов Михаил, Николаев Владимир и Синюгин Сергей Борисович. А через год к нам присоединился Дмитрий Карпов и уже к 2000 году у нас был некий багаж из песен собственного сочинения. Но, до нового всплеска волны увлечением живой музыкой из середины «нулевых» наш коллектив, к сожалению, не дотянул и распался весной 2001 года.
Прошло почти 9 лет. Я продолжил сочинять песни, записывал их дома на компьютере и вот, моя супруга Мария, намекнула, что пора бы эти песни уже доносить до слушателей. Конечно же, первый мой звонок был Николаеву Владимиру. Вот как он сам вспоминает это время: (интервью Николаева В. для страницы Кибитки в сообществе VK в честь 13 – летия группы) «Ох, давно это было… Вроде осенью 2009 года, ты позвонил и сказал: давай играть, я написал пару – тройку новых песен. Я ответил – давай, почему бы и нет. И мы, как помню, довольно быстро подготовились и выступили на бардовском фестивале, он состоялся в октябре, в ДК Красный Октябрь, впервые исполнив песню Снег, только не под названием Кибитка, формально её ещё не существовало, но почин был. И, к следующему выступлению, на которое нас позвала О.В. Токарева, мы решили уже как-то назваться и… не помню, как именно возникла идея с названием Кибитка, вроде мы выбирали из нескольких вариантов, но решение приняли и с фестиваля ПроРок 2009 группа начала своё существование.»
Название выбрали, определились с первым трек листом, в который входила и совсем старая песня «Завод», на слова Антона Горбунова (однокурсник в КМК, дальше эта песня больше ни разу не исполнялась Кибиткой) и кавер на Алису и 2 совсем новые песни «Лети» и «Утро». Нужно было придумать логотип. Мотивами к его созданию стали сказочные иллюстрации в старой книге по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Думаю, что у многих перед глазами всплывёт эта картина, услышав первые строчки этого бессмертного произведения.
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты».
Хотя, как можно разглядеть на первом рисунке (рис 1), логотип мог выглядеть немного иначе. Я сделал несколько эскизов по средствам аппликаций из цветной бумаги, решением общего совета утвердили вариант №2 (рис 2), и используя небольшой багаж знаний в плане обработки картинок я создал наш первый логотип (рис. 3), который верой и правдой служил нам с 2009 – 2016год. В 2016 году логотип был «перелопачен» уже профессионалом, супругой Антона Иванова, Анной, который мы используем и по сей день. (рис. 4)
рис 1
рис 2
рис 3
рис 4
Заявка подана, логотип придуман, трек-лист назначен, последняя репетиция прошла накануне выступления. Единственное чего у нас не было, это ударника. Партию барабанов прописали на компьютере. Приехали в РДК, получили для выступления №4 (рис. 5) вышли и сыграли. Не припомню, что бы ощущалось особое волнение или сильные переживания перед выходом на сцену. Да, мандраж присутствовал, но не более того. Оценку себе поставили – ну, неплохо.
Трек лист:
– Солнце за нас
– Завод
– Лети
– Утро
рис. 5
Вот как про это выступления вспоминает Владимир Николаев:
«…я помню, что играли под "минус" (барабанов не было – дефицит кадров) (смеётся). Конечно, не обошлось без клякс и помарок, но программу показали. На фоне других участников, конечно, выглядело необычно… как-то аскетично. Ну видимо на то оно и первое…это выступления. Откровенно говоря, я от дебюта ждал большего эффекта. Но такое сложилось впечатление, что отработали просто по сценарию… На тот момент нас было двое. Тогда мы познакомились с "коллегами по цеху" нашли своих слушателей, вспомнили сцену....нашли Борисыча!!! Его нам очень тогда не хватало».
Да, действительно, на том фестивале был Сергей Борисович, он уже рвался с нами в бой, на сцену. Мы ему пообещали, что скоро начнём репетировать с ним вместе, втроём, проще говоря, позвали к нам в группу, а в этот раз мы всё же сыграем так, как готовились. Стоит отметить, что ни в одном из многочисленных молодых коллективов района, а их по сведениям Сергея Сабурского (председатель рок-клуба «Портал» г. Киржач) на тот момент было порядка 15 шт., Сергей Борисович не значился. Поговаривали, что играет старомодно, не прогрессивно и т.п., но, сейчас 2023 год, Сергей Борисович по-прежнему с нами в Кибитке, в строю, а вот групп этих нет уже очень давно. Время пишет наши истории, и шестерни часов неумолимо крутятся, вращая стрелки днём и ночью, год за годом. А следующее выступление Кибитки прошло уже в феврале 2010 года вместе с Сергеем Борисовичем, в городе Иваново на фестивале «Рок Февраль». Теперь нас было трое: Лысов Михаил – вокал, гитара; Николаев Владимир – бас, вокал; Синюгин Сергей – ударные. И вот тут волнение накрыло с головой. Выхода на сцену пришлось ждать с 9:00 до 19:00. Всё это время, в зале, сменяя друг друга, грохотали коллективы. Наш порядковый номер был 19. Мы жутко устали дожидаясь, при этом сами не знали, что в музыкальном плане из себя представляли. В момент выхода на сцену мне хотелось лечь около микрофона, свернуться калачиком и уснуть. Жуткое волнение, даже некий испуг. Цвет Вовиного лица был: ярко бело-зелёный! Публика была суровая, и поначалу нас восприняла скептически, но к третьей песни стала более благорадушной. Как итог: получили огромный и бесценный опыт, заняли третье место в своей категории. Но всё же, я не советую начинающим группам с ходу влетать на большие сцены, больших фестивалей.
«Блестит трава
Умытая росой,
Небо, отражая синевой.
И первый вдох разбужено дня,
Лёгкий ветер плыл мимо меня.
Качая облака, поглаживая лес, умчался в никуда….»
Часть вторая. Музыканты.
По духу своему, Кибитка – это творчество в движении, но об этом поговорим чуть позже, а по сути, у нас клуб по интересам. Нет среди музыкантов группы кровных и родственных связей, музыкальные предпочтения у всех разные, да и жизненные ритмы нельзя назвать схожими. Даже спустя столько лет, мне не удастся объяснить вам, каким образом всё это работает. Любой коллектив (не важно, рабочий ли, музыкальный и т.п.) это живой организм, со своими тонкими связями, устоями, традициями. Например, у Кибитки есть одна большая, давняя традиция. С 2012 года, группа не играет концерты во время Великого Поста. А так же, к традициям можно отнести и наш ежегодный рождественский, акустический концерт, который так же неизменно проходит каждую зиму с 2012 года.
Так кто же все те, кто был с нами под одним шатром? Кто-то сошёл, кто-то запрыгнул, но обо всех по порядку. Итак:
Про себя писать не буду. Это и не правильно и не честно, да и стоит ли…? Рассказ и так от первого лица и все мои размышления на тему коллектива это и есть данная книга.
Владимир Николаев.
Один из основателей и первых участников группы. В самом начале Вова исполнял некоторые песни, такие как «Снег», «Что внутри», пел каверы на Кино и Алису. Соответственно основной его ролью в Кибитке являлась бас – гитара. При его участии была написана музыка к песне «Севера солнце». А вот как сам Вова вспоминает своё самое запоминающееся выступление:
– Ты провёл в составе Кибитки почти 4 года. Какое выступление стало для тебя самое запоминающееся?
Акустика «По крещенской дороге» 14.01.2012г. (Это первый акустический концерт Кибитки, который впоследствии стал ежегодным и традиционным, прим. Лысов М.). На мой взгляд, довольно оригинально получилось. Совпало всё: плейлист и свет, звук и публика. Тогда я поистине кайфанул. Даже видео с того концерта где-то гуляет.
Владимир дважды покидал группу. В первый раз в 2011 году, его место, как басиста, занял я, а гитаристом пригласили Дмитрия Карпова, но спустя пару месяцев Вова вернулся в коллектив и проиграл там до своего окончательного ухода в августе 2013 года.
Сергей Борисович Синюгин.
Или попросту Борисыч, но, так его могут называть не все. Я всегда говорил, группа не сможет просто взять и выступить без двоих участников. Соответственно без меня и без Борисыча. Как многие говорили, да и говорят до сих пор, стиль его старомодный, не прогрессивный, но для нас идеальный. А возраст? Тут достаточно посмотреть на участников группы The Rolling Stones как пример, где деду Мику на данный момент 79 лет, значит, есть куда ещё расти! Сам Сергей Борисович на вопрос: когда на покой? До каких пор ещё будешь играть? Всегда отвечает:
«До тех пор пока вперёд ногами не понесут. Но понесут только со сцены!!!»
А вообще, Борисыч очень добрый, но не многословный человек, поэтому вряд ли вы увидите где-то безудержно болтающего барабанщика Кибитки.
Ударные инструменты для него это «священная корова», поэтому Сергея Борисовича частенько зовут настроить барабаны, посоветоваться перед покупкой или попросту услышать его мнение по имеющемуся вопросу, связанному с ударными. Но, не барабанами едиными, Борисыч отличный джазовый гитарист, иногда он играет в группе Вектор джаза, а так же передаёт нам, гитаристам коллектива свой гитарно-джазовый опыт, ну и конечно же, он превосходный художник. Думаю, вы уже догадались, чьи картины лежат в основе оформления нашего дебютного альбома «Белые сказки» и моей книги со стихами «Колосья золотые».
Двигаемся дальше. И в 2011 году в коллектив пришёл новый участник. Гитарист. При каких обстоятельствах он пришёл я уже писал чуть выше.
Дмитрий Карпов.
С приходом Димы звучание коллектива, несомненно, изменилось. Звук стал плотнее, так как гитаристов стало двое, песни зазвучали более «злее», напористее, ну и конечно соло стало очень «скоростным». А вот как про музыку Кибитки говорил сам Дмитрий в эфире передачи «Не случайный гость» на радио «Золотая Сова».
…наша музыка не только для тех, кому хочется конечностями подрыгать, но и для тех, кто любит поразмыслить над насущными и вечными вопросами.
Участником Кибитки Дима был с 2011 – 2016 год. Является музыкальным соавтором песен: «Не успел», «Рок-н-ролл», «Весна», «Я Русский». В 2016 году, Дима вышел из Кибитки на «остановке» «Лидер» и с тех пор является участником данного музыкального коллектива. А мы движемся дальше. И следующим участником пополнившим ряды группы стал Иван Гришин, который пришёл на смену Владимиру Николаеву в 2013 году.
Иван Гришин.
Я помню этот телефонный разговор с Ваней осень 2013 года:
– Алло!?
– Алло!
– Вань, привет!
– Привет, Миш!
– У нас Вова Николаев ушёл из группы, хочешь поиграть в Кибитке?
– Когда репетиция???
– Завтра!
– Я буду!
Вот так просто Ваня оказался у нас в группе, ровно 10 лет назад. Спокойный, рассудительный, он как весы в нашем коллективе, бывает, что не даёт разгореться страстям, когда например, у меня уже всё «искрит» от злости на концерте или Антон мечет молнии и «пинает» всё вокруг. Тогда Ваня берёт на себя миссию «успокоительной таблетки». Но, уж если Ваню выбить из душевного равновесия, то не по себе становится всем! Басисты, видимо они такие! Вот бывает, аранжируем песню, а там «затычка», «застряли», «не идёт», тогда я спокоен, Ваня возьмёт и решит вопрос, предложив свежую идею.
Переходим в 2014 год. Тогда я решил, что играть на гитаре мне не хочется, и буду-ка я просто вокалистом. Для поддержания плотности звука необходим был ещё один гитарист. Я позвал в группу «старого, прожженного волка» Владимира Исаева.
Владимир Исаев.
У Вовы за плечами был громаднейший концертный опыт. И бесчисленное количество выступлений с Народным коллективом группой «Турнир», а так же в составе закончившей на тот момент группы «Нерв». За пару минут Вова мог закинуть все свои инструменты в машину и стартовать в любом направлении, что бы подняться на сцену. И тут и там становясь «своим парнем» в любой тусовке. В группе он был с 2014 – 2017 год, но до сих пор все участники вспоминают его с особым теплом. Любимой его песней стала «Повозка», которую он сам исполнял на концертах.
Повозка.
Вдаль неси печаль мою ветер
Пламенеет восход.
Снова пальцами струны задеты
Ветер эту песню несёт.
Собирать пыль дорог пока лето
Умываясь дождём.
У костра песни петь до рассвета
Согреваясь огнём.
Там, где путь развернулся обратно
Уводя за собой.
В свете солнца согреться приятно,
По дороге домой.
Всем тем, кому солнце светит,
Эта моя песня летит.
Скрип колёс и повозка на рассвете,
Колокольчик звенит.
Антон Иванов.
Самый крайний из пришедших музыкантов в коллектив. С Антоном мы пели вместе в хоре «Киржэль» летом 2015 года. Ситуация в Кибитке была следующая: Дмитрий Карпов всё больше времени стал уделять новому коллективу «Лидер» и стало понятно, что скоро он уйдёт. Тогда я намекнул Антону, что если есть желание, то можно уже готовиться к тому что бы поехать дальше с нами вместе. Я по-прежнему не рассматривал себя в качестве поющего гитариста. К репетициям преступили в январе 2016 года, а дебют Антона в качестве гитариста состоялся 4 мая 2016 года. С тех пор прошло 7 лет и Антон давно уже не просто гитарист, а флейтист и бэк-вокалист, заводила на сцене и вне её, да и к тому же исполняет функцию специалиста «по связям с общественностью», организации мероприятий. И пусть иногда он ворчит, шевеля усами, и ругается, но мы точно знаем, что это всё во благо коллектива!
Как говорит о своей роли в Кибитке сам Антон:
– мы здесь все кирпичики в большой стене. Которая и есть творчество Кибитки.
После ухода в самом конце 2016 года Владимира Исаева у Кибитки сформировался состав, который вы можете наблюдать на сцене в данный промежуток времени:
Михаил Лысов – вокал, гитара;
Антон Иванов – гитара, вокал, флейта.
Иван Гришин – бас;
Сергей Синюгин – ударные.
Часть третья. Творчество.
Творчество это безбрежная река, которая бежит своей бесконечной «дорогой вдаль» и только там, где река перестаёт пополняться новыми ручьями, родниками она останавливается, затягивается ряской, трясиной и совсем скоро превращается в болото. Что бы болота обходить стороной и двигаться постоянно вперёд мы назвались Кибиткой. Вот такое оно – творчество в движении.
За всё время, пока существует Кибитка, мы так и не определились в каком стиле, жанре и направлении играем. Наверное, это хорошо, потому как в нашем творчестве нет рамок, искусственно созданных барьеров и каких-то непреодолимых необходимостей. Сложно, к примеру, представить, что на концерте, скажем группы Ария, мы услышим джазовые ноты. Но, это я так, очень резко задал границы, за то понятно о чём речь. Когда на различных фестивалях требуется указать, при подачи заявки, стиль, жанр и т.п., для нас это становится небольшой проблемой.
С самого начала мы старались составлять свои программы из песен собственного сочинения, т.е. авторских. И на тот момент, когда я для вас пишу эту книгу, за 13 лет, Кибитка сыграла 85 авторских песен. Для непрофессиональной группы, которая не получает денег за своё творчество, считаю такое количество очень неплохим. Но, как показывает практика и время, этот путь требует огромного терпения, выдержки и немалого умения. Сейчас, так называемое «время кавер-групп». И, правда, их огромное количество. Для организаторов фестивалей такие коллективы жизненно необходимы и я их понимаю, ведь люди, заплатившие тебе за вход деньги, уже немного разгорячённые ждут песен, которые им хорошо знакомы, слыша хиты, весёлая публика танцует, поёт и остаётся довольной. Как правило, со сцены звучат бессмертные боевики групп КиШ, Кино, Арии, Сектора Газа, а ближе к вечеру можно замахнуться и на «святое» Руки Вверх! В выигрыше все. Организатор за то, что сделал людям хорошо, люди, за то, что организатор сделал хорошо им. Бывают случаи, когда такими группами заполняют весь фестиваль. И тогда, можно за целый день услышать: раз 6 «Лесника», раз 8 «Кукушку», пару тройку раз «Беспечный ангел» и, конечно же «… ты со мною забудь обо всём, эта ночь нам покажется сном…» от разных коллектив. Примерно, соотношение слушателей подходящих к сцене для танцев на такой дискотеке с живыми музыкантами это 3/5 от общего числа зрителей. 1/4 вообще не интересно, что там, у сцены происходит, ну и 1/4 подходит послушать коллективы, выступающие со своим репертуаром. Это и есть та самая, «наша публика». Как заинтересовать слушателя, расположить его к себе, играя песни, которые они впервые слышат? Здесь есть свои нюансы и хитрости, приходящие с опытом, которые в большинстве случаев работают. Например, бить с первой до последней песни в одну тематическую точку. А какие ещё хитрости? Их много. Приходите на концерты и всё увидите сами. Я не говорю плохо про кавер-группы, ребята они могут быть замечательные, технари отличные, сыграны бесподобно, но только одно но, то чем они занимаются, это не творчество. А в истории написанной чернилами на бумаге останутся КиШ, Кино, Арии, Сектора Газа и «святое» – Руки Вверх. Вот как-то так.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги